научная статья по теме СВЯЗЬ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ С НОРМАМИ И ТИПАМИ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РУССКИХ И БЕЛОРУСОВ Психология

Текст научной статьи на тему «СВЯЗЬ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ С НОРМАМИ И ТИПАМИ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РУССКИХ И БЕЛОРУСОВ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2014, том 35, № 4, с. 56-67

КРОССКУЛЬТУРНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СВЯЗЬ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ С НОРМАМИ И ТИПАМИ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РУССКИХ И БЕЛОРУСОВ1

© 2014 г. В. В. Гриценко*, Ю. В. Ковалева**

* Доктор психологических наук, зав. кафедрой общей и социальной психологии Смоленского гуманитарного университета, Смоленск; e-mail: gritsenko2006@yandex.ru **Аспирант, там же; e-mail: kovaleva_yv@mail.ru

Представлены результаты кросскультурного исследования ценностей и просоциального поведения русских и белорусских студентов, проживающих на территории Смоленской области (N = 132). Дан сравнительный анализ ценностей, регулирующих поведение представителей исследуемых этносов на уровне индивидуальных эталонных моделей. Показаны сходства и различия связи ценностей культуры с нормами и типами просоциального поведения, обусловленные культурно-психологическими характеристиками русских и белорусов. Общность проявляется в том, что ориентация на ценности, выражающие интересы как индивида, так и группы (Благожелательность, Универсализм), увеличивает вероятность просоциального поведения, основанного на норме справедливости, а ориентация на ценности, выражающие исключительно индивидуальные интересы (Гедонизм, Достижение), способствует оказанию публичных просоциальных поступков на основе нормы взаимности. Специфичность заключается в том, что полученные общие закономерности взаимосвязи ценностных приоритетов с типами и нормами просоциального поведения на белорусской выборке выражены сильнее и определеннее, чем на русской выборке.

Ключевые слова: ценности культуры, просоциальное поведение, типы, нормы просоциального поведения, русские, белорусы, студенты.

Современное общество, характеризуясь высокой степенью изменчивости и неопределенности, увеличением темпов миграции и обострением межнациональных конфликтов, социальным расслоением и внедрением в массовое сознание культа силы, насилия, эгоцентризма, предъявляет человеку соответствующие вызовы. Отвечая на них, индивид нередко проявляет отчужденное, безразличное, циничное, жестокое, агрессивное поведение, что вызывает озабоченность научной общественности [22] и необходимость исследовать конструктивные формы реагирования на происходящие общественные изменения. В связи с этим особенно актуальными становятся вопросы изучения позитивного взаимодействия индивидов, направленного не на причинение вреда, а на оказание помощи.

В науке представлено несколько основных подходов к определению данного феномена. Соглас-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-26-04000 а(м)).

но одному из них, феномен просоциального поведения отождествляется с чисто альтруистическим поведением. Это поведение, направленное на благо других и не рассчитанное на какую-либо внешнюю награду, ведущее в большей степени к благополучию другого человека, чем самого субъекта, обусловлено не внешним социальным давлением и не присутствием человека, а наличием у субъекта помощи ряда душевных качеств (личностных диспозиций): сострадательности, заботливости, чувства долга, ответственности [4].

Согласно другому подходу, под просоциальным поведением понимают весь спектр поступков, совершаемых одним человеком ради другого и ради его пользы [18]. В данном случае просоциальное поведение (от лат. pro - приставка, обозначавшая действующего в интересах кого-то, и socialis -общественный) - это поведение индивида, ориентированное на благо отдельного человека или социальных групп [6]. При этом большинство просоциальных поступков не являются абсолютно бескорыстными [16], а совершаются ради

получения вознаграждения внешнего (улучшить свой имидж, завоевать дружбу и т.д.) или внутреннего (самовознаграждения) [13]. Э. Аронсон, Т. Уилсон и Р. Эйкерт также предполагают, что просоциальным поведением можно называть любые действия, совершенные с целью принести пользу другому существу. При этом человек может действовать просоциально ради собственной выгоды (надеяться получить что-либо взамен), либо его действия могут быть продиктованы исключительно желанием принести пользу другому, без всякой пользы для самого себя - в данном случае речь идет об альтруизме [1].

Как подчеркивает Г. Карло с коллегами, про-социальное поведение - это многогранное и неоднозначное явление. Пытаясь раскрыть природу просоциальных поступков через разнообразные контексты (чрезвычайная, эмоциональная, анонимная ситуации) и мотивы (альтруистический, гедонистический), они выделили шесть различных типов просоциального поведения: уступчивый (оказание помощи в ответ на просьбу), публичный (оказание помощи перед другими), анонимный (помогающий анонимно), экстренный (помогающий в чрезвычайных ситуациях), эмоциональный (помогающий в эмоциональных ситуациях), и альтруистический тип (помогающий без ожидания награды) [23].

Для понимания мотивации просоциального поведения исследователи обращаются к теории социального обмена и теории социальных норм [13, 16, 18]. Согласно первой, межличностные отношения, в т.ч. оказание помощи, рассматриваются как меновые, в ходе которых люди пытаются получить вознаграждение и минимизировать издержки [13]. Согласно второй, оказание помощи связано с существованием в обществе определенных правил - социальных норм. В целом социальную норму определяют как требования общества к личности, в которых более или менее точно зафиксирован объем, характер, а также принципы возможного и допустимого поведения. Выделяют ряд норм, регулирующих просоциальное поведение [13]. Норма взаимности побуждает нас отвечать добром тем, кто пришел нам на помощь, и, соответственно, увеличивает вероятность получения помощи от тех, кому мы когда-то помогли. Норма социальной ответственности заставляет нас заботиться о тех, кто в этом нуждается, столько времени, сколько нужно, даже тогда, когда они не в состоянии отблагодарить нас. Норма социальной справедливости действует под лозунгом "помоги тем, кто заслуживает помощи" и основана на вере в

справедливое устройство мира: каждый получает то, чего заслуживает.

Опираясь на вышеизложенные теоретические разработки, под просоциальным поведением мы будем понимать действия/по ступки, связанные с оказанием помощи (или намерением оказать помощь) в различных ситуациях, в основе которых лежит приоритетность моральных норм независимо от того, какими личностными мотивами они побуждаются: альтруистическими и/или эгоистическими.

В качестве детерминанты просоциального поведения в условиях межкультурного взаимодействия, несомненно, выступает культура. Культура рассматривается как независимая переменная, которая определяет психологические процессы и свойства, выступает в качестве основного фактора, влияющего на межэтнические различия в проявлениях психики и поведения [7]. Иными словами, важнейшей функцией культуры является регуляция социального поведения личности, выполняемая на основе ценностей, составляющих ядро любой культуры. Ценностные ориентации, в свою очередь, характеризуют избирательное отношение человека к ценностям, существующим как на уровне общества, так и на уровне отдельного индивида [12, 21]. Таким образом, ценности рассматриваются как одна из главных психологических и культурно обусловленных характеристик, определяющих отношение человека к окружающим людям.

Наиболее полный анализ сходств и различий в культурных ценностях был предложен в рамках подходов Г. Хофстеда, Р. Инглхарта, Ш. Шварца, М. Бонда. С середины 90-х гг. ХХ века, пожалуй, наиболее признанным в науке является подход к измерению ценностей культуры на индивидуальном и групповом уровнях Ш. Шварца. Учитывая достаточную популярность данной теории в отечественной науке и подробное изложение основных ее положений в научных публикациях, в том числе и на страницах "Психологического журнала" [9-11, 15], в этом разделе статьи мы не будем останавливаться на ее описании. Обратимся к ней уже в ходе анализа и интерпретации результатов собственного исследования.

К настоящему моменту в науке накоплен богатый материал, отражающий взаимосвязи ценностей культуры с различными психологическими феноменами. Вместе с тем необходимо констатировать недостаточность как теоретических, так и эмпирических исследований, нацеленных на непосредственное изучение связи культурных ценностей и просоциального поведения в условиях

межкультурного взаимодействия, а также отсутствие исследований культурной обусловленности просоциального поведения у представителей разных этносов не только с далекой, но и с близкой культурной дистанцией. В условиях продолжающегося роста этнокультурного самосознания, стремления многих народов к сохранению самобытности вызывает интерес изучение изменений, происходящих в общественном сознании представителей русского и белорусского народов, длительное время проживающих в тесном соседстве и имеющих как общее, так и особенное в культуре и истории [2, 3, 14, 20].

Культура восточных славян, к которой принадлежит русская и белорусская культуры, традиционно относилась к коллективистским, для которых характерным являлся примат общинных интересов, проявление заботливости, взаимопомощи, взаимовыручки [5, 12]. Однако, как фиксируют исследования российских ученых (Н.А. Журавлева, Н.И. Лапин, Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко, М.С. Яницкий и др.), в результате социально-экономических трансформаций в ценностях русской культуры происходит усиление индивидуалистической компоненты: направленности на себя, индивидуальный успех, независимость, опору на собственные силы. Другими словами, наблюдается ослабление направленности на другого, включая снижение потребности в оказании и принятии помощи. Подобная тенденция ослабления коллективизма и усиления личностно-индивидуальных ценностей отмечается и в белорусской культуре [5, 17, 19]. Вместе с тем, по мнению белорусских исследователей, высшими в белорусском обществе по-прежнему остаются традиционные ценности, которые в современных условиях вновь обрели самостоятельный фундаментальный смысл основы человеческого бытия [17]. Причем "достижение личной свободы и независимости современными белорусами предпола

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком