научная статья по теме ТЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ АФРИКАНИСТИКЕ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ТЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ АФРИКАНИСТИКЕ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ»

ОБЗОР

ТЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ АФРИКАНИСТИКЕ.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ

© 2009 Н. А. KCEHONOHTOBA

В последние двадцать лет в российской африканистике все более отчетливо вырисовывается новая для отечественной гуманитарной науки проблематика - тендерные исследования, основанные на социально и культурно маркированной специфике пола. Однако следует признать, что отдельные ростки этого научного направления прорастали за много десятилетий до этого, еще на заре становления африканистики в нашей стране, как самостоятельной отрасли знания. "Женская тема" присутствовала и в более ранних работах советских ученых, посвятивших свои изыскания народам Африканского континента. В основном это относится к трудам таких известных исследователей, как Д.А. Ольдерогге, И.И. Потехин, Л.Е. Куббель, A.C. Орлова, И.А. Сванидзе [Куббель, 1974; Ольдерогге, 1960; Орлова, 1958; Орлова, 1968; Потехин, 1958; Потехин, 1956; Сванидзе, 1972, с. 323-324].

Изучение места и роли женщин в архаичном и современном африканском обществе первоначально появилось в рамках традиционных академических дисциплин: истории, этнологии, культурологи, социологии, политологии, права. Наибольшее внимание африканкам как объектам научного исследования уделялось при анализе системы родства и семейно-брачных отношений, которые являлись цементирующей основой всех африканских обществ на различных этапах истории. Особенно эта тема была характерна для представителей ленинградской школы этнографов и филологов, до сих пор успешно продолжающих дело, начатое выдающимся отечественным африканистом член-корр. АН СССР Д.А. Ольдерогге. В его эпохальный труд "Эпигамия" [Ольдерогге, 1983] были включены статьи разных лет, в которых изложены идеи автора по общетеоретическим и конкретным проблемам общественного строя народов Тропической Африки доколониального периода, включая взаимоотношение полов и поколений в контексте системы родства, брачных обычаев и норм обычного права. Среди значительных работ его последователей, написанных в том же ключе, книги петербургских ученых В.Р. Арсеньева и В.А. Попова, в которых на примере народов бамбара (Мали) [Арсеньев, 1997] и аканов (Гана) [Попов, 1990] показана роль и значение системы родства (как по женской, так и по мужской линии) во всех сферах жизни африканцев, заключающаяся в том, что без понимания специфики этих связей очень часто невозможно понять суть традиционных хозяйственных и социально-политических отношений.

Идею о том, что систему родства и семейно-брачные отношения нужно рассматривать как главную пружину "механизма" всех африканских культур, задающую ритм во многих сферах человеческой деятельности и в социальных структурах от семьи до государственных образований, успешно продвигали и представители московской школы африканистов. Так, Н.Б. Кочакова в монографии "Города-государства йорубов" [Кочакова, 1968], рассматривая доколониальную историю этого нигерийского народа и делая выводы о характере социальных и политических структур переходного периода от бесклассового общества к классовому, указывает на тесную связь властно-иерархической политической системы с общинно-родовыми институтами. И хотя в их основе лежало кровное родство по мужской линии, внутри кровнородственного коллектива идиле женщины все же играли важную роль как жены вождей и царей, так и жрицы родовых культов и члены тайных союзов.

В книге Н.А. Ксенофонтовой "Народ Зимбабве" [Ксенофонтова, 1974] подробно анализируется общинно-племенная организация народа шона (Южная Родезия, ныне - государство Зимбабве) с X до середины XX в. На обширном фактическом материале показано неразрывное пе-

реплетение различных видов социальных и хозяйственных связей и форм зависимости со структурой семейно-родовых отношений. Особый акцент в работе сделан на взаимоотношении полов и поколений в контексте социализации, морально-этических, правовых и религиозных норм с выводом, что для этого общества, как и для других этносов Африки, характерно строгое разграничение "женских", "мужских" и "детских" ролей, которые общество навязывает индивиду с раннего детства и строго контролирует их исполнение в течение всей его жизни. Предпринята попытка выявить всю сложность взаимоотношений между мужским и женским населением как в рамках традиционного, так и в системе колониального общества.

Тема межпоколенных отношений и половозрастного разделения труда была продолжена и подробно разработана в монографии К.П. Калиновской "Возрастные группы народов Восточной Африки. Структура и функции" [Калиновская, 1976] на примере скотоводческих народов галла и консо (Эфиопия), нуэр (Судан), масаи (Кения, Танзания), джиэ (Уганда) и ньякюса (Танзания). Показывая историческую эволюцию возрастных систем от эпохи первобытно-общинного строя до XX в., автор приходит к заключению, что указанные возрастные объединения, как и тайные союзы, школы инициации, мужские и женские дома - звенья одной цепи в развитии многих обществ и отражают закономерный период в их истории. Кроме того, К.П. Калиновская поддержала тех исследователей, которые пытались опровергнуть мнение большинства зарубежных этнографов о том, что возрастная система должна рассматриваться только исключительно как мужской институт. Она приводит сведения ученых, которые зафиксировали формирование женских возрастных групп и наличие особых женских домов у ряда племен, и доказывает, что действие возрастной системы и ее норм не ограничивалось лишь ритуальной стороной, а затрагивало все сферы человеческой деятельности и межличностного общения.

Системе родства по женской линии и действию норм материнского права, обеспечивающих преемственность королевской крови и законность получения власти, посвящены многие главы книги А.С. Орловой и Э.С. Львовой "Страницы истории великой саванны" [Орлова, Львова, 1978], описывающие обычаи, традиции и основные вехи доколониальной истории государств Конго (ХШ-Х1Х вв.), Куба (XVI - начало XX в.), Луба (ХУ1-Х1Х вв.) и Лунда или Мвата-Ямво (XVI - 2-я половина XIX в.).

Подробные описания обрядов жизненного цикла, которые проходила африканка от рождения до смерти, приведены в учебном пособии Э.С. Львовой "Этнография Африки" [Львова, 1984], где обобщены результаты исследований народов Африки южнее Сахары многими отечественными и зарубежными учеными. Этот фундаментальный этнографический обзор, написанный доступным для широкого читателя языком, позволяет составить четкое представление о месте и роли женщины в системе родства и семейно-брачных отношениях, ее участии в организации и передаче власти, ее вкладе в развитие национальной культуры и искусства, в формирование духовных ценностей, религиозных культов и представлений. Особенно автором подчеркивалось значение культа материнских предков-покровителей.

Попытку более глубокого осмысления традиционной жизни африканской общины посредством детального анализа ее структуры, роли и функций каждого его члена (как мужчины, так и женщины) через призму обычного права предприняла в своих фундаментальных монографиях правовед И.Е. Синицына, которая совершенно справедливо полагала, что проблемы обычно-правовой традиции имеют прямое отношение не только к правоведению, но и к историко-культурному развитию народов. В работе "Обычай и обычное право в современной Африке" [Синицына, 1978], применяя комплексный подход и используя материалы правового и этнографического характера, официальные документы и своды норм обычного права народов Танзании, Кении, Камеруна и других стран, труды историков и записки путешественников, автор подробно разбирает семейные обычаи и характер внутрисемейных связей мужских и женских родственников, статус личности, положение женщин, правила наследования. Эти изыскания И.Е. Синицына продолжила в книге "Человек и семья в Африке" [Синицына, 1989], в которой тема "женской" судьбы в контексте семейно-брачных связей получила свое дальнейшее развитие. Особый акцент здесь сделан на вопросе имущественных отношений и прав наследования, вскрыта неоднозначность, эластичность и изменчивость ролевых функций женщин на правовом поле семейной общины, которые могут принять самые неожиданные очертания в зависимости от интересов и потребности членов малой либо большой семьи. В частности, это относится к таким особым формам брака, как "брак женщины с женщиной", когда бездетная вдова, уже неспособная к деторождению, заключает союз с другой соплеменницей, рожающей ребенка от постороннего

мужчины, и это дитя считается ребенком покойного мужа вдовы. Тем самым африканка, принявшая условную функцию мужа, сохраняет за собой и этим новорожденным семейное имущество и статус малой семьи.

Поскольку семейно-брачные связи и система родства, где женщины занимают свою нишу, неразрывно вплетены в ткань общественных отношений, почти во всех упомянутых работах обнаруживаются небольшие отрывки, в которых есть описания деятельности африканок в контексте исторических событий. Можно констатировать, что в работах, опубликованных в 1950-е-1980-е гг., "женская тематика" не имела самостоятельной ценности, а представляла собой фрагментарные сведения и носила скорее служебный, подчиненный для "мужской" истории характер [Кочакова, 1986; Куббель, 1974; Новиков, 1987; Орлова, 1958; Орлова, Львова, 1978, Фадеев, 1962].

Все же предпринимались отдельные попытки провести полноценные исследования, где бы место и роль африканской женщины в истории и в политической системе рассматривались во всей их многогранности.

Так, монография Р.М. Смирновой "Положение женщин в странах Африки" [Смирнова, 1967] представляет собой первое в советской и зарубежной литературе обобщающее исследование судеб африканок, особенностей их деятельности и положения в социальной структуре африканских обществ. Описывая высокий статус женщин в далекие исторические времена, автор дает портреты выдающихся личностей, которые стояли во главе государственных образований многих африканских народов: правительница хауса Амина, королевы ашанти Гуеби Саа Абабио Ванкин и Яаа Асантьева, королевы Замбии (дбемба) и Зимбабве (дшона) руководили отрядами амазонок в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком