научная статья по теме ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015, № 1, с. 71-79

ПРАВОВАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

© 2015 г. Елизавета Александровна Фролова1

Аннотация: рассматриваются основные этапы развития теории естественного права. Показаны характерные черты естественно-правовой философии в античном мире, средневековой юриспруденции, Новом и Новейшем времени. Сопоставляются "классическая" теория естественного права и доктрина "возрожденного" естественного права.

Annotation: considers the main stages of development of the theory of natural law. Shows the characteristics of the natural law philosophy in the ancient world, the medieval jurisprudence, New and modern time. Mapped to the "classical" theory of natural law and the doctrine of the "rebirth" of natural law.

Ключевые слова: философия права, естественное право, позитивный закон, Гроций, Гоббс, Локк, Кант, Гегель, Штаммлер, Новгородцев.

Key words: philosophy of law, natural law, positive law, Grotius, Hobbes, Locke, Kant, Hegel, Stammler, Novgorodtsev.

В современной юридической и философской литературе теория естественного права востребована как одна из основных концепций права. В разных формах, с различными нюансами и оттенками идея естественного права продолжает жить в XXI в. В статье предпринята попытка краткого изложения и анализа основных исторических вех данной теории, ее теоретического содержания и полемики с другими правовыми доктринами.

Понимание и проблемы, поставленные представителями и комментаторами теории естественного права, - предмет многочисленных содержательных исследований отечественных и зарубежных юристов, философов, политоло-гов2. Справедливо утверждается, что доктрина естественного права имеет глубокие традиции в мировой культуре. Естественно-правовые идеи можно найти в древнеегипетской, древнеиндий-

1 Доцент кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук.

2 См., например: Новгородцев П.И. Право естественное // Брок-

гауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь Т. XXIV.

СПб., 1898; Его же. Современное положение проблемы естественного права // Юрид. вестник. 1913. № 1; Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения. М., 1908; Четвер-нин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1998; Жуков В.Н. Русская философия права: естественно-правовая школа первой половины XX века. М., 2001; Его же. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М., 2013; Strauss Leo. Natural right and history. Chicago, 1953;

Рикер П. Справедливое. М., 2005; Хеффе О. Справедливость. Философское введение. М., 2007; Финнис Дж. Естественное право и естественные права. М., 2012.

ской, древнекитайской философии; в достаточно зрелой форме они встречаются в политико-правовой мысли Древней Греции и Древнего Рима, средневековой юриспруденции. Классическое естественное право - это эпоха XVП-XVШ вв., сложившееся в рамках рационалистической философии Нового времени (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Ш.Л. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Д. Адамс, Д. Мэдисон, И. Кант и др.)3.

Право - социокультурное явление, активно влияющее на общественные отношения. Оно включает в себя требования определенного поведения (идеальный характер) и содержательную часть в виде правовых институтов (материальный характер), поэтому действующее право представляет собой одновременно и сферу бытия, и область сознания общества. Право как продукт человеческого духа, как сфера духовной жизни человека неоднородно: каждая историческая эпоха привносит в правовое сознание свои нравственные воззрения, требования, обычаи, заимствования из других правовых систем. Перед мыслителями издавна стояла проблема поиска некоего эталона справедливости, независимого от законодательства, ссылаясь на который можно было бы оценивать нормы позитивного права. С моральной точки зрения нельзя безразлично относиться к наследию прошлого, которое создается при участии личной воли человека. Действия личности

3 См.: Жуков В.Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. С. 98.

могут быть своекорыстны и противоречить нравственным предписаниям, и какие-либо их объяснения (например, как необходимый результат предшествующих причин) еще не означают их оправдания4. Неограниченные разнообразные представления о справедливом и несправедливом явились необходимым условием возникновения теории естественного права.

Содержание юридических норм изменчиво, зависит от времени, разнообразно по кругу лиц и месту действия. Вместе с тем наряду с фактом изменчивости и разнообразия в праве в нем замечаются элементы объективной необходимости. До XVIII в. не существовало идеи закономерного исторического развития, поэтому, как отмечал Н.М. Коркунов, была альтернатива: или признать право произвольным установлением людей, или видеть в нем непосредственно данное от природы, неизменное, независимое от людей. Первая точка зрения поверхностна и противоречит характеру права. Вторая - приводила к гипотезе естественного права - вечного, неизменного, необходимо вытекающего из природы человека, независимого от произвола людей. Теория естественного права уравнивает юридические нормы с законами природы, подчиняет человека непреложным велениям природы; "искусственному, выдуманному она противопоставляет естественное, необходимое"5.

Теоретики естественного права ставят своей задачей априорное построение идеального правового порядка, однако обоснования этой доктрины были различны. Так, например, в начале XX в. Г.Ф. Шершеневич предложил свое видение этого вопроса. Следует отметить, что сам правовед не разделял идеи естественного права, однако для объективной критики данной концепции считал необходимым дать исторический и предметный анализ направлений естественного права. Логическое обоснование естественного права заключается, по мнению Шершеневича, в противопоставлении "реального изменчивого права идее неизменного права". Противопоставляя несправедливым, неразумным законам идею справедливого и разумного права, человек признает за этой идеей такое же реальное существование, как и за позитивным законом. Психологическое обоснование естественного права состоит в поиске авторитета, который смог бы противостоять авторитету положительного права. "Естественность являлась

4 См. подробнее: Новгородцев П.И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. Опыт характеристики основ школы Савиньи в их последовательном развитии. М., 1896 // Немецкая историческая школа права. Челябинск, 2010. С. 24.

5 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права (По изд. 1914 г.). СПб., 2003. С. 111-114.

орудием против историчности. Искание нового авторитета как средства воздействия на сложившиеся отношения обусловливается склонностью людей поддаваться более авторитетности, нежели убедительности"6. Этическое обоснование естественного права заключается "в постоянном искании высшего принципа поведения вне окружающей действительности". Человек посредством своей воли объективирует свой субъективный идеал. Историческое обоснование естественного права проявляется в призывах и лозунгах разного рода социальных обновлений7.

В течение многих веков теория естественного права почти безраздельно господствовала в научном объяснении права, однако ее содержание на протяжении истории менялось. До Сократа право понималось как закон или обычай. Ключевой досократовский текст (поговорка Гераклита): "Для Бога все вещи красивы [благородны] и хороши, и справедливы, лишь люди полагают, что одни вещи справедливы, другие - нет"8. Само разделение на справедливое и несправедливое -лишь предположение или конвенция. Справедливость хороша, а несправедливость плоха только благодаря человеческим действиям и в конечном счете оценкам человека. Традиционно считается, что справедливо делать то, что требует закон, что люди устанавливают в качестве законного или соглашаются считать законным. Это подтверждает тот факт, что естественное право существует и требует неограниченного разнообразия представлений о справедливости и неограниченного разнообразия законов9. Сократ отождествлял спра-

6 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учеб. пос. (По изд. 1910-1912 гг.). В 2-х т. Т. 1. Вып. 1. М., 1995. С. 31.

7 "Всякий раз, когда исторические формы уже отжили, когда право обратилось в бесправие, благодеяние - в мучение, союзы - в цепи и оковы, то кажется, будто человеческий дух окунается в вечно одинаковую человеческую природу, чтобы смыть с себя пыль веков..." (см.: Виндельбанд В. История новой философии. В 2-х т. Т. 1. СПб., 1902. С. 32 (Цит. по: Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 32)).

8 Heraclitus. Frag.102 (Цит. по: Штраус Л. Естественное право и история. М., 2007. С. 91).

9 См.: Платон. Государство // Платон. Собр. соч. В 4-х т. Т. 3. М., 1994. С. 92-95; Аристотель. Никомахова этика. Соч. В 4-х т. Т. 4. М., 1984. С. 146, 147. См. об этом также: Штраус Л. Указ. соч. С. 95-98. Штраус выделяет три типа классических учений естественного права: сократо-плато-новский (к нему приближаются стоики); аристотелевский; томистский (см.: там же. С. 139). Ученый дает оценки этих видов естественного права на основе источников: Платон. Указ. соч. 340 а 7-7 и 338ё 10 - е2; Аристотель. Указ. соч. 1129в 12. Представляется, что в разделы Никомаховой этики, указанные Штраусом, следует добавить 5, 10, 15, 20, 25, 30, в которых Аристотель предметно показывает несправедливость (противозаконность) и законность (пра-восудность) поступков человека.

ведливое с законным. Мысли о справедливости пребывают в состоянии разногласия и колебаний, но именно разногласия доказывают действенность естественного права. Греческий мыслитель считается создателем традиции учений естественного права, которую впоследствии развивали Платон, Аристотель, стоики, Фома Аквинский10.

Явившись впервые у Сократа, эта теория получила широкое развитие у римских юристов. Они считали нормы естественного права частью положительного права. Основаниями юридических норм согласно их взглядам признаются: природа человека, природа вещ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком