научная статья по теме «СВОБОДОМЫСЛИЕ» КРИСТОФЕРА МАРЛО И ЭДВАРДА ГЕРБЕРТА КАК ПРЕДВЕСТНИК АНГЛИЙСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему ««СВОБОДОМЫСЛИЕ» КРИСТОФЕРА МАРЛО И ЭДВАРДА ГЕРБЕРТА КАК ПРЕДВЕСТНИК АНГЛИЙСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА»

жттшятттжАштвтттжтт

Верховодов Е. т., Курзенин Э. Б., Цыганов т. Ж. «СВОБОДОМЫСЛИЕ» КРИСТОФЕРА МАРЛО Ж ЭДВАРДА ГЕРБЕРТА КАК ПРЕДВЕСТНИК АНГЛИЙСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА

В статье анализируется творчество малоизвестных политических деятелей Англии периода раннего нового времени Кристофера Марло, Эдварда Герберта, Томаса Брауна, критиковавших католицизм и заложивших идейную основу для будущего течения либерализма, бывших идейными предвестниками политики религиозной толерантности, получившей развитие только в новейшее время.

Ключевые слова: свободомыслие, Кристофер Марло, Эдвард Герберт, Томас Браун, либерализм.

Verkhovodov E. V., Kurzenin E. B., Tsyganov V. I. «FREETHOUGHT» OF CHRISTOPHER MARLOWE AND EDWARD HERBERT AS A HARBINGER OF ENGLISH LIBERALISM

The article is devoted to the works of Christopher Marlowe, Edward Herbert, Thomas Brown, those little-known political figures of the early modern period of English history, who criticized Catholicism and laid the ideological foundation for the future flow of liberalism, being ideological forerunners of religious tolerance policy developed only in contemporary times.

Keywords: freethought, Christopher Marlowe, Edward Herbert, Thomas Brown, liberalism.

Верховодов Е. В.

Как известно, именно Англия стала первым правовым государством Старого Света. Этому предшествовали века государственно-правовых преобразований, революций, социальных потрясений, и конечно, развития политико-правовых идей. Наиболее плодотворным в этом отношении явился XVII в.

Вторая половина XVI и весь XVII в. явились временем бурного развития Англии. Капиталистические отношения победили в важнейших отраслях ее экономики. Сотни и тысячи пролетариев трудились, не разгибая спин, во имя прибылей хозяев многочисленных мануфактур, овцеводческих ферм, шахт и т.д.) Опираясь на все возраставшую экономическую мощь, английская буржуазия и «новое» (обуржуазившееся) дворянство в ходе классовых битв двух революций (1640-1660 и 1688 гг.) сломили сопротивление феодальной аристократии и захватили политическую власть.

Разгромив своих торговых соперников — Испанию, Голландию и Францию, Англия надолго превратилась во владычицу океанских просторов1. Певец английской революции Джон Мильтон писал: «Умственным очам моим является доблестная и могущественная нация, просыпающаяся бодрой и свежей ото сна подобно сильному человеку, разом вставшему и тряхнувшему кудрями; она представляется мне орлом, который вновь стал молодым и сильным»2.

Быстрый прогресс производства и торговли был тесно связан с развитием науки. Научные достижения давали убедительные аргументы в руки критиков богословно-схоластических теорий. Создание Гарвеем теории кровообращения, химические опыты Бойля, изучение земного магнетизма Джильбертом и особенно гениальные открытия Ньютона в области механики и математики составили замечательную эпоху в истории мировой науки. Однако для того времени особенное значение имели достижения в области философии, служившей теоретической и методологической основой гуманитарных знаний и естественнонаучных поисков. В конце XVI и начале XVII вв. создавал свои труды Френсис Бэкон. Его произведение «Новый Органон» стало манифестом новой, свободной от влияния

1 Остроумов С. В., Остроумов Н. В., Романовская В. Б. Идейно-политические и правовые течения в Англии XIX века // Евразийский юридический журнал. — 2015. — № 1 (80). — С. 117.

2 Мильтон Дж. Речь о свободе печати. Ареопагитика. — Казань, 1907. — С.48.

Курзенин Э. Б.

античных и средневековых авторитетов науки3. Бэкон в названной работе выступает смертельным врагом схоластики и смелым пропагандистом новой науки, основанной на экспериментальном изучении природы. В его работах видна вера в силу человеческого разума, призыв к изучению тайн природы, презрение к слепому преклонению перед авторитетами4. «В Британии того времени политическая жизнь во многом определялась экономическим прогрессом, но не только. Интеллектуальное развитие британского общества в изучаемое время было впечатляющим и имело жесткое императивное влияние на динамику политических отношений. Всплеск продуктивных идей о государстве и праве, экономике и политике, появление новых имен, которым суждено было изменить ход английской политической истории»5. «Передовые люди того времени постепенно пришли к пониманию необходимости секуляризировать

Цыганов В. И.

3 Курзенин Э. Б., Сальников В. П. Идеи естественного права в трудах Гуго Гроция // Евразийский юридический журнал. — 2014. — № 12. — С. 121.

4 Минеева Т. Г., Романовская В. Б. Английское государство позднего средневековья: правовые основы экономической и финансовой политики: Монография. — Н. Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2006.

5 См.: Кондратьева А., Романовская В. Б., Федюшкина А. И. Идеи

о праве в работах европейских мыслителей начала Нового времени

// Юридическая наука: история и современность. — 2013. — № 11.

Верховодов Е. В., Курзенин Э. Б., Цыганов В. И.

научный поиск, вывести его за рамки теологии. Выдающиеся ученые позднесредневековой Европы стремились к автономии богословия от науки, что не могло не способствовать быстрому развитию последней»6.

Однако не только научные достижения определили специфику английского свободомыслия. Свежий ветер революции, всколыхнувший английское общество, оказал могучее воздействие на мировоззрение миллионов людей, принадлежащих к различным классовым группам. Революционная борьба английской буржуазии, а также крестьянства и горожан была направлена не только против политической власти и экономических привилегий феодалов, но и против идеологических основ их сословных привилегий. Мировоззрение народных масс находилось под влиянием различных религиозных учений. Поэтому идеологическая борьба не только в период Реформации XVI в., но и в революционную эпоху XVII в. с неизбежностью приняла характер столкновений различных конфессиональных позиций. Каждая из тех социальных групп, которые вступили в революцию с надеждой добиться осуществления своих стремлений, имела свое идеологическое знамя, освященное авторитетом Библии. Это были католики, пресвитериане-кальвинисты и многообразные разветвления так называемых индепендентов — независимых религиозных течений. Обилие различных сект и реформистских течений свидетельствует о сложности классового состава революционного лагеря. В Англии того времени существовало больше сотни церковных школ и сект. Их вожди рьяно доказывали правильность своего понимания священных книг (и, следовательно, своей социально-политической программы) и «еретичность» воззрений противников.

Однако среди этого моря церковных распрей и библейских диспутов возникло и развилось принципиально новое идеологическое направление — свободомыслие. Правда, число его сторонников было еще невелико, но именно ему принадлежало будущее. Оно зародилось среди представителей интеллигенции, овладевших вершинами тогдашней науки и поэтому сумевших намного глубже, чем их современники, проникнуть в сущность развертывавшихся событий.

Хотя «нечестивые взгляды» проникали на Британский остров уже с XIV в., в чем можно убедиться, читая «Кентер-берийские рассказы» Дж. Чосера, однако истинным началом «собственного» английского свободомыслия принято считать деятельность сложившегося к концу 80-х гг. XVI ст. в Кембриджском университете кружка молодых преподавателей и студентов. По позднейшему признанию раскаивавшегося в грехах юности члена кружка Габриэля Гарви, «они не страшились ни доброго малого Сатаны, ни мастера Вельзевула, ни сэра Священника, ни самого милорда Правительство: по их мнению — о, гнусный атеизм! — ад лишь путало, а святые небеса — только диковинная тряпка...»7.

Среди кембриджских вольнодумцев наиболее известен Кристофер Марло (1564-1593). О его короткой жизни известно мало. Сын сапожника из Кентербери8, которому посчастливилось получить образование в Кембриджском университете (1580-1586), приобрести славу поэта и драматурга, слыл среди своих набожных современников кем-то вроде главаря целой секты безбожников. Один из пуританских проповедников Томас Берд (будущий учитель Оливера Кромвеля), оправдывая убийство Марло, утверждал, что тот отрицал Бога, его сына Иисуса Христа и не только богохульствовал на словах против

6 Романовская Л. Р., Романовская В. Б. Религия и право в политической жизни средневековой Европы // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2014. — № 4. — С.

173.

7 Цит. по: Buckley G. T. Atheism in the English Renaissance. — N. Y.,

1965. — P. 85.

8 См.: Парфенов А. Т. Кристофер Марло, 1564-1593. — М., 1964. — С.

23, 24 и др.

троицы, но даже писал такие книги, в которых доказывал, что спаситель — обманщик, а Моисей — фокусник и колдун, что Библия есть собрание пустых и нелепых сказок, а религия — изобретение политики9. Свидетельские показания королевского шпиона Ричарда Бейнза и близкого знакомого драматурга Томаса Кида позволяют конкретизировать это утверждение Берда. Марло доказывал, что многие дела, которые приписываются божьему всемогуществу, могут совершаться волей людей. Христос и другие новозаветные персонажи лишались им божественных черт и ореола святости; Иисус — незаконнорожденный сын плотника, отношения его с апостолом Петром — со-домистский грех, Павел-фокусник, женщина из Самарии и ее сестра — публичные женщины, не оставившие свое ремесло после знакомства с Иисусом10.

Марло рассказывал о вопиющих противоречиях в библейских книгах11.

Когда знакомишься с его пьесой «Мальтийский еврей», то создается впечатление, что обвинители Марло вряд ли грешат против истины. В прологе пьесы он выводит Макиавелли, в уста которого вкладывает такие знаменательные слова: «Религию считаю я игрушкой и утверждаю: нет греха, есть бедность» (пер. Ф. Рождественского)12. Произведение Марло «Трагическая история доктора Фауста» пронизывает широко распространенная среди гуманистов идея независимости морали от религии. В словах Фауста: «Да, вечной смерти мы обречены» — содержатся сомнения в бессмертии души и страшном суде13. Главный герой пьесы «Тамерлан» — велики

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком