научная статья по теме Теоретические проблемы социологического исследования духовно-нравственного кризиса в современной России Философия

Текст научной статьи на тему «Теоретические проблемы социологического исследования духовно-нравственного кризиса в современной России»

К.С. Таланова Аспирант Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова*

Теоретические проблемы социологического исследования духовно-нравственного кризиса в

современной России

Духовный кризис охватил большую часть современного человечества. Большинство из проблем, обсуждаемых сегодня в обществе, таких как международный терроризм, экстремизм, ксенофобия, национальный и религиозный фундаментализм, социальная поляризация, рост антигуманности в целом, свидетельствует о глубоком кризисе1, прежде всего духовном. У. Бек свои идеи о кризисности современного мира воплотил в концепции «общества риска»2, на основе которой российские ученые предложили концепцию «общества всеобщего риска», имея в виду современное

о

российское общество, пронизанное самыми разнообразными рисками3, воспроизводство которых угрожает социальной и национальной безопасности страны. Т.А. Рассадина пишет, что современные риски в России постоянно расширяются и воспроизводятся, и среди них -межэтнические конфликты, локальные войны, терроризм и экстремизм, бедность и даже голод, преступность, социальная апатия, депрофессионализация, кризис семьи, образования, воспитания, духовности, ценностно-нормативная дезориентация, кризисы самого разнообразного типа (экологический, экономический, политический и

\ 4

др.) и т. д.

Россия стремительно утрачивает те духовные основы, на которых базировалась ее цивилизационная сущность и эффективность, и это находит выражение, по мнению Е.В. Араловой, в забвении такого ключевого для российской ментальности и духовной культуры понятия, как «соборность», сквозь призму которого воспринималась идея социальной справедливости в России5.

В современной России наблюдается глубокий духовный кризис, выражающийся в кризисе солидарности, ментальных оснований российского сознания, российского духа, в котором индивидуализм,

* Таланова Ксения Сергеевна, e-mail: eka-dobrenkova@yandx.ru

1 Осанов А. Концепции кризиса духовности, культуры, истории в гуманитарных науках // Социально-экономические проблемы современного российского общества. Владимир, 2007.

2 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.

3 См.: Яницкий О.Н. Россия как общество всеобщего риска // Социология и общество: тезисы докл. Первого Всерос. соц. конгресса. СПб., 2000.

4 Рассадина Т.А. Россияне в условиях «общества риска»: эмоциональный и ценностный аспекты // Социологические исследования. 2013. № 11. С. 84.

5 Аралова Е.В. Соборность как фактор духовной культуры России // Власть. 2014. № 7. С. 133-134.

причем зачастую не совсем здоровый, а граничащий с эгоизмом, вытесняет общинные, коллективистские «здоровые» интенции, позволяющие обществу оставаться единым социокультурным целым, способным решать стоящие перед обществом проблемы. Причиной деконсолидации российского общества, его разобщенности и усиления кризисных тенденций ученые небезосновательно называют кризис идеального, или утрату общественных идеалов, вокруг которых, как правило, консолидируется общество6. Общественные идеалы, национальная идея - это своего рода духовные скрепы, которые препятствуют ценностной дезориентации, социальной аномии и в целом социокультурным конфликтам.

В структуру общественного идеала как функционально необходимой и универсальной подсистемы общества Л.В. Константинова включает такие элементы, как социальные идеи, социальные ценности, социальные технологии и нормативный комплекс требований к личности при доминирующих позициях социальных идей и ценностей, которые задают целевые установки развитию общества в виде желаемого образа этого будущего7, и соответственно, отсутствие общественного идеала как мощного социального регулятора становится источником дисфункций в общественном развитии.

Постмодернистские концепции девальвировали саму идею общественного идеала ввиду изменения самой концепции общества, нереализуемости его целей и господства плюрализма как источника общественного развития8, но, тем не менее, для России, а также тех обществ, которые находятся на границе или за границей постмодерна, идея общественного идеала может стать вектором обновления или движения вперед. Представляется, что актуально это и для современной России, которая пока не имеет четкого видения того пути, по которому ей следует идти, оставаясь самой собой, но в то же время успешной и стабильной в своей успешности.

Мир с каждым годом становится все менее безопасным, и причины этого кроются в кризисе проектности, отсутствии смыслового кода, который, как полагают российские ученые9, позволил бы задать нужный, т.е. безопасный, вектор развития современной человеческой цивилизации, но для этого требуется разработка соответствующих гуманитарных технологий. Справедливо замечание Е.Ю. Шакировой о том, что современное общество вошло в такую стадию, которая характеризуется нивелированием достижений общества в духовной сфере и ставит меркантильные, заниженные идеалы выше других в

6 Константинова Л.В. Общественный идеал в эпоху постмодерна: ракурсы социальной политики // Власть. 2014. № 4. С. 90.

7 Там же. С. 91.

8 Бауман З. Социология постмодернизма. М., 1991. С. 16.

9 Сулейменов И.Э., Габриелян О.А., Шалтыкова Д.Б., Сулейменова К.И. Пространство смысловых кодов современной цивилизации // История и современность. 2014. № 1. С. 46-68.

социальной практике, что говорит о трансформации ценностных основ

10

социокультурного пространства10.

Таким образом, на повестке дня современного общества, в том числе и российского, остро стоит вопрос о векторе развития и его последствиях для мирового сообщества. Российские исследователи выделяют два возможных сценария развития современного общества11: в первом случае развитие современного мира в перспективе может привести к позитивным результатам, к прогрессу в различных социальных сферах (экономической, политической, духовно-нравственной и т. д.), а во втором - прогноз неутешительный, так как развитие мира видится как путь деградации, который в конечном счете приведет человеческую цивилизацию к гибели.

Пока, на наш взгляд, современное общество демонстрирует второй вариант развития, свидетельствующий о духовной деградации, что проявляется в разрушении гуманистических основ функционирования мирового социума, в котором расширяется зона рисков и угроз безопасности человечеству, уже живущему в страхе от постоянных террористических угроз, экономических кризисов, буйства природной стихии.

Рост бездуховности в современном российском обществе рассматривается учеными как главная тенденция общественного

Л о

развития и угроза национальной безопасности страны12, и с этим сложно не согласиться, поскольку разрушение духовности связано с разрушением ментальных оснований, базировавшихся веками на ценностях коллективизма, составлявших, в свою очередь, основу российской духовности. Значимость общественных целей и ценностей перед индивидуальными, личностными выступала всегда отличительной чертой российской ментальности и позволяла российскому народу успешно противостоять рискам и угрозам внешнего и внутреннего характера.

Понятие духовности сегодня активно вошло в научный дискурс, в

- п

том числе и социологический , что, видимо, следует рассматривать как результат осмысления проблем, с которыми столкнулось современное общество, и причин, породивших эти проблемы. Понятие духовности претерпело значительные изменения в современной науке, если учитывать, что изначально оно выступало предметом теологии. Сегодня ученые пишут о том, что духовность в каждом обществе имеет свои

10 Шакирова Е.Ю. Общее представление о строении и динамике современного социокультурного пространства // Власть. 2013. № 12. С. 113.

11 Стерледева Т.Д., Стерледев Р.К. Духовность и бездуховность как вызов и риски для России // Власть. 2013. № 8. С. 79.

12 Самыгин С.И., Верещагина А.В. Духовная безопасность России как основа российской государственности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2011. № 1 (2). С. 13-16.

13 Руткевич Е.Д. «Социология духовности»: проблемы становления // Вестник Института социологии. 2014. № 2(9).

л л

социокультурные и ценностные основания. Так, М.В. Козлова14 пишет о том, что духовность в каждом обществе, развиваясь в соответствующих исторических и социокультурных условиях по мере становления этого общества, специфична и раскрывается по-разному в обществе созидания (коллективистском обществе) или обществе потребления (индивидуалистическом обществе). По ее мнению, устойчивость функционирования общества потребления базируется на выработанных им технологиях реализации общечеловеческих ценностей, адекватных определениям соответствующего типа духовности, и тот факт, что страны Запада достигли высокого уровня развития, свидетельствует о том, что они нашли теоретическую основу своего благополучия, и эта основа соответствует стандартам западной цивилизации. Соответственно, распространение этого типа духовности с ее ценностными и технологическими основаниями на общества иного типа - коллективистского может привести к обратным результатам, и именно от этого предостерегает М.В. Козлова, когда пишет о неправомерном распространении на иные типы обществ общественных идеалов и стандартов жизни западных обществ. По ее мнению, это может привести к национальной катастрофе15.

Совершенно очевидно, что Россия нуждается в социально значимой идее, в идеалах и ценностях, которые объединили бы российский народ. Такой идеей, судя по результатам социологических исследований, выступает идея социальной справедливости, которая всегда была одной из ключевых в российской социокультурной модели16. Данные исследования, проведенного Институтом социологии РАН, показали, что справедливость и в современной России занимает значимое место в мечтах населения о будущем страны наряду с такими позициями, как равные права для всех и сильное государство, заботящееся о своих гражданах. Именно эти три составляющие модели общества -социальная справедливость, равные права для всех и сильное государство, заботящееся о своих гражданах, были поддержаны примерно половиной российского нас

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком