научная статья по теме Теоретические перспективы транзитивного подхода к анализу ценностной трансформации российского общества Биология

Текст научной статьи на тему «Теоретические перспективы транзитивного подхода к анализу ценностной трансформации российского общества»

DOI: 10.12731/wsd-2015-7.6-5 УДК 316:1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНЗИТИВНОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ ЦЕННОСТНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Воронина С.А.

В статье предлагается теоретическая модель исследования ценностной организации транзитивного общества, которая не претендует на универсальность, но может быть перспективным подходом в исследовании современного коммуникативного социума, с учетом существенных и важных вариаций его проявлений в разных национально культурных контекстах и даже разных вариаций одного общества.

Ключевые слова: формация; цивилизация; структура; информация; коммуникация; индивид; взаимодействие; транзитивное общество; модификация; трансформация; информация.

THEORETICAL PROSPECTS OF TRANSITIVE

APPROACH TO THE ANALYSIS OF VALUABLE TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN SOCIETY

Voron^ S.A.

In article the theoretical model of research of the valuable

organization of transitive society which doesn't apply for universality is offered, but can be perspective approach in research of modern communicative society, taking into account essential and important variations of its manifestations in different national cultural contexts and even different variations of one society.

Keywords: formation; civilization; structure; information; communication; individual; interaction; transitive society; modification; transformation.

На определенном витке развития общества теории постиндустриального, информационного общества были способны достаточно адекватно решать те задачи, которые ставила перед исследователями жизнь. На наш взгляд, характеристика ценностно-смысловых доминант российского общества будет не полной, если мы в своем исследовании будем отталкиваться только от теорий информационного, постиндустриального общества, слишком рациональных для такой страны как иррациональная Россия. На наш взгляд, концепция евразийства, социокультурный подход, могут быть адекватными при анализе характера происходящих в современной российской культуре перемен - означают ли они движение ценностных трансформаций в направлении вестерни-зации, преодоления национальной специфики или способствуют формированию особой уникальной российской ценностной реальности.

Русские философы - евразийцы В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев, Л.П. Карсавин, B.C. Соловьев, Н.С. Трубецкой, В.Н. Флоров-ский [1, 2, 3, 4, 5, 6] и др. в своё время высказали идею о том, что

практически все страны, населенные по преимуществу славянскими народами, могут быть отнесены к одному социокультурному типу, это общества, отличающиеся заметным своеобразием -утверждал Н.Я. Данилевский.

Мыслитель предложил рассматривать и анализировать процесс истории человеческого общества по аналогии с «естественной историей», а «естественная система истории должна заключаться в различении культурно-исторических типов развития как главного основания ее делений от степеней развития, по которым только эти типы, а не совокупность исторических явлений могут подразделяться» [7].

Для стран этого социокультурного типа, в том числе и для России, характерен транзитивный тип общества, т.е. состояние постоянного перехода, вызванного природными особенностями, социокультурными обстоятельствами, спецификой исторической судьбы. В России наблюдается (на протяжении уже второго столетия) состояние неравномерности, неустойчивости социальных процессов (от революции 17-го года до перестройки 85-го), каждый раз необратимых по своему характеру, способствующих развитию новых, как правило, временных, социальных и культурных связей. Данные процессы являются следствием повышенной чувствительности российского менталитета и желания «все изменить», по возможности путем возврата в прошлое. Но, поскольку принципиальный поворот назад невозможен, возникает ценностный коллапс, человек постоянно должен определяться с новой системой ценностей, часто противоречащих друг другу, что приводит к личностному, общественному отчуждению. «Антиномич-ность» разума способствует формированию нового типа лично-

сти, для которой характерны минимизация ценностной регуляции поведения и оценка себя с точки зрения спроса. Отсюда - осознание того, что большинство социальных ценностей, при помощи которых человек определял свое место в недавнем прошлом, уже утратили свою актуальность и ценность в сегодняшнем социуме, а это приводит к отказу механизма морально-нравственной регуляции поведения. В транзитивном обществе постоянно сосуществуют (по Д. Леонтьеву) два противоположных типа мировоззрений - «старое мышление» - мировоззрение как миф, которое владеет человеком, и «новое мышление» - мировоззрение как деятельность, которым владеет человек.

Следует отметить, что единой теории транзитивного общества до сих пор в социально-философском знании не сложилось, поэтому автор данной работы предлагает свое понимание транзитивности как особенного, отличного от европейского типа развития общества. Характер транзитивного общества, на наш взгляд, во многом определяется географическими условиями, а также состоянием материального производства, социально-политическим устройством, обычаями и верованиями. Транзитивное общество -это, в первую очередь, общество с развитой духовной компонентой, с развитой личностью, индивидуальностью. Кроме того, транзитивное общество представляется нам как общество, объединяющее уровень социального развития и уровень интеллектуального развития, которые обеспечивают прогресс российского общества в целом.

Транзитивное общество представляется нам как определенная ступень развития культуры. В целом понятие «транзитивное общество» достаточно широкое понятие, вместе с тем, оно ха-

рактеризует качественную специфику, своеобразие той или иной страны, группы стран, народов на определенном этапе развития. Тут нет противоречия, поскольку речь идет о проявлении транзитивности как переходе - понимание в широком смысле, в данных конкретно-исторических условиях, какую форму приобретает общество на том или ином этапе развития народа, региона. Но очевидным является тот факт, что под транзитивным обществом мы понимаем не просто социум, а именно определенную ступень развития культуры социума.

Говоря о современном российском обществе, как о транзитивном, в первую очередь, мы имеем в виду не уровень развития производительных сил и экономического базиса - этот вопрос можно оставить экономистам, а господствующую систему ценностей в жизни общества. В транзитивном обществе отсутствует абсолютизация социально-экономических законов, господствующих над людьми, но принимается во внимание сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов в реальной деятельности людей, провозглашается право каждого народа, каждой социальной группы на собственный социально-исторический эксперимент, на реализацию своей культурной программы.

Определяющим базисным механизмом транзитивного общества являются общественно-производственные технологии, на основе которых «транзитом» передаются идеи, ценности из различных эпох. Транзитивность как определенное состояние общества, проявляющееся в его материальной и духовной культуре, направляет общественные усилия и на преобразование природы, ее сохранность и на преобразование самого человека.

«Мы начали переживать кризис культуры, не изведав до конца самой культуры... Варварская стихия всегда была слишком сильна... Но в душе русского народа, быть может, сохранилась большая способность обнаруживать волю к чуду религиозного преображения жизни», писал в начале ХХ века Н.А. Бердяев [8].

Транзитивное общество нельзя понимать как упорядоченную смену исторических эпох. Идея смены формаций, волн, заложенная в теориях постиндустриализма, информационного общества слишком, на наш взгляд схематична, так как она категорически отрицает вековой опыт, накопленный культурой. Человек информационного общества стремится не к преемственности культурных ценностей, а к абсолютно новым, по большей части бытовым ценностям и благоустройству жизни. Этот человек есть безликая масса, которая не способна рождать великие идеи, в связи с чем, теряется целый пласт жизненных содержаний. И постиндустриальное, и информационное общество - это общество, в котором доминирует грубый практицизм и бездушный разум. Именно бездуховность, как основание современного Западного общества, представляет собой опасность разложения. В принципе, нет ничего плохого в благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остаётся душевных сил. Транзитивное общество - это не ограниченная во времени и пространстве культурно-историческая система, характеризующаяся единством хозяйственной, общественно-политической и духовной жизни, это уникальный социальный феномен, с преемственной связью с прошлым. В основе развития транзитивного общества, уточним ещё раз, лежит творчество, и отрицающее все и вся, и опирающееся на накопленный историей опыт, духовные ценности и идеалы.

Существенными признаками транзитивного общества являются следующие: во-первых, транзитивное общество есть собственно социальная организация общества. Это означает, что переход осуществляется с учетом территориальных, макроэтни-ческих, национальных особенностей.

Во-вторых, транзитивное общество, характеризующееся прогрессирующим общественным разделением труда и развитием информационной инфраструктуры, представляет собой социальную организацию со всеобщей связью индивидов и первичных общностей.

В-третьих, целью транзитивного общества является воспроизводство и приумножение общественного богатства, под общественным богатством мы понимаем не только его вещественно-материальное воплощение, но и ценности духовного порядка, в том числе и культуру.

Таким образом, теория транзитивного общества позволяет рассматривать современный нам российский социум как специфическую социальную организацию, характеризующуюся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства на основе коммуникативных технологий. Это особый тип социально-экономических, культурных, ценностных отноше

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком