научная статья по теме Своеобразие хронотопа якутского мира в романе Н. Е. Мординова-амма Ачыгыйа «Весенняя пора» Биология

Текст научной статьи на тему «Своеобразие хронотопа якутского мира в романе Н. Е. Мординова-амма Ачыгыйа «Весенняя пора»»

Литературоведение

УДК 821.512.157-31Амма Аччыгыйа.06

Ноева Саргылана Еремеевна,

кандидат филологических наук Учреждение Российской академии наук Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН г. Якутск, Россия laanka@mail. т

СВОЕОБРАЗИЕ ХРОНОТОПА ЯКУТСКОГО МИРА В РОМАНЕ Н.Е. МОРДИНОВА-АММА АЧЫГЫЙА «ВЕСЕННЯЯ ПОРА»

Статья посвящена изучению особенностей якутского мира в прозе якутского писателя Н.Е.Мординова-Амма Аччыгыйа. Анализируя категории времени и пространства, архетипику, систему персонажей в их объективно-логической связи, автор прослеживает жанрово-стилевое своеобразие поэтики, пути эволюции писательского стиля Н.Е.Мординова.

Ключевые слова: роман, хронотоп, архетипика, романное мышление, метод, стиль, жанр.

40-70-е годы ХХ века в истории якутской литературы обозначены как период, в котором возник, оформился якутский роман как особая жанровая модель. В зарождении данного жанра, развитии романного мышления как стилеобразующего начала в якутской литературе творчество народного писателя Якутии Н.Е.Мординова-Амма Аччыгыйа занимает особое место.

В данной статье предпринята попытка рассмотреть хронотопический комплекс в романе «Сааскы кэм» (Весенняя пора) (1944) Н.Е.Мординова-Амма Аччыгыйа. Художественное время и пространство в романе заслуживает специального научного исследования, так как данная область поэтики писателя остается в якутском литературоведении до сих пор недостаточно изученной.

Рассмотрение особенностей воспроизведения категорий пространства и времени в романе представляется концептуально важным, так как исследование категории хронотопа имеет существенное значение для раскрытия особенностей художественного отражения действительности, специфики внутреннего мира произведения, фундаментальных вопросов содержания и формы, закономерностей их восприятия. Поэтому роман «Весенняя пора» как один из первых романов в якутской литературе, имеющий исключительное значение в становлении жанра, оформлении уникального характера якутского романа, требует особого рассмотрения.

В романе «Весенняя пора» время играет важную роль в организации композиции, стилистического, изобразительного, языкового плана. Образ автобиографического героя Микиты Ляглярина раскрывается в биографическом времени, которое в разных аспектах повествования приобретает черты природно-циклического, семейно-бытового, календарного времени.

Основное сюжетное значение времени соотносится со становлением личности, детством, юностью, взрослением Микиты. Деление на периоды (поры, ступени, стадии) имеет существенное значение для романа. Время оказывает огромное воздействие на личность героя, чье становление подразделяется на несколько временных стадий. - 144 -

В начальной стадии (детские года Микиты) существенна роль модели «семьи», характеризующейся «аласным» (алас - елань) временем, пространством маленького балагана Лягляриных. Юность Микиты проходит в городе Якутске. Данный топос, в первую очередь, бинарно противостоящий начальному миру героя - аласу, наслегу, символизирует начало новой жизни. Также вовлеченность героя в среду революционеров, людей с новыми взглядами, определяет инфернальную природу города как пространства, порождающего социальные изменения, революции.

В данном случае уместно употребление термина "преодоление", как характеристики действия эволюционирующего героя. Выход героя из закрытого пространства в открытое определяется именно жанром произведения. Поэтому вполне закономерен путь героя Амма Аччыгыйа, который преодолел и расширил свое пространство, как и подобает его романному статусу. Герой романа совершает переход к более высокому уровню, реализует себя в новом облике.

Пределы романа пролегают в конкретном осязаемом реальном пространстве, что присуще структурной, жанровой специфике историко-революционного романа. Так, географические реалии, представленные в начале романа аласным хронотопом (речка Талба, Амга, Дулгалаах), расширяются до реалий, представляющих универсальность, космополитизм.

Авторское понимание времени раскрывается в тесной связи с историческим временем, основной характеристикой которого является открытость. Расширение пространства (балаган, алас, интернат, школа, техникум, Якутск, Москва), достигающее особой панорамности в конце романа, находится в прямой зависимости от движения времени. Пространство города, где проходит юность Микиты, характеризуется усилением индивидуализации образа героя. В конце романа перед Микитой раскрывается дорога жизни, олицетворяя будущее главного героя: «Величавая, прекрасная Лена река словно широкая дорога раскинулась перед Микитой» [2; 355].

Сюжетно-формирующим значением обладает пространство, как это свидетельствуют названия глав романа второй редакции: «В маленьком балагане», «По тернистому пути», «Большие перемены», «Начало пути».

На особый временной характер указывает также насыщенность текста романа различными сказками, легендами, мифами, базирующимися на генетической памяти народа. Н.Е.Мординовым создана модель романного хронотопа, где основой текста является модель начального (пренатального) для народа времени. По утверждению В.Т.Петрова, "прямолинейность повествования, возникшая в результате изображения цепочки поступков героя, способствовала преобладанию в якутской прозе, в частности в жанре романа, однонаправленного художественного времени" [3; 81]. Однако именно в данном романе намечаются попытки расширения художественного пространства и времени путем внедрения в ткань произведения нарратива (воспоминаний, сновидений персонажей, сказок, загадок бабушки Дарьи) как приема, углубляющего внутреннее пространство текста и изменяющего (возвращающего) временной ход произведения.

Пространственно-временное мировосприятие, представленное календарным хронотопом, обретает оригинальные конфигурации. Календарный комплекс раскрывает этиологию, специфику якутского восприятия мира, базирующуюся на циклическом считывании времени. Время календарное подчиняет себе преимущественно все объекты романов первых якутских романистов, ощутивших изменения исторической эпохи и сумевших представить своеобразие якутского художественного мышления.

Таким образом, вся система хронотопического (в том числе раскрывающийся максимально сюжет, модели нового времени, герои, сумевшие выйти в открытое пространство), реализованная в художественной ткани данного произведения, усиливает возможности нового жанра в якутской литературе - романа. Новаторский опыт Амма

Аччыгыйа, пространственно-временной колорит его романа, обусловили зарождение нового романного хронотопа, а именно хронотоп якутского мира.

Список использованных источников

1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит-ра, 1975. -

С.399.

2. Мординов Н.Е.-Амма Аччыгыйа. Весенняя пора (на як.яз.). - Якутск: Як. книж. изд-во, 1994. - 360 с.

3. Петров В.Т. Традиции эпического повествования в якутской прозе. - Новосибирск: Наука, 1982. - 83 с.

UDC 821.512.157-31Amma Achigiya.06

Noeva Sargylana Yeremeevna, PhD

Institute of the Humanities and the Indigenous Peoples of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences Yakutsk, Russia laanka@mail. ru

THE ORIGINALITY OF THE SAKHA WORLD'S CHRONOTOPE

IN AMMA ACHIGIYA-N.YE. MORDINOV'S NOVEL "SASKI KAM" ("THE SPRINGTIME")

The article is devoted to studying the peculiarities of the Sakha world in the Sakha writer Amma Achigiya-N. Ye. Mordinov 's prose. Analyzing the categories of time and space, the archetypics, the system of characters in their objective logical relations, the author traces the genre-style originality of N. Ye. Mordinov's poetics, the ways of evolution of his writing style.

Keywords: novel, chronotope, archetypics, novelistic thinking, method, style, genre. УДК 821.161.1

Бударина Анастасия Николаевна, аспирант Уральский Государственный университет им.А.М.Горького г. Екатеринбург, Россия budarina_an@mail. ru

АМПЛУА СОВРЕМЕННОГО ПИСАТЕЛЯ: ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ВНЕЛИТЕРАТУРНЫЕ СТРАТЕГИИ

В современной литературе особое значение приобретает проблема творческого поведения. В контексте рассмотрения данного вопроса особый интерес представляет творчество Александра Кабакова. В силу своеобразия литературной стратегии данный автор может быть причислен одновременно к нескольким художественным течениям, литературным направлениям. Глубокая филологическая рефлексия, контекстное пространство и грамотные маркетинговые ходы автора задают особый ракурс рассмотрения проблемы.

Ключевые слова: стратегия, филологическая рефлексия, литературная традиция, автор, читатель.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком