научная статья по теме ТАНЗАНИЯ. ВЗАИМОПОМОЩЬ В ГОРОДСКИХ СООБЩЕСТВАХ (НА ПРИМЕРЕ ДАР-ЭС-САЛАМА) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТАНЗАНИЯ. ВЗАИМОПОМОЩЬ В ГОРОДСКИХ СООБЩЕСТВАХ (НА ПРИМЕРЕ ДАР-ЭС-САЛАМА)»

ТАНЗАНИЯ. ВЗАИМОПОМОЩЬ В ГОРОДСКИХ СООБЩЕСТВАХ

(НА ПРИМЕРЕ ДАР-ЭС-САЛАМА) О.В. ИВАНЧЕНКО

Д.А. ЗЕЛЕНОВА

Кандидат политических наук

П.А. ПОПОВ

Институт Африки РАН

Ключевые слова: Танзания, городские сообщества, усуахилини, практики взаимопомощи

Важным, скорее, даже решающим элементом стратегии выживания городских жителей в Африке остаются неформальные связи. Танзанийский Дар-эс-Салам - не исключение. Крупнейший экономический центр страны - «Дар»** является одним из самых быстрорастущих мегаполисов Африки, а подавляющее большинство его жителей заняты в неформальном секторе экономики. Уличные торговцы, ремесленники, сборщики мусора, владельцы мелких лавочек и парикмахерских - почти все они приехали в «большой город» в поисках новых возможностей.

О разных аспектах неформальной жизни африканского города написано немало работ1. Причем, рассуждая на эту тему, социальные антропологи и урбанисты описывают не столько неформальные экономические отношения, сколько все чаще возникающие неформальные поселения, которые дополняют облик современного города, а также незарегистрированные ассоциации и объединения горожан, нацеленные на взаимную поддержку в самых непредвиденных обстоятельствах.

Традиционные, отработанные веками способы коллективного действия, основанные на дове-

* РГНФ (проект №13-31-01284).

** Как правило, танзанийцы называют Дар-эс-Салам сокращённо - Дар.

Предлагаемая статья отражает результаты полевого исследования, проводившегося в сентябре 2013 г. в Дар-эс-Саламе (Танзания) в рамках проекта РГНФ «Практики взаимопомощи в африканском мегаполисе. На примере Йоханнесбурга и Дар-эс-Салама»*. Авторы рассматривают современные формы взаимопомощи, распространенные среди жителей традиционных африканских кварталов, -uswahilini (суах. - «квартал для африканцев», или буквально -«место людей Суахили»), структуру охваченных ею групп и сопоставляют ее с государственной практикой микрокредитования vikoba, ставшей популярной в Дар-эс-Саламе в последние годы.

рии, принципе общинности и низовой самоорганизации, воспроизводятся в условиях, когда государство устраняется от исполнения многих социальных функций и перепоручает заботу о населении частным структурам. Это касается и практики городского планирования, и формирования общественных отношений.

Особый интерес в контексте расширяющегося городского неформального сектора представляет собой практика взаимопомо-

щи. Её мы и попытаемся подробно рассмотреть.

ПРАКТИКА ВЗАИМОПОМОЩИ

Как и сто лет назад, сегодня трудно представить себе африканскую сельскую общину или городское сообщество, в рамках которых не существовали бы простые повседневные механизмы взаимовыручки на случай непредвиденных обстоятельств: внезапной болезни или смерти, свадьбы и т.д. Стратегии выживания в нынешнем африканском мегаполисе включают в себя такие традиционные схемы взаимной поддержки, как кассы взаимопомощи, землячества и похоронные сообщества.

Данные, полученные в ходе полевого исследования, показывают, что эти «институты» в подавляющем большинстве случаев официально нигде не регистрируются, однако их внутренняя структура достаточно формализована, поскольку практически у всех сообществ есть конституция, секретарь, казначей и председатель.

Самих танзанийцев мало интересует, к какому типу относится их ассоциация. В ходе исследования мы не встретили в языке суахили единого обозначения группы взаимопомощи. Чаще называлось имя собственное (дружба, любовь, единство и т.д.). Интересно, что в них вступают

представители различных слоев населения: бедняки, средний класс и даже достаточно обеспеченные по танзанийским меркам горожане.

Принцип для всех групп одинаковый, разнятся лишь суммы взносов. Объединяться могут соседи по двору, студенты или преподаватели университетов, выходцы из определенного региона/народа; есть образования, созданные по гендерной принадлежности. Надо сказать, что для женщин подобные формы самоорганизации имеют особое значение.

Характерной чертой городских практик взаимопомощи, как показывает пример Дара, является их стремительная трансформация, что вполне объяснимо, т.к. они отражают перемены, происходящие в самом населенном пункте.

Для исследования мы выбрали два, на наш взгляд, наиболее интересных, главным образом с точки зрения социального состава и географии расселения, места: районы Гонго-ла-Мбото и Мбага-ла*, которые принято относить к неформальным, традиционным кварталам - усуахилини.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ

В колониальные времена Дар-эс-Салам был разделен на три зоны: uzunguni (суах. «квартал для белых»), uhindini (суах. «индийский квартал»), uswahilini. Усуахилини традиционно располагались на территориях ниже уровня моря и были подвержены риску наводнений, считались малопригодными для жизни, а потому стали местом сосредоточения бедняков. Однако за последние 20-30 лет постколониальный Дар пережил существенные перемены2.

Сегодня границы усуахилини довольно размыты. В современном Дар-эс-Саламе их можно встретить не только на окраинах города, но и в самом центре. Показательно, что в настоящее время этот термин нередко исполь-

* В ознакомительных целях также состоялись беседы с жителями районов Ман-зесе, Тандале, Мвананьямала.

зуется как синоним «очагов неформальности» или «трущоб». Что на самом деле не совсем так.

Вместе с тем, современные усуахилини вмещают в себя большую часть неформальных поселений: от 65 до 75% дарэссалам-цев проживают в подобных условиях, причем это не только бедняки, которые не могут позволить себе жилье в обустроенных кварталах, но и достаточно обеспеченные люди. Практики взаимопомощи среди жителей подобных кварталов чрезвычайно разнообразны и включают в себя kufa na kuzikana (суах. «смерть и похороны»), mchezo (суах. «игра»), upatu (суах. «круг»), vikoba (суах. «карман»), а также деятельность землячеств.

РАЙОНЫ ГОНГО-ЛА-МБОТО И МБАГАЛА

Гонго-ла-Мбото - район Дар-эс-Салама, усуахилини, относящийся к округу Илала, расположен в 20 км от центра, за аэропортом им. Джулиуса Ньерере. Его население достигает 57 312 человек (на март 2013 г.). С 1982 г. он является частью города, но внешним видом напоминает деревню.

Хотя Гонго-ла-Мбото считается «бедным районом», его население крайне неоднородно по социальному составу и финансовому положению. Рядом с построенными из некачественных материалов хижинами можно встретить богатые особняки со спутниковыми антеннами и за высокими заборами с колючей проволокой. Показательно, что бедным жителям Гонго не свойственно подозрительное или неприязненное отношение к состоятельным соседям. Здесь есть и неформальные поселения, причем их границы никак не обозначены: они располагаются в произвольном порядке. Большая часть района пригодна для жилья: здесь нет ни болот, ни свалок, ни разливов рек.

Второй район, в котором проводилось исследование, - Мбага-ла - расположен в округе Темеке, население - примерно 127 тыс. человек; находится ближе к центру города, чем Гонго, но добираться туда намного сложнее: для этого требуются несколько видов об-

щественного транспорта, в т.ч. «дала-дала» - местное маршрутное такси. Это очень большой, густонаселенный и неоднородный по социальному составу район.

На первый взгляд, в Мбагале не так сильно заметна хаотичность планировки: больше, чем в Гонго, пространства между домами, и зонировано оно четче. Существует неформальное разделение на богатые и бедные кварталы.

По словам наших респондентов, как только на улице появляется несколько богатых домов, малоимущие соседи сами переезжают на другую улицу, т.е. таким образом происходит постепенное вытеснение бедных домохозяйств на окраину района.

В целом, Мбагала более урбанизирована по сравнению с Гон-го-ла-Мбото, что, на наш взгляд, повлияло на практику взаимопомощи, которая здесь приобретает менее традиционные формы.

Оба района неофициально разделены на кварталы, имеющие народные названия, и не нанесены на карту. Как правило, чтобы они закрепились за кварталом или улицей, кто-нибудь просто вешает на дерево табличку с обозначением.

СООБЩЕСТВА

КиБЛ МЛ КиНКЛИЛ

В Гонго-ла-Мбото мы познакомились с лидером группы куфа на кузикана, которая называется Umaki (Umoja wa Мартт Kipunguni, суах. - «Союз соседей в Кипунгуни»**). Он рассказал о том, что однажды, сидя под деревом возле дома, встретил своего соседа, с которым не был знаком. Разговорившись и осознав, что в отличие от жен совсем не общаются друг с другом, они решили это исправить, основав свое сообщество. Они заходили к соседям, имевшим дома в районе Кипунгу-ни, и предлагали им присоединиться. Затем был написан устав, утверждены правила, избраны председатель, бухгалтер и секретарь. Председатель рассказал нам

** Кипунгуни - народное название неофициального квартала внутри Гонго-ла-Мбото.

о его основных целях: «Основная идея - узнать друг друга получше, познакомиться. Помимо помощи друг другу в случае похорон и свадеб, мы [UmaЫ'] хотим открыть свою компанию по продаже цемента. Потом мы начнем давать займы членам, чтобы оплачивать школу и т.д.».

При вступлении в сообщество необходимо заплатить 10 тыс. шиллингов (ок. 200 руб.) в качестве первоначального взноса, а также купить конституцию ассоциации. Сообщество помогает своим членам в случае болезней, смертей или свадеб - как материально, так и морально.

В группе итаЫ - 30 членов, 15 семейных пар, причем ежемесячный внос, составляющий 5 тыс. шилл., платит именно пара. Помимо председателя, секретаря и бухгалтера, избираются 5 человек, в функции которых входит проведывать членов сообщества, сказавшихся больными. Их задача - выяснить, действительно ли человек болен, и доложить об этом группе. После этого больной может получить до 150 тыс. шилл. на лечение. В случае выдачи средств из общего фонда на лечение, свадьбу или похороны на следующей встрече члены сообщества сдают дополнительно к ежемесячному взносу 5 тыс. шилл., чтобы покрыть расходы.

Члены итаЫ носят униформу (футболки с логотипом), а также подчиняются определенным правилам и санкциям. Как указал председатель, «например, если ты платишь взносы, но не приходишь на встречи, ты

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком