научная статья по теме «ТА СТРАНА, ЧТО МОГЛА БЫТЬ РАЕМ, СТАЛА ЛОГОВИЩЕМ ОГНЯ.» Науковедение

Текст научной статьи на тему ««ТА СТРАНА, ЧТО МОГЛА БЫТЬ РАЕМ, СТАЛА ЛОГОВИЩЕМ ОГНЯ.»»

Из прошлого 71

СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ Х ВЕКА

Доктор исторических наук Владимир КУЛАКОВ, Институт археологии РАН

Лето 2013 г. на южном берегу Балтийского моря выдалось жарким. Правда, зной не ощущался под кроной вековых деревьев, покрывавших одну из возвышенностей в окрестностях

г. Зеленоградска (Калининградская область). Под этим природным зонтиком развернула свои работы международная археологическая экспедиция, организованная на базе Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта (г. Калининград) в рамках интернационального проекта «Перекрестки 2.0». Молодые ученые и студенты из России, Литвы и Польши проводили здесь раскопки прусского могильника Малый Кауп. Одна из находок оказалась уникальной.

Раскоп под Зеленоградском. На переднем плане — местоположение погребения К70.

72 Из прошлого

Рассказ о ней я начну издалека, коснувшись истоков такого понятия, как семейный портрет, который мы связываем с высокой формой организации общества.

Одно из первых изображений семьи — наиболее важной социальной ячейки, фундамента цивилизаций, в том числе и современной — известно по фрескам Помпей. Этот расположенный на склоне вулкана Везувий небольшой город в центре Апеннинского полуострова был погребен под массивом вулканического пепла в 79 г. н.э. Именно с его раскопками связано становление в XVIII в. археологии как науки.

В Помпеях и соседствующем Геркулануме обнаружено большое количество памятников античного искусства. Среди них достойное место занимает фреска, представляющая собой, как полагают специалисты, семейный портрет. Объединенные любовью к стихосложению (на это указывают предметы для письма в руках изображенных на фреске мужчины и женщины), молодые люди демонстрируют и духовную общность, что говорит о единстве их взглядов на окружающий мир.

Конечно, немалую роль в семье играет любовь земная. Эту непреложную истину иллюстрирует другой

Из прошлого 73

Портрет супругов. Фреска из Помпей, Iв. н.э.

парный портрет I в. н.э., происходящий из Файюма в дельте реки Нил.

По представленным художественным свидетельствам можно предположить, что семейный портрет возникает в апогее развития античной цивилизации, в эпоху ранней Римской империи. В годы правления императора Октавиана Августа и его ближайших наследников римское общество сохраняло чистоту и простоту древних нравов, отразившихся в почитании семьи как важного социального феномена. Это почитание характерно и для эпохи Возрождения, когда семейный портрет являлся важной составляющей европейского изобразительного искусства. Можно утверждать, что он не утратил своего значения и сегодня, в постиндустриальную эпоху.

А как с семейными отношениями обстояло дело в Балтии эпохи викингов? Это мы узнали на раскопе под Зеленоградском.

...Тот августовский день начинался так, как и любой другой на раскопе. Каждый из сотрудников экспедиции трудился на отведенном для него участке. Один из них, Роман, расчищал довольно твердое заполнение погребения под условным наименованием К70. Наконец его работа была завершена, и перед нами предстал скелет коня, лежащий на дне могилы. Расчистка удалась: все детали были неплохо видны, среди костей темнели окалиной железные предметы (удила, пряжки и стремена). Эти находки и позволили нам датировать захоронение концом Х в. Кстати, ничего удивительного в том, что основной находкой на могильнике были остовы коней, ведь пруссы считали этих животных лучшими «связными» между небом и землей. Каждое захоронение, начиная с V в. н.э., сопровождалось жертвоприношением коня.

Разбирая находки, Роман передал мне довольно необычный обломок прямоугольной формы. Каково же было наше общее удивление, когда, очистив его, на тщательно выскобленной лицевой поверхности мы увидели прорезанное тонким штихелем изображение фигуры женщины, одетой в длинную юбку. Ее голова и воздетые вверх руки (этот жест означает молитву, обращенную к богам), если присмотреться, образовывали некое подобие трезубца. Лицо женщины, обрамленное слегка вьющимися волосами, было лишь намечено резцом, но, тем не менее, поражало. К сожалению, углы предмета, оказавшегося костяной накладкой, не сохранились. Они были повреждены железными гвоздями, которыми та крепилась к деревянной луке седла.

«А вот еще несколько накладок», — Роман указал мне на другие костяные обломки, лежащие среди конских позвонков. После фиксации всего этого нежданного богатства мы расчистили новые находки. Оказалось, что пара из них, размером поменьше женской фигуры, несет изображения двух детских фигурок, закутанных в некое подобие войлочных бурок. Головы их, поврежденные из-за коррозии гвоздей, не

сохранились, но пальцы, спрятанные за разрез «бурки», читались прекрасно. Также были видны и ступни ног, намеченные, как и у женской фигуры, циркульным орнаментом. Похоже на то, что накладка с женской фигуркой располагалась в центре луки седла, а фигурки подростков (?) были прикреплены от нее по бокам.

Таким образом, перед нами возник семейный портрет. Очевидно, верная жена поместила свое изображение в окружении двух детских фигурок на луку седла своего супруга, тщательно собирая его в заоблачное путешествие. Молитвенный жест, которым осеняет себя изображенная женщина, обращен к прусским богам с просьбой уделить в мире ином достойное место почившему. Примечательно, что в захоронении мы не нашли предметов вооружения. Быть может, безвестный житель древней земли Сам-бия (так назывался в Х—ХШ вв. нынешний Калининградский полуостров) не сопровождал во всеоружии торговые караваны по Неману в Киев или же много дальше, в Константинополь, а вел оседлый образ жизни, владея мастерской, где трудились мастера-косторезы. Как показывают наши раскопки, многие пруссы украшали свои седла резной костью. Но находка в погребении К70 превзошла другие подобные своей роскошью. Края седла были украшены прямоугольными накладками, покрытыми циркульным и плетеным орнаментами. Причем последний по своим очертаниям напоминал маленьких змей. Такие ассоциации не случайны, поскольку известен факт почитания пруссами и их соседями ужей, считавшихся жителями иного, подземного мира.

74 Из прошлого

Наша находка свидетельствует не только о высоком уровне прикладного искусства у жителей Балтии эпохи викингов, их возможностях обработки кости и о способности к изображению симметричных орнаментальных композиций. Обнаруженный эскизный семейный портрет подводит к главному выводу: у пруссов Х в. семья уже проявила себя как ячейка общества, род с его старшинами утратил свое значение и начала формироваться структура общества, основанная прежде всего на индивидуальных контактах его рядовых членов. Найденные изображения — важ-

ные свидетельства существования прусской культуры. Как считалось ранее, она была полностью уничтожена основанным в конце XIII в. Тевтонским орденом, стерта с лица земли переселенцами из Германии. Но не будем забывать о том, что эти переселенцы были пришельцами на земле, которой предки пруссов владели на протяжении тысячелетий.

Иллюстрации предоставлены автором

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком