научная статья по теме СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА

О. Н. АРТЕМЬЕВА

Ульяновск

Сжатое изложение как этап подготовки к сочинению

Обучение сжатому изложению сегодня особенно актуально. В статье представлена методическая разработка урока развития речи, на котором учащиеся отрабатывают приемы сжатия текста, учатся выделять ключевые слова, переформулировать прочитан-

Ключевые слова: понимание текста; приемы сжатия текста; сжатое изложение; сочинение по прочитанному тексту.

]П) данной статье мы хотим поделиться О опытом проведения урока подготовки к сочинению по прочитанному тексту. Известно, что успех такого сочинения во многом определяется уровнем понимания текста. Поэтому основу занятия составило обучение сжатому изложению, так как именно сжатый пересказ является важнейшим критерием понимания услышанного или прочитанного. Еще одной особенностью урока является обращение к творчеству А. А. Пластова, чье имя значимо для жителей Ульяновской области. Мы уверены, что работа с регионально ориентированным текстом способствует пробуждению у учащихся чувства малой родины, создает условия для получения знаний, которые приобретают для школьника личностный смысл, т.е. «значение-для-меня» [Асмолов 2007: 356].

В начале урока, после записи темы, учитель говорит о цели занятия — с помощью написания сжатого изложения подготовиться к сочинению по прочитанному тексту.

Один из учеников выступает с кратким сообщением об авторе текста о художнике Пластове.

Василий Михайлович Песков родился в 1930 г. в Воронежской области в селе Орлове. Журналист, писатель, специальный корреспондент «Комсомольской правды» хорошо известен как автор книг о природе, о нашем Отечестве, о ярких и интересных людях — «Записки фоторепортера», «Ждите нас, звезды», «Край света», «Странствия», «Окно в природу» и др.

Перед чтением текста обращаем внимание учащихся на экран или на доску, где должны быть представлены словарные статьи, раскрывающие значение слов, которые неизвестны восьмиклассникам:

Верста — старая русская мера длины, равная 1,06 км; псаломщик — служитель православной церкви, помогающий священнику при совершении обрядов; богомаз — неискусный иконописец; этнограф — специалист, изучающий быт и культуру какого-либо народа.

Затем даем установку на слушание: внимательно слушать текст, определить тему, выписывать ключевые слова*. Учитель читает текст, делая паузы между смысловыми частями.

Артемьева Оксана Николаевна, ассистент кафедры русского языка УГПУ им. И.Н. Ульянова, аспирант. E-mail: oksana.artemieva@mail.ru

*Ключевые слова - это слова, несущие особую смысловую нагрузку, способные свертывать выраженную целым текстом информацию фактологического или концептуального характера, т.е. тему или идею текста [Николина 2003: 185-186].

«Весна». Так называется эта картина из жизни русской деревни. Банный день. Молодая мать одевает дочку в предбаннике. Чистота, здоровье, красота волнуют нас в этом правдивом обыденном моменте человеческого бытия. Идет синеватый дымок из бани. Под ногами счастливой матери золотится солома, стынет в ведерке вода из ручья, падает и тает редкий лопушистый снежок. Многие знают эту картину. Если кто-то запамятовал имя художника, назовем его: Аркадий Александрович Пластов — человек, чья судьба с первого до последнего часа жизни была связана с деревней Прислонихой, стоящей в полусотне верст от Симбирска — Ульяновска. <...>

Прислониха — деревенька старинная. Ей триста лет. Стоит она, прислонившись к косогору, поросшему лесом. Среди всех событий, пережитых деревней, главным надо считать рождение в 1893 году в семье Пластовых мальчика, для которого родная деревня стала судьбой, а для деревни он навсегда теперь — верный, преданный сын.

Отец Аркадия был псаломщиком в местной церкви и очень хотел «выучить мальчика на священника». Но судьбу сына определила встреча с веселыми «богомазами», приезжавшими подновлять церковь. Вид красок и результаты работ мастеров поразили воображение подростка: «Буду художником!»

И он художником стал. Большим, знаменитым. Получил много наград, звание академика, стал подлинно народным художником, бывал за границей, не переставая и там учиться, но часто искренне говорил: «Я всем обязан деревне».

Прислониха стала главным жизненным университетом Пластова. Он знал быт крестьян, знал цену труда на земле. И сам всю жизнь, по существу, оставался крестьянином — уже будучи живописцем, пахал землю, косил, держал во дворе своем корову, овец, кур, гусей. И очень любил деревенских людей. Начальные его работы — по большей части портреты крестьян. Я много раз подолгу рассматривал в альбоме их лица: пахарь, пастух, кузнец, плотник, охотник, сторож, доярка... Для этнографа это наглядный мир русского мужика. Но писал эти лица не этнограф — художник! И видим мы не просто людей в полушубках, в будничных линялых одеждах и в праздничных одеяньях. Мы видим человеческие характеры, самые разные: вот на портрете Сила и Мужество, вот мужицкая Хитрость, вот Мудрость, вот лицо Федора Тоныпина, излучающее Доброту. (Пластов несколько раз писал это замечательное лицо!) Ничто в работах художника — ни облик людей, ни ощущение их мастерства, ни страсти — не подсахарено:

всюду жизнь, какой она и была. Пластов дорожил этой жизнью, причастностью к ней. Рассказывают: будучи в Венеции и восхищаясь ее самобытностью, он доставал из кармана коробочку с сухой полынью и нюхал степную траву, поясняя с улыбкой: «Это чтобы свое не забыть». [Песков 2007].

Определяем тему текста (роль Присло-нихи в жизни Пластова), а также уточняем, что учащиеся узнали об А. А. Пластове.

Учитель или заранее подготовленный ученик сообщает краткие сведения о художнике. Эта информация сопровождается показом презентации, слайды которой включают и репродукции самых известных картин A.A. Пластова: «Жатва», «Сенокос» (1945), «Первый снег» (1946), «Ужин трактористов» (1951), «Родник» (1952), «Летом» (1954), «Полдень» (1961). На уроке также можно использовать альбомы с репродукциями картин художника [Пластов 1972; Пластов 1979].

Аркадий Александрович Пластов (1893— 1972) — народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии им. И.Е. Репина. Награжден золотой медалью Министерства культуры СССР. Родился в селе Прислониха (Кар-сунский район Ульяновской области), где сейчас находится его музей. Произведения художника хранятся во многих музеях страны (в Третьяковской галерее, например), в том числе и в Музее современного изобразительного искусства г. Ульяновска — около 100 произведений живописи и графики.

Работу по тексту В. Пескова начинаем с вопроса: «На сколько смысловых частей можно поделить текст?» (На пять частей.) Даем учащимся задание — составить простой план, опираясь на выписанные ключевые слова. Затем коллективно проверяем проделанную работу.

1. Картина «Весна» и ее автор A.A. Пластов.

2. Деревня Прислониха — место рождения художника.

3. Судьбоносное решение.

4. «Я всем обязан деревне».

5. Глубинная связь с деревенской жизнью.

Учитель раздает каждому ученику распечатанный текст и говорит, что сейчас учащиеся будут отрабатывать приемы сжатия текста, которые делятся на содержательные и языковые. Одна-

ко разделение это условно, так как одно без другого невозможно.

«Среди содержательных приемов основными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнений, пояснений и т.д.);

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

1) замены:

— замены однородных членов обобщающим наименованием;

— замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

— замена предложения или его части указательным местоимением;

— замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

— замена сложноподчиненного предложения простым;

2) исключения:

— исключение повторов;

— исключение фрагмента предложения;

— исключение одного или нескольких синонимов;

3) слияние нескольких предложений в одно» [Добротина 2009]

— Прочитайте первую смысловую часть (первый абзац). С чего начинается абзац? (С описания картины «Весна.)

— Какой момент из жизни человека показывает художник? (Обыденный момент человеческого бытия.)

— Как художник изображает этот момент? Какое чувство, по мнению автора текста, вызывает картина? Что рождает это волнение? Опираясь на свои ответы, сжато передайте содержание первой части данного абзаца. (На картине «Весна» А. А. Пластов правдиво изображает обыденный момент человеческого бытия, который волнует зрителя чистотой, здоровьем и красотой.)

— Продолжим работу с первым абзацем. Каким способом можно сократить информацию последнего предложения? (Путем исключения деталей: Аркадий Александрович Пластов — художник, чья судьба была связана с деревней

Прислонихой, которая находится недалеко от Ульяновска.)

— Прочитайте вторую смысловую часть (второй абзац). Какие ключевые слова вы выписали? (Год рождения, место рождения Пластова, а также то, что Прислониха стала судьбой художника.)

— Передайте одним предложением содержание этой смысловой части, используя объединение нескольких предложений в одно. (Для Пластова, родившегося в 1893 году в Прислонихе, которую он прославил в своем творчестве, родная деревня стала судьбой.)

— Какой способ сокращения содержания текста был использован? (Исключение подробностей, деталей.)

— Прочитаем третий абзац. Кем хотел видеть сына отец А. А. Пластова? (Хотел, чтобы сын стал священником.)

— Какое решение принимает A.A. Пластов? (Пластов принимает решение стать художником.)

— Главную информацию передайте одним предложением. (Отец Пластова хотел, чтобы его сын стал священником, но Пластов принимает решение стать художником.)

— Какой способ сжатия был использован? (Исключение подробностей, деталей.)

— Прочитаем четвертый абзац. Что нового вы узнали? (А. А. Пластов стал знаменитым художником.)

— Сохранилась ли связь с Прислонихой? (Да, художник не забывал, что всем обязан деревне.)

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком