научная статья по теме ТАНЦУЮЩАЯ МЕКСИКА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ТАНЦУЮЩАЯ МЕКСИКА»

КУЛЬТУРА

В.Е.Баглай

Танцующая Мексика

В Западной Мексике есть танцы разного происхождения — индейские, европейские, африканские. Самые знаменитые из них — «танец стариков», танец/ритуал «парящие» и др. Большая часть танцев коренных жителей были либо уничтожены в процессе христианизации, либо модифицированы. Католические миссионеры придали танцам новое содержание. Мексиканский индейский фольклорный танец внес вклад в общенациональные, региональные и культурные традиции.

Ключевые слова: фольклорные танцы, связь древних и современных хореографических традиций.

Название статьи навеяно одной из программ, какое-то время транслировавшейся на телеканале «Культура» («Танцующая планета»). Непосредственным же поводом для ее написания стало пребывание автора в Мексике еще в 2009 г., оставившее яркие впечатления, связанные, в частности, с посещением городского праздника в г. Морелии. Среди общей радостной, доброжелательной атмосферы южного, вечернего субботнего веселья и открытости внимание привлек выступавший на площади танцевальный коллектив, состоявший из трех взрослых исполнителей и одного ребенка лет семи. Одетые в национальные костюмы тарасков — коренных жителей здешних мест — они сначала обратили на себя внимание необычно оформленными широкополыми шляпами со свисающими с полей длинными разноцветными лентами, скрывающими лицо. Если быть точнее, на танцорах были нарисованные на картонке и укрепленные на лице с помощью обычных тесемок маски пожилых людей; в руках — посохи, одежда не была похожа на то, что у иностранцев обычно ассоциируется с характерным мужским национальным костюмом Мексики. Но главное впечатление — это собственно танец, сводившийся к простому передвижению на площадке и движениям, напоминающим степ (деревянные подошвы сандалий при этом производили резкий и очень громкий звук), имитирующий старческую шаркающую походку, а также ритмичному постукиванию посохом. Не менее интересной была реакция окружающих. Несмотря на внешнюю незамысловатость танца, простоту хореографических форм, зрители при-

Валентина Ефимовна Баглай — доктор исторических наук, профессор кафедры этнографии и народного декоративно-прикладного творчества Краснодарского государственного университета культуры и искусств (baglayvalent@yandex.ru).

На сцене — Ансамбль народного танца Мексики

няли его с энтузиазмом как понятный и близкий им, как ожидаемый и органично вписывающийся в атмосферу праздника.

То, что находиться в ситуации праздника свойственно мексиканцам, стало понятно и тогда, когда там же субботним утром на городской площади довелось наблюдать выступление школьного ансамбля скрипачей — дети играли и при этом пританцовывали.

Система среднего образования в современной Мексике устроена так, что любой школьник обязан учиться музыке и танцам, игре на народном или профессиональном инструменте. И конечно все дети поют в хоре, каждую субботу вынося на суд местных жителей свое творчество. Это производило впечатление, тем более что в России, как правило, школьные уроки музыки в лучшем случае сводятся к хоровому пению, причем, путем простого подражания, повторения за учителем, если, конечно, вместо этих уроков в расписание не ставили математику или другие «серьезные» предметы.

С тех пор прошло пять лет, но четверо танцоров и особенно ребенок, старательно выполнявший фигуры танца, не уходили из памяти. Эти устоявшиеся впечатления подтолкнули к тому, чтобы изучить историю столь необычного (по крайней мере, для тех, кто видел его в первый раз) танца, известного в Западной Мексике да и Мексике в целом, как «танец стариков» (или «танец старичков»). В свою очередь анализ истории и судьбы этого танца позволил понять, что сохранила Мексика из доиспанской этно-хореографии, являвшейся важной частью обрядовой культуры древности. Исследование этого вопроса лишний раз подтвердило, насколько доевропей-ское прошлое прочно укоренилось в современной Мексике. Оно проявляется не только в бесспорно величественных пирамидах, совершенно удивительной керамике, но и в таком нерукотворном виде народного искусства, как танец.

Межкультурное взаимодействие — процесс, сопровождающий человечество практически с момент начала исторического процесса. Этнокультурные контакты, будучи более поздним явлением, были важной частью такого взаимодействия и охватывают все народы: в мире нет как «чистых»

по происхождению народов, так и «чистых» культур1. Известно, что мексиканский этнос сложился в результате смешения двух основных культур и традиций — аборигенной (индейской) и европейской, поэтому самобытный облик мексиканской культуры представляет собой результат сочетания, прежде всего, этих двух составляющих. Африканский культурный элемент, который применительно к североамериканскому континенту считается очень важным, в Мексике проявляется не столь значительно.

Все указанное касается и древнейшей составляющей любой национальной культуры — народной хореографии (этнохореографии). Хотя в каждом из штатов страны сложились свои танцы и стили исполнения, в Мексике есть и общая этнохореографическая традиция. К тому же некоторые из этих стилей стали известны и популярны во всем мире2.

Современный мексиканский фольклорный танец, представленный значительным количеством видов и форм как общенациональных, так и региональных, развивался со времени начала испанского завоевания (1520 г.). Существующие формы народного танца страны сформировались на основе трех составляющих:

— аборигенный (индейский) танец. Хотя танцы (прежде всего, ритуальные) были важной частью культуры населения региона в период доиспан-ской истории, но с приходом европейцев большая их часть в процессе христианизации была либо запрещена, либо модифицирована;

— европейский танец. Данный вид этнохореографической традиции был привнесен испанцами, но хореография Европы в Мексике приобрела свои особые формы, став собственно мексиканской. Именно к этому виду следует отнести, например, западномексиканский танец харабе, являющийся символом мексиканской народной танцевальной культуры3. Он не похож ни на европейский, ни на индейский танец, ровно потому, как мексиканцы представляют собой новый этнос. Вместе с танцами из метрополии проникли и сопровождающие их исполнение музыкальные инструменты Старого Света. Однако бесспорная роль здесь принадлежит музыкантам марьячи — одному из символов мексиканской культуры4;

— африканский танец. Влияние африканской этнохореографии, как и в целом культуры, в Мексике по известным причинам было значительно меньше, чем на соседних Карибах и Северной Америке. Оно главным образом охватывает некоторые территории в районе штатов Веракрус, Герреро и Оахака, где живет небольшое по масштабам страны афромексиканское население.

Этнохореографическая терминология, используемая среди местных специалистов, да и собственно мексиканцев, укладывается в рамки указанной выше классификации. Так, danza — это ритуальный танец, bailes regionales — региональные танцы, а mestizo — собственно мексиканский народный танец, сформировавшийся под влиянием западной танцевальной культуры, танец массовых фестивалей и праздников. Мексиканский танец (так называемый смешанный танец) сложился в результате разнообразных процессов культурного взаимодействия и вобрал в себя три разные культуры, став общим для всех мексиканцев (при сохранении регионального и этнического многообразия).

Формирование фольклорного танца, как и в целом национальной культуры Мексики, проходило на фоне сложных социальных и политических процессов — периодов борьбы за независимость от Испании (1810—1821 гг.), а

Современные марьячи

затем революции 1910—1917 гг. Как известно, важной идеологической составляющей этих процессов и поиска национальной индентичности в том числе стал индеанизм — система политических и культурных идей, в основе которой определение судьбы коренных народов Мексики и их роли в развитии страны. Мексиканская этническая хореография создавалась не только на национальной, но и интернациональной основе. Например, это касается упомянутого выше харабе, сложившегося на базе синтеза стилистики фламенко, мазурки и польки.

Большинство традиционных танцев исполняются сегодня в формах, сложившихся в колониальный период, однако, эти танцы стали частью мексиканской национальной идентичности только после Войны за независимость. Например, харабе в варианте, исполняемом в штате Халиско, приобретает политическое значение — он становится призывом к патриотизму и стремлению к свободе. К тому же этот танец в итоге пробудил интерес к другим национальным мексиканским танцам. Следующий этап его развития связан со временем Мексиканской революции, которая кроме того дала начало новым народным песням («corridos»), таким, как «La Adelita», «La Valentina» и «La Cucaracha», популярным до сих пор. В послереволюционные годы интерес к национальной культуре усиливается. Этому не в последнюю очередь способствовало влияние и знаменитых художников-муралистов, также искавших мексиканскую национальную идентичность. Кстати, в 30-х годах к этим процессам подключилось и государство, в частности, Департамент изящных искусств, поддержавший программы народной культуры в системе общего национального духовного развития.

В 50—60-х годах мексиканское правительство субсидировало развитие народного танца как эстетического и общественного достояния народа, оказывая поддержку фольклорным обществам и ансамблям. Неслучайно в

это время появляется один из самых знаменитых коллективов — Ансамбль народного танца Мексики, основанный в 1952 г. Амалией Эрнандес5. С 90-х годов, в том числе благодаря усилиям государства, в обществе еще больше возрос интерес к доиспанским культурным формам, в том числе к этнохореографии. Изучение народных танцев было даже введено правительством в программы общеобразовательных школ. Признание факта этнического многообразия населения Мексики диктует необходимость сохранения местных, региональных танцев. Поэтому некоторые из них специально поддерживаются центральным правительством, благодаря чему и приобрели общенациональную славу.

В доиспанский период танец ра

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком