научная статья по теме ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА (ПРЕДМЕТНЫЙ АСПЕКТ) Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА (ПРЕДМЕТНЫЙ АСПЕКТ)»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015, № 4, с. 45-53

ПРАВОВАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА (ПРЕДМЕТНЫЙ АСПЕКТ)

© 2015 г. Елизавета Александровна Фролова1

Аннотация: в статье излагаются основные теоретические проблемы, поставленные концепцией естественного права: права и свободы человека, понимание сущности и принципов права, его ценностные характеристики. Рассматриваются спорные вопросы современного правового сознания. Представлена критика данной теории сторонниками других правовых школ.

Annotation: the article presents the main theoretical problems posed by the concept of natural law: human rights andfreedoms, and the understanding of the principles of law, its value characteristics. Discusses controversial issues of modern legal consciousness. Represented argued criticism of this theory supporters of other legal schools.

Ключевые слова: философия права, естественное право, позитивный закон, права человека, ценность в праве, принципы права.

Key words: philosophy of law, natural law, positive law, human rights, the value of law, the principles of law.

Теоретические вопросы, предложенные концепцией естественного права, продолжают волновать современное поколение философов, юристов, социологов. Несмотря на то что принципиальная критика основных пунктов данной теории была признана справедливой даже ее сторонниками еще в конце XIX в., тем не менее, в области философии права постулируется воззрение, допускающее наряду с позитивным правом представления о праве и неправе, законном и незаконном, справедливом и несправедливом.

Источниками естественного права в разное время и в различных политико-правовых концепциях назывались: природа человека, божественная воля, основные принципы справедливости, ценности, предписания здравого разума и др. Подчиненным являлся вопрос о том, ссылается ли естественное право в конечном итоге на божественно установленный мировой порядок ("космологическое естественное право"), на сущность человека ("антропологическое естественное право") или на практический разум ("рациональное естественное право", или "разумное право"). Несмотря на различия толкований естественного права, европейская правовая мысль в течение столетий развивалась под влиянием теории естественного права. Ее виднейшие представители были или юристами, глубоко интересовавшимися вопросами философии права (Гроций, Пуффендорф,

1 Доцент кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук.

Томазий), или философами, занимавшимися проблемами права (Локк, Руссо, Кант, Гегель). Все мыслители, разделявшие естественно-правовые идеи, искали принципы, действенные и без позитивного правоустановления, которые обладали бы первенством перед действующими законами и перед устанавливающей их государственной властью2.

Нормы естественного права - часть массового правового сознания, стремящегося воплотить свои социальные ожидания в позитивном праве. Прежде всего это касается области прав и свобод. Многие права и свободы воплощены в международном праве и в законодательстве государств3; такая формальная определенность предоставила возможность их обеспечения системой юридических гарантий, что, тем не менее, не прекратило споры в этой области. С позиции теории естественного права можно оценивать настроения большей части населения многих стран в отношении допустимости/запрета эвтаназии, клонирования, трансплантологии. Существуют разные точки зрения по этим дискуссионным вопросам на уровне обыденного, профессионального, доктринального правосознания. Многочисленные медицинские, социологические, юридические исследования в

2 См. подробнее: Хеффе О. Справедливость. Философское введение. М., 2007. С. 57, 58.

3 Например, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) (см.: Права человека. Основные международные документы. М., 1990).

этих областях затрагивают сущность естественных прав личности - право на жизнь, здоровье человека и на само понимание индивида (например, является ли клон человека субъектом права, как определить родственные отношения клона в рамках Семейного кодекса и др.). Классическое в эпоху Гроция положение о постоянной (неизменной) природе человека в ХХ-ХХ1 вв. сменяется на противоположное благодаря усилиям в области генных и гендерных исследований, а "право на себя", на свою собственную индивидуальность, которое горячо отстаивал Локк, подлежит пересмотру, исходя из потребностей и запросов в области трансплантологии.

Широкие обсуждения в обществе этих проблем важны и для законотворческой деятельности государства. Можно согласиться с утверждением, что для правильных решений законодателей в данной области необходимо изучение правосознания социальных меньшинств, специфические интересы которых должны быть учтены в позитивном праве. Вместе с тем вряд ли уместно в настоящее время, когда общественное правосознание к этому еще не только не готово, но и не относится положительно, воплощать в позитивном законе "право на нудизм", "право на однополый брак", "естественные права домашних животных", "право на клонирование человека и его близких в целях их воспроизводства и бессмертия" и т.д.4 Общеизвестно, что столь широкий перечень прав и свобод не только компрометирует идею естественного права, но и затрудняет их гарантированность со стороны государства. В связи с этим ряд правоведов отмечают, что проблема прав и свобод личности важна не только своим перечнем, но и обеспеченностью. Так, современные мыслители обосновывают существование "процессуального естественного права", на принципах которого основана "внутренняя моральность закона"5. Эта идея во многом

4 См.: Козлачкова Е.А. Физическое лицо как субъект права. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2014.

5 К этим принципам Л. Фуллер относит: 1) всеобщность; 2) открытость (доступность закона для тех, к кому он относится); 3) предсказуемость юридического действия (общий запрет на обратную силу закона); 4) ясность и понятность закона; 5) отсутствие противоречий, 6) отсутствие невыполнимых требований; 7) постоянство во времени (отсутствие частых изменений); 8) соответствие между официальными действиями и декларируемым правилом (см.: Фуллер Лон Л. Мораль права. М., 2007. С. 47 - 112). О. Хеффе считает, что в основании правовых решений

лежат принципы справедливости, которые практически во всех культурах относятся к общечеловеческому насле-

дию в деле справедливости. Поскольку они значимы не только при правовом и государственном порядке, то их относят к дополитической, "естественной справедливости" (см.: Хеффе О. Указ. соч. С. 66-70).

обогащает представление о естественном праве, поскольку помимо обращения к идеалам и ценностным ориентирам в рамках права с неизбежностью должны ставиться вопросы их достижения в действующем законодательстве. Теория естественных прав и свобод имеет гуманистический смысл и общечеловеческую значимость. Это - важная часть доктрины естественного права. Однако содержание теории естественного права много шире. Ряд мыслителей (например, Г. Гроций, Ф. Проко-пович, В.Н. Татищев) не высказывали идей прав человека, но являлись видными представителями теории естественного права.

В рамках данной концепции права поднимаются проблемы аксиологии, понимания сущности права, построения его принципов. Объекты исследования концепции естественного права - право как культура, справедливость, ценность. Большой вклад в разработку этих вопросов внесено теорией Г. Радбру-ха. По мнению немецкого мыслителя, содержание права заключается в осуществлении справедливости, поэтому оно относится к культурной действительности. Радбрух подчеркивал невозможность установления смысла права при его полном отделении от идеи справедливости. Понятие права он относил к области культуры. Право - это действительность, которая служит (должна служить) правовой ценности, идее права6. Справедливость - это некий абсолют, постулируемая ценность: ее нельзя вывести и обосновать другой ценностью.

В юриспруденции подходы к пониманию ценностей различны. Так, например, в правовой науке конца XIX в. признавалось бесспорным фактом, что многое мы считаем самоценным. Высказывая оценочные суждения ("этот поступок - подвиг", "данное дело - справедливо" и т.д.), мы представляем их не в качестве субъективных мнений, а как объективные истины. На рубеже Х1Х-ХХ вв. сформировались теории, согласно которым учение о ценностях превращалось в своеобразную чистую теорию, предметом которой являлись идеальные ("чистые") конструкции. Существенными свойствами теоретических истин были признаны адекватность с действительностью и всеобщность. Идея ценности предполагает разные уровни и классификацию. В отличие от теоретических истин, суждения о ценностях свойственна определенная степень (иерархия), истины же равны между собой. Поэтому теоретические истины имеют безусловный характер, а ценностные суждения (оценочные понятия) не могут быть безусловными. Ценности классифицируются по различным видам, например известно деление ценностей на

6 См.: Радбрух Г. Философия права. М., 2004. С. 41, 42.

чувственные и духовные, личные и сверхличные. Ряд ценностей определяется возможностью их реализации. Во многом такой подход, как полагал Н.Н. Алексеев, определял понимание правовых ценностей, основу которых образует личность.

Теория ценностей предполагает их иерархию. Ценности можно трактовать различно, но это не противоречит наличию некоего объективного порядка в отношении к ним. Австралийский ученый, теоретик естественного права Дж. Финнис обращает внимание на наличие такой объективности. Обычно считается, что никакие ценности или практические принципы не могут быть названы самоочевидными, поскольку ни один из них не признается повсеместно и во все времена. Вместе с тем, замечает Финнис, философы, изучающие современную антропологическую литературу, утверждают существование некоторых истин. Например, все общества обнаружива

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком