научная статья по теме ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПАЛЬЦЕВ РУК И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Биология

Текст научной статьи на тему «ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПАЛЬЦЕВ РУК И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ, 2013, том 27, № 1, с. 55-59

_ соматосенсорная _

система

УДК 612.85; 612.821.

тактильная чувствительность пальцев рук и творческие способности подростков с нарушениями зрения

© 2013 г. и. а. Вартанян, К. В. носова1

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт эволюционной физиологии и биохимии имени И.М. Сеченова РАН, 194223 Санкт-Петербург, пр. Мориса Тореза, 44

E-mail: vart939@mail.ru 1 Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Институт специальной педагогики и психологии" 194356 Санкт-Петербург, ул. Большая Озерная, 92

E-mail: stepmark@rambler.ru

Поступила в редакцию 25.09.2012 г.

Представлены результаты сравнительных исследований творческих способностей и тактильной чувствительности пальцев рук испытуемых со зрительными нарушениями и с нормальным зрением, а также анализ возможной роли тактильной чувствительности как периферического механизма формирования восприятия пространственных особенностей объектов. В исследовании принимали участие 25 подростков со зрительными нарушениями и 20 подростков с нормальным зрением. Анализировали показатели вербальной, образной и личностной креативности. Для исследования слабовидящих и незрячих испытуемых был создан адаптированный вариант методики "тест Торренса", для подростков без нарушений зрения использовали оригинальный и адаптированный варианты данной методики. Обнаружены значимые различия по показателям вербальной креативности у незрячих и зрячих подростков. Тактильная чувствительность оценивалась по порогам ощущений на концевых фалангах пальцев обеих рук у 16 зрячих и 32 незрячих испытуемых. Установлено, что тактильные пороги незрячих испытуемых достоверно выше, чем у зрячих, и зависят от сроков потери зрения. Обсуждается вопрос о соотношении и роли периферических и центральных механизмов тактильного восприятия внешних объектов в формировании когнитивных функций при патологии зрения.

Ключевые слова: нарушения зрения, тактильные пороги, творческие способности.

ВВЕДЕНИЕ

Зрительные нарушения обусловливают сложности в формировании когнитивных процессов и личности, так как зрительные механизмы определяют не только образное восприятие, но также воображение и образное мышление и во многом являются основой абстрактного мышления (Глезер, 1985, Барабанщиков, 1990). Особенности структурно-функционального развития зрительных функций в норме и патологии широко представлены в литературе (Бетелева, 1983; Григорьева, 2002; Волкова, 2005). Однако вопрос о соотношении творческих возможностей и физиологических механизмов их формирования у слабовидящих и незрячих не находился в сфере внимания иссле-

дователей. Изучение периферических и центральных механизмов восприятия и описание предметов внешнего мира незрячих с участием других сенсорных систем необходимо для расширения представлений о компенсаторных возможностях развития когнитивных функций, особенно в детском и подростковом возрасте, а также для оценки сходства и различия аналогичных показателей и процессов у людей без сенсорных нарушений.

Цель данного исследования - изучение способности подростков с серьезными нарушениями зрения к описанию пространственных характеристик внешних объектов с опорой на осязание и оценка роли тактильной чувствительности в этом процессе. Были поставлены следующие задачи: подбор адекватных диагностических ме-

тодик для работы с незрячими и слабовидящими подростками; сравнение показателей творческих способностей испытуемых при описании качеств внешних объектов в зависимости от степени нарушения зрения; анализ тактильной чувствительности ладонной поверхности концевых фаланг пальцев правой и левой рук у испытуемых с глубокими нарушениями зрения и без патологии.

МЕТОДИКА

Экспериментальная группа включала 25 учащихся с нарушениями зрения в возрасте от 13 до 18 лет (10 незрячих и 15 слабовидящих подростков). У слабовидящих подростков диагностированы: высокая степень гиперметропии, миопии, частичная атрофия зрительного нерва, помутнение роговицы, афакия, ретинопатия недоношенных, ретробульбарный неврит, отслойка сетчатки. Острота зрения подростков группы незрячих и слабовидящих составляла от 0 до 0,2. Контрольная группа включала 20 испытуемых аналогичного возраста без нарушений зрения. Тактильную чувствительность пальцев рук исследовали у 16 зрячих испытуемых (11 мужчин, 5 женщин) и 32 незрячих испытуемых (15 мужчин, 17 женщин) разного возраста (до 45 лет), из них 14 утратили зрение около 2 лет назад, 18 - слепые с детства. Оценивали величины порогов и характер тактильных ощущений (локальное, распространенное, приятное, неприятное).

Для исследования испытуемых с нормальным зрением применяли рисуночный тест образной креативности Торренса. Для группы незрячих и слабовидящих нами разработан тактильный вариант этого теста. Рисуночный тест был преобразован в "осязательный" тест. Он представлял собой карточки, содержащие тактильно хорошо определяемые неоконченные линии и фигуры, идентичные по геометрическим характеристикам тем, которые применяли для зрительного тестирования. Испытуемые тактильно исследовали фигуры в соответствии с порядком их расположения в оригинальном зрительном тесте и сообщали исследователю, на что они похожи. Время опознания было не ограничено. В группе подростков без нарушений зрения для сравнения результатов с незрячими было выполнено дополнительное исследование с использованием адаптированного осязательного теста. Для исключения зрительного контроля использовали черную повязку для глаз. Процедура была аналогична проводимой в экспериментальной группе. Оценивали вербальную и личностную креативность (Туник, 2006).

Ответы испытуемых при описании изображений, линий и фигур, входящих в оригинальный и адаптированный варианты теста Торренса, фиксировали в баллах и подвергали статистическому анализу. Для оценки достоверности различий в сравниваемых выборках применяли стандартные статистические методы (Боровиков, 2003).

Измерения тактильных порогов проведены с использованием одиночных точечных стимулов фокусированного ультразвука (ФУЗ). Методика неоднократно описана в наших работах и применялась ранее в психофизических и электрофизиологических исследованиях сенсорных систем и мозга (Гаврилов, Цирульников, 1980; Вартанян и др., 1985). Тактильную чувствительность измеряли на коже концевых фаланг пальцев обеих рук. Прямоугольные ультразвуковые импульсы длительностью 1мс предъявляли с частотой 0.5 Гц, ступенями увеличивая интенсивность УЗ от нулевого уровня до появления тактильного ощущения. Измерения проводили многократно, в каждой точке от двух до пяти раз с интервалами, для того чтобы избежать сенсибилизации или привыкания. Порогом считали слабое ощущение прикосновения, возникающее дважды из трех предъявлений стимула. Пороги определяли в дБ, вычисляли их средние величины, дисперсию и доверительные интервалы (по Стьюденту). Сравнивали тактильные пороги зрячих и слепых испытуемых, а также потерявших зрение в раннем детском возрасте и в различных возрастных периодах.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ данных, полученных при оценке ответов незрячих и слабовидящих испытуемых подростков, и их сравнение с результатами контрольной группы зрячих, представлен в табл. 1 и 2. Очевидно, что слабовидящие и незрячие подростки по сравнению со зрячими имеют более низкий уровень большинства показателей, кроме двух "любознательность" и "воображение". На основании словесного описания тактильно воспринимаемых стимулов-линий и незавершенных фигур устанавливались показатели вербальной креативности. Таблица 1 позволяет ранжировать способности незрячих и слабовидящих подростков и провести сравнение с подростками контрольной группы.

Анализ статистической значимости различий показателей экспериментальной и контрольной групп показал, что достоверные различия наблюдаются по вербальным показателям "беглость", "гибкость", "оригинальность" (р < 0,05). По показателю образной креативности "оригинальность"

таблица 1. Соотношение показателей уровня развития творческих способностей подростков группы незрячих и слабовидящих и контрольной группы (в баллах)

Статистические параметры

Виды креативности

вербальная образная личностная

1 2 3 5 6 7 8 9 10 11

10.6 4.5 Гру 9.9 4.3 ппа под 3.6 2.7 ростков 9.7 1 с наруш 9.1 1.3 ениями 5.8 2.9 рения 3.3 3.4 16,2 4,4 16.9 4.2 13.4 5 10.4 3.8

Х

Контрольная группа подростков

Хср' 15.9 14,3 5,8 9,7 9,3 7,3 3,3 17,2 15,3 13,8 9,9

5' 7.4 6,3 3,4 1,1 1,3 2,2 4,2 3,6 4 4,7 4,4

Р 0.008 0,01 0,02 0,8 0,6 0,07 0,7 0,4 0,2 0,9 0,8

Обозначения: Хср - среднегрупповое значение, 5 - среднегрупповое отклонение, р - уровень статистической значимости различий Хср и Хср, . Столбцы 1-3 показатели вербальной (словесной) креативности: "беглость", "гибкость", "оригинальность"; 4-7 показатели образной креативности (способности к созданию и преобразованию образов): "беглость", "гибкость", "оригинальность", "название"; 8-11 показатели личностной креативности (личностных качеств, способствующих проявлению и развитию творческих способностей): "склонность к риску", "любознательность", "сложность", "воображение", р - уровень статистической значимости различий показателей креативности в экспериментальной и контрольной группах подростков.

5

и личностной "любознательность" наблюдаются различия лишь на уровне тенденций (р < 0,2). Различия по другим показателям не обнаружены. Таким образом, наибольшие различия между группами касаются словесных описаний стимульного материала.

Возникает вопрос, в какой мере степень нарушения зрения влияет на рассматриваемые показатели когнитивного развития. В табл. 2 суммированы результаты сравнения различных показателей у незрячих и слабовидящих подростков.

В группе слабовидящих подростков, по сравнению с группой незрячих подростков, отмечены значимые различия по показателям образной креативности "беглость" и "оригинальность"

(р < 0.05), а также по показателям личностной креативности "склонность к риску", "сложность" и "воображение" (р < 0.05). Различия по другим показателям отсутствуют.

Сопоста

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком