научная статья по теме ТЕНДЕРНАЯ СТЕРЕОТИПИЯ В ИЗУЧЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ТЕНДЕРНАЯ СТЕРЕОТИПИЯ В ИЗУЧЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2008 • < 6

ТЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

о.и. ключко

Тендерная стереотипия в изучении актуальных социальных проблем

Современная наука освободила сознание людей от многих мифов, показав их иллюзорность и политическую ангажированность. Так, никто в настоящее время не рискнет утверждать преимущество одной расы или национальности над другой, провозглашать одну религию единственно правильной, определенное политическое устройство - единственно возможным. Однако ряд стереотипов до сих пор остается неизменным, несмотря на теоретические деконструкции и недостаточную корреляцию с социальной практикой. К ним относится, в частности, представление о том, что пол человека определяет его психику, поведение и место в социальной иерархии. Не различая пол и приписываемые ему социальные характеристики, общество тем самым ставит человека в жесткие нормативные рамки. Обращение к гендерной проблематике выступает частным случаем изменений представлений общества о нормах человеческого бытия, долгое время считавшихся природно обусловленными.

Серьезных отечественных трудов, в которых бы рассматривались как универсальные механизмы гендерной стереотипизации, так и специфика их функционирования в российском обществе, пока немного (см., в частности, фундаментальные работы [Агеев, 1986; 1987; Каган, 1989; Клецина, 1998; Котлова, Рябова, 2001; Юферева, 1985])1.

Тендерные стереотипы можно охарактеризовать как совокупность устойчивых представлений о природной обусловленности мужских и женских социальных характеристик. Схематизированно обобщенные, упрощенные, эмоционально окрашенные образы женственности/феминности/женщин и мужественности/маскулинности/мужчин - таково типичное определение тендерных стереотипов [Практикум... 2003]. Не возражая против него, приведу другую дефиницию, учитывающую разные аспекты гендерных отношений: «Тендерные стереотипы - это социально конструируемые категории "маскулинность" и "феминность", которые подтверждаются различным в зависимости от пола поведением, различным распределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов и которые поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя в социально одобряемой манере и ощущать свою целостность и непротиворечивость» [Рябова, 2003, с. 124].

1 В них содержится и библиографический обзор западных и отечественных источников по данной проблеме, где определены содержание и функции гендерных стереотипов.

Ключко Ольга Ивановна — кандидат философских наук, доцент, докторант кафедры философии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.

Это определение представляется наиболее корректным. Во-первых, оно фиксирует природу тендерных стереотипов, их социально сконструированный характер. Во-вторых, охватывает социальные представления о мужских и женских качествах, а также о подобающих мужчине и женщине поведении, занятиях и социальных ролях в обществе и семье. В-третьих, в этом определении отражена роль тендерных стереотипов в идентичности личности. В-четвертых, оно учитывает присутствие в концепте "тендер" не только социальной, но и культурно-символической составляющей, предполатаю-щей соотнесение с мужским и женским началами вещей, свойств и отношений, непосредственно с полом не связанных. Например, феминизации или маскулинизации мо-тут подвертаться нация или страна, социальный класс, политический противник, элементы ландшафта и т.д. Так, О. Рябов использует метафору "тендерная картина мира" для обозначения процесса маркировки любых объектов в качестве феминных или маскулинных и переноса на них всей суммы смыслов, закрепленных за этими понятиями в культуре [Рябов, 1999].

И. Клецина полатает, что тендерные стереотипы можно разделить на три труппы:

1. Стереотипы, связанные с приписыванием мужчинам и женщинам вполне определенных психолотических качеств и свойств личности (стереотипы маскулинности/фе-минности). Маскулинности приписываются "активно-творческие" характеристики: активность, доминантность, уверенность в себе, атрессивность, лотическое мышление, способность к лидерству. Феминность, наоборот, рассматривается как "пассивно-репродуктивное начало", проявляющееся в таких экспрессивных личностных характеристиках, как зависимость, заботливость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики обычно противопоставляются феминным и рассматриваются как противоположные.

2. Стереотипы, связанные с семейными и профессиональными ролями. Для женщины наиболее значимой социальной ролью считается роль домохозяйки, матери. Ей предписывается нахождение в приватной сфере жизни - дом, рождение детей, на нее возлатается ответственность за взаимоотношения в семье. Мужчинам отводится включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи.

3. Наконец, стереотипы, связанные с различиями в содержании труда (экспрессивная и инструментальная сфера деятельности). В соответствии с традиционными представлениями предполатается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всето работают в области тортовли, здравоохранения, образования. Для мужчин естественна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности [Клецина, 1998].

Стереотипы и установки, в том числе и тендерные, составляют существенную часть ценностно-смысловой сферы человека. Можно выделить два типа динамики ее развития: продуктивный и репродуктивный [Катальницкая, 2006]. Репродуктивному способу соответствует смысловая сфера, отличающаяся жесткой центрацией сознания и закрытостью, что может вести к ее дистармоничности, малому объему нестереотипных смыслов, их неупорядоченности, преобладанию защитных механизмов над механизмами смыслообразования и смыслотворчества. Это становится существенным препятствием в процессе профессиональното и личностното самоопределения и самореализации. Нестереотипность смысловой сферы связана с интенсивностью трансформации социальных содержаний в личностные смыслы.

Тендер принимает участие в упорядочивании картины мира в целом и ортанизации всей системы социальных отношений - не только между мужчинами и женщинами, но и между труппами, а также между человеком и природой. Тендерный дискурс как система репрезентаций, переплетаясь с друтими видами дискурса (национальным, военным, политическим др.), испытывает их влияние и, в свою очередь, ставит свои акценты, например, в изучении острых социальных проблем (см., в частности, [Женщина... 2006]). Общеизвестно, что собственные взтляды, предпочтения и склонности оказыва-

ют существенное влияние на постановку научной гипотезы, подбор фактического материала, его анализ и интерпретацию. Попытаюсь показать, как гендерные стереотипы и установки влияют на процесс и результаты социального познания.

В истории философии проблема пола является традиционной. Разделение бинарных понятий по типу противопоставления "мужественность/женственность" прекрасно осознавали еще в античной традиции. Философская традиция феминизации или маскулинизации накладывает отпечаток на исследования нации или страны, социального класса, исторических тенденций, климатических условий и т.д. Подобная традиция носит ярко выраженный нормативно-оценочный характер, безусловно, не всегда однозначный. Так, П. Бурдье писал: "Социальные классификации, оперирующие главным образом... бинарными противопоставлениями: мужской - женский, высокий -низкий, сильный - слабый и т.п., организуют восприятие социального мира и при определенных условиях реально могут организовать сам этот мир" [Бурдье, 1994, с. 203].

Например, авторы послесловия к новейшему философскому словарю, посвященному постмодернизму, используют эти критерии в оценке развития не только современной философии, но и культуры и общества в целом: "В противовес мужскому, мужественному характеру метафизики, который является наследием классической греческой философии, современная философия носит женственный, истеричный и хаотичный характер. Женский характер современной культуры проявляется во всех сферах жизни от политики и экономики до науки, моды и семейных отношений. В современной политике повсеместно обнаруживается бесхребетность, отсутствие политической воли, разумности, целеустремленности, жалкий сиюминутный прагматизм... Женскость современной западной цивилизации проявляется и в признании экономики ведущей сферой человеческой жизни, в приоритете материальных ценностей в современной культуре потребления, в культе чувственных наслаждений... Женские мотивы можно заметить и в кризисном состоянии современной фундаментальной науки, оказавшейся не способной решить практически ни одной глобальной проблемы, а также в бурном развитии прикладных наук, например, синергетики, психологии, социологии, которые лишь поверхностно описывают реальность, не обнаруживая в ней ни смысла, ни цели" [Филиппович, 2007, с. 802].

Наиболее тесно и показательно стереотипные представления о феминном и маскулинном переплетаются с идеями о семье. В средствах массовой информации, в политических, академических дискуссиях и даже в документах женского движения подчеркиваются возрастание социальной значимости традиционных женских ролей жены и матери, возвращение мужчине экономической ответственности за обеспечение семьи, важная роль "традиционно крепкой" семьи в процессах консолидации и возрождения нации, значение женской репродуктивной функции для усиления нации в целом.

Парадоксально, но возврат к традиционной семье рассматривается как одна из стратегий обновления общества. Т. Журженко достаточно саркастично отмечает, что под "традиционной семьей" понимается нечто среднее между идеализированной семьей досоветского прошлого и образцовой семьей американского среднего класса 50-х гг. XX в. Идеализация "традиционной семьи" предполагает дистанцирование от коммунистического опыта, навязанного государством формального эгалитаризма и возврат к якобы естественным гендерным ролям. Тендерный контекст в рассмотрении семьи, по мнению э

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком