научная статья по теме СВОБОДА СОВЕСТИ В КОРАНЕ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «СВОБОДА СОВЕСТИ В КОРАНЕ»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015, № 4, с. 54-63

СВОБОДА СОВЕСТИ В КОРАНЕ © 2015 г. Азер Аскер оглы Мамедзаде1

Аннотация: в статье на основе анализа многочисленных коранических аятов рассматривается свобода совести человека в контексте концепции свободы человеческой личности в исламе. В логической последовательности раскрываются содержание и смысл Божественных установлений, данных человечеству в Священном Писании, прямо или косвенно связанных со свободой совести человека. Дается их толкование видными учеными в данной сфере. Свобода совести человека расценивается как один из основных принципов Корана, действующих на протяжении коранических событий как изначальная основа, на которой должны базироваться пути, ведущие к истинной вере в Аллаха. Тем самым обосновывается понимание Корана как теологического источника свободы совести в исламе, образующего основу его становления в мусульманском праве. Отмечается, что главная цель Божественного Откровения состоит в наставлении человека на правильный путь, ведущий к всестороннему совершенствованию личности и ее духовному прогрессу.

Annotation: this article examines the matter offreedom of religion (or freedom of belief) in the context ofpersonal freedom of an individual in Islam based on the analysis of numerous Koranic verses. The author describes the substance and the meaning of the Divine Revelation (given through the Holy Scripture) to the mankind, directly or indirectly related to freedom of religion; provides for interpretation by the prominent scholars.

Freedom of religion is considered to be one of the key principles of Koran being the foundation of all Koranic events as the basis for movement towards the true belief in Allah. Thereby, the author justifies the understanding of Koran as a theological source offreedom of religion in Islam, thus, indicating and underlining its place in the development of Islamic Law.

The author denotes that the key goal of the Divine Revelation is to point an individual in the right direction to bring him/her to overall development of personality and spiritual progress.

Ключевые слова: Аллах, ислам, Коран, пророк Мухаммад, аят, свобода человека, свобода совести, свобода выбора, религия, религиозная совесть.

Key words: Allah, Islam, Koran, prophet Muhammad, Koranic verse, individual freedom, freedom of religion, freedom of choice, religion, religious conscience.

Мусульманский мир осмысливается как мир людей, свобода совести которых проистекает из вероучения ислама, главным источником которого является Священное Писание - Коран. Именно через него мы приходим к мнению, что ислам -религия, содержащая не только теологию, которая устанавливает догмы, но и предписание верующим, что они должны делать и чего не должны. Ислам определяет права и свободы человека исключительно в соответствии с волей Всевышнего, явленной в Коране и Сунне. Эта мысль подчеркивается в преамбулах Универсальной исламской декларации прав человека (1981 г.)2 и Каирской

1 Юрисконсульт ООО "ГрандТитул", докторант Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана, кандидат юридических наук, доцент (E-mail: azerasker@yahoo.com).

2 См.: Универсальная исламская декларация прав человека //

http: // www.alhewar.com/ISLAMDECL.html

декларации о правах человека в исламе (1990 г.)3, которые компилировались выдающимися мусульманскими учеными, юристами, представителями исламских движений и мыслителями на базе Корана и Сунны. Всякий человек имеет право на свободу совести и вероисповедания в соответствии со своими религиозными убеждениями (ст. 13 "Право на свободу религии" Исламской декларации), и каждый имеет право жить в безопасности для себя лично и своей религии (ст. 18 Каирской декларации).

Вероучение Ислама, - пишет глава Управления мусульман Кавказа Шейх-уль-Ислам, проф. Аллахшукюр Пашазаде, - изначально рассматривая личность как высшую ценность общества, предполагает признание самоценности свободы как естественного состояния личности.

3 См.: Каирская декларация о правах человека в исламе // http: //www1.umn.edu/humanrts/instree/cairodeclaration.html

При этом роль веры не исчерпывается пассивным утверждением идеала свободы в сознании человека. Неоценимо и непреходяще ее значение как великого преобразующего фактора, дающего мощный импульс стремлению к свободе и ее реальному осуществлению. В 64 аятах Корана содержится указание на первостепенную важность идей о выборе и приобретении, смысл которых состоит в утверждении непротиворечивости характера взаимосвязи между постулатом о всеохватности Божьего знания и универсальности Его могущества, с одной стороны, и с другой - способностью человеческого разума самостоятельно делать заключения и выбирать решения4.

Свобода человека в мусульманском обществе прежде всего проявляется в свободе его совести, т.е. в свободе выбора мировоззренческих убеждений в целом. Решение этой важнейшей мировоззренческой проблемы базируется на откровениях о свободе человеческой воли, содержащихся в Священном Коране: "Истина - от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет пусть не верует" (18:29)5. В Коране прямо сказано Пророку Мухаммаду, чтобы тот счел его для себя указанием к действию, реальностью, исходящей от Аллаха. И пусть тот, кто хочет, принимает ее, кто хочет - отвергает6. Этот аят в таком же смысле перевели акад. Ю.И. Крачковский7, профессора Г.С. Саблуков8 М.-Н.О. Османов9. Известный саудовский толкователь Корана Абд ар-Рахман бин Насир ас-Саади, раскрывая этот аят, пишет: "И всякий, кто пожелает уверовать, может уверовать, а всякий, кто пожелает исповедовать неверие, может поступить так. Для человека нет иного пути: либо он встает на прямой путь, либо он вступает на путь заблуждения. Аллах наделил его волей, благодаря которой он самостоятельно выбирает между верой и неверием, между добром и злом. Если человек уверует, то он встанет на прямой путь, если же он откажется уверовать, то ведь ему известна истина и никто не заставляет его исповедовать правую веру. Всевышний сказал: "Нет принуждения в религии. Прямой путь уже от-

4 См.: Пашазаде А.Г. Ислам на Кавказе: опыт историко-культурного анализа. Баку, 2005. С. 263.

5 См.: Коран / Пер. Э. Кулиева. М., 2003.

6 См.: Сейед Камал Факих Имани. Свет Священного Корана. Разъяснения и толкования / Пер. Сейед Аббас Садр Амели. Т. VI. СПб., 2008. С. 34.

7 См.: Коран / Пер. и ком. И.Ю. Крачковского. М., 1986.

8 См.: Коран / Пер. смыслов Г.С. Саблукова // Ьйр://гоуаШЬ. сот/геаё/когап/когап_регеуоё_8т181оу_8аЫикоуа.Ыт1#0

9 См.: Коран / Пер. и ком. М.-Н.О. Османова. М. - СПб., 2011.

личился от заблуждения" (2:256)10. Признание религиозной свободы подразумевает признание существования разных религий и убеждений. Пророк Мухаммад подчеркнул это в первой конституции Медины11. Право на религиозное убеждение - одно из важнейших прав человека. Свобода вероисповедания как неотъемлемая часть свободы совести является правом каждого человека. И никто не вправе в этом оказать на него давление, поскольку вера и убеждение каждого зависят от его сердца и совести12. Религиозная совесть мусульманина предполагает такое внутреннее самопринуждение в целях обеспечения справедливости во взаимоотношениях с другими людьми, которое исходит из чувства ответственности верующего перед Высшим Судией, повышающего его собственный контроль за своими действиями13.

Право на свободу совести и религии занимает особое место в исламе. Убеждения человека в исламской религии основываются на принципах свободы мысли, свободы выражения своего мнения. Человек принимает мусульманскую религию путем убеждения, а не принуждения14. Об этом свидетельствует аят: «Он сказал: "О мой народ! А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа и Он даровал мне милость от Себя, которая недоступна вашим взорам? Неужели вы полагаете, что мы стали бы принуждать вас к этому при том, что вам это ненавистно"» (11:28)15. Данный аят проф. М.-Н.О. Османов переводит: "Стал бы принуждать вас [принять] их, если они вам ненавистны?" (11:28)16, акад. Ю.И. Крачковский: "Неужели мы будем ее навязывать вам, раз она вам ненавистна?" (11:28)17, а проф. Г.С. Саблуков: "Заставим ли мы её быть неотлучно с вами, в то время как вы отвращаетесь от неё?"18. Известный исламский ученый-правовед, толкователь Корана и хадисов XIV в. Исмаил ибн Касир комментирует этот аят следующим образом: «"Неужели мы будем её навязывать вам", - т.е. заставлять принять её, когда вы её ненавидите?»19.

10 См.: Абд ар-Рахман бин Насир ас-Саади. Толкование Священного Корана / Пер. Э. Кулиева. М., 2010. С. 301.

11 См.: Сурдель Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург, 2006. С. 76.

12 См.: Мухаммад Садик Мухаммад Йусуф. Права человека в Исламе. СПб., 2008. С. 43.

13 См.: Пашазаде А.Г. Указ. соч. С. 269.

14 См.: Шалтут М. Ислам и международные отношения. Каир, 1979. С. 14.

15 См.: Коран / Пер. Э. Кулиева.

16 См.: Коран / Пер. и комм. М.-Н.О. Османова.

17 См.: Коран / Пер. и комм. И.Ю. Крачковского.

18 Коран / Пер. смыслов Г.С. Саблукова.

19 Комментарии Великого Корана ибну Касир Димашки /

Абуль-Фида Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки;

пер. с араб. А. Вахитов. Т. 4. М., 2013. С. 145.

Выдающийся иранский аятолла XX в., признанный толкователь Корана Мухаммад Хусейн Табатабаи в своем труде "аль-Мизан фи тафсир аль-Куран" ("Весы справедливости в толковании Корана") об этом аяте пишет: "Пророк, посланный Аллахом, обладает всеми возможностями для того, чтобы сполна выполнить свою миссию, и он объяснил это людям. Но они из-за кичливости и гордыни не уверовали в него. Но и заставить их уверовать в это не является его миссией, так как в религии Аллаха нет принуждения"20.

В комментарии "Свет Священного Корана", предпринятом группой авторитетных мусульманских богословов при Исламском центре научных исследований под руководством аятоллы Сейеда Камала Факиха Имани, приводится следующие толкование: "Несмотря на все бессмысленные нападки и ложные обвинения в свой адрес, пророки неизменно проявляли терпимость к своим противникам, используя д

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком