научная статья по теме ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ОТРАСЛЕВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ОТРАСЛЕВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ОТРАСЛЕВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

ЕПИФАНОВА Елена Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета, г. Краснодар;

ПАВЛИСОВА Татьяна Евгеньевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета, г. Краснодар. E-mail: epifanova_elen@mail.ru

Краткая аннотация: в настоящее время наблюдается критика теории общественной опасности и обращение к теории общественного блага. Особый интерес теория общественного блага вызвала в годы перестройки, когда наблюдался отход от традиций, заложенных в советском уголовном праве.

Currently, there is criticism of the theory of social danger and appeal to the theory of public goods. Special interest of the public good theory caused during the perestroika years, when there was a departure from the traditions rooted in the Soviet criminal law.

Ключевые слова: общественные блага; цивилизационные ценности; естественные права; общественная опасность; теория государства и права; философия права; история государства и права зарубежных стран.

Public goods; civilization values; natural rights; public danger; the theory of state and law; philosophy of law; history of state and law of foreign countries.

В настоящее время наблюдается критика теории общественной опасности и обращение к теории общественного блага. Особый интерес теория общественного блага вызвала в годы перестройки, когда наблюдался отход от традиций, заложенных в советском уголовном праве. Страны бывшего социалистического лагеря стали обращать свое внимание на теории, сформировавшиеся в других странах. Полагаем, что следует рассмотреть понятие общественного блага и его связь с отраслевым законодательством.

Общественные блага - это цивилизаци-онные ценности, выработанные на протяжении веков человечеством.

Понятие общественных благ более емкое по сравнению с понятием правовых общественных благ. Так как за рамками правовых общественных благ, охраняемых законом, остаются и те общественные отношения, которые, возможно, нуждаются в целом в правовой защите.

Правовые общественные блага - это

выраженные в процессе жизнедеятельности людей, общечеловеческие ценности, закрепленные в Международных правовых актах. Это достижение цивилизации. Таким образом, правовые общественные блага - это цивилизаци-онные ценности выработанные человечеством и закрепленные в законодательстве.

Набор правовых цивилизационных благ изменяется от эпохи к эпохе. В период родоп-леменных отношений и становления государственности на первое место выдвигалась община, ее собственность, жизнь человека, охрана которых закреплялась в нормах обычаев, морали, нравственности.

Позднее складываются нормы, регулирующие взаимоотношения государства и личности; государства, церкви и личности. Охрана государственной и церковной собственности выдвигается на первый план.

В рабовладельческий период все правовые акты были направлены на защиту рабовладельческого строя, государственной, церков-

ной собственности, собственности и жизни рабовладельцев (например, Законы из Эшнунны, Законы Ману, Законы Хаммурапи и т.д.). Приведем примеры. Если раб скажет своему господину: «Ты не мой господин», то тот должен изобличить его как своего раба, а затем его господин может отрезать ему ухо1. Законы Хаммурапи закрепляли, таким образом, право частной собственности. В Законах Ману был зафиксирован общественный строй, который призван был укрепить позиции религиозной элиты и рабовладельческой знати: А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней (соответственно) брахмана, кшатрия, вайшия и шудру2.

В феодальный период в правовых актах закрепляется жизнь и собственность феодалов, приоритет государства и церкви (Салическая правда, Саксонское зерцало, Каролина, Великая Хартия Вольностей и т.д.). Так, например, в Салической правде было сказано: Если кто лишит жизни свободного франка или варвара, живущего по Салическому закону, и будет уличен, присуждается к уплате 8000 денариев, что составляет 200 солидов. И в то же время если кто лишит жизни человека, состоящего на королевской службе... присуждается к уплате 24000 денариев, что составляет 600 солидов. Тяжкое наказание предусматривалось и в случае лишения жизни римлянина - королевского сотрапезника -уплата 12000 денариев, что составляет 300 со-лидов3. Значительное количество статей Салической правды даже в своем названии закрепляют защиту феодальной собственности, например; «О краже свиней», «О краже рогатых животных», «О вреде, причиненном ниве или какому-либо огороженному месту», «О краже рабов», «О кражах и взломах, произведенных рабами», «О нападениях и грабежах», «О похитителях рабов» и т.д4. Совершенно различным было наказание за одно и тоже деяние для представителей разных классов. В Англии противостояние монарха, баронов, рыцарства завершилось принятием Великой хартии вольно-

1 Гущина Л.И., Епифанова Е.В. Государство и право зарубежных стран. Вопросы истории: Уч. пособие. М.: Юрлитинформ, 2011. С. 162.

2 Там же. С. 163.

3 Там же. С. 228.

4 Там же. С. 222-226.

стей 1215 г. Статья 39 Хартии предусматривала возможность применения наказания свободных людей не иначе, как по законному приговору равных им и по закону страны5.

В буржуазный период на первое место выдвигается идея прав человека, естественных прав, присущих всем людям независимо от социальной принадлежности. (Декларация независимости США, Декларация прав человека и гражданина (1789 г., Франция) и т.д.). Так, в Декларации независимости США было сказано: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью»6. В Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1789) говорилось, что лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий и пороков правительств...7 Естественными, неотъемлемыми и священными правами человека признавались: свобода, собственность, равенство в правах, безопасность и сопротивление угнетению. Подчеркивалось, что целью любого государства является обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Важным шагом по установлению права личности является, принятый 27 мая 1679 г. в Англии, Habeas Corpus Act, который закрепил принцип неприкосновенности личности.

Естественные неотъемлемые права человека стали признанными цивилизационными ценностями. В основном в период буржуазных революций были разработаны теории, в которых обосновывалась необходимость соблюдения прав человека (например, Руссо, Монтескье, Дантон, Гамильтон и т.д.). Следует отметить, что значительный вклад в концепцию прав человека внесли древнегреческие философы, например, Аристотель, защищал права, присущие человеку от рождения (прежде всего, это касалось права человека на частную собственность). Начиная с нидерландского философа Гуго Гроция (1583-1645) понятие естественного права, дополняемое понятием общественного

5 Там же. С. 282.

6 Там же. С. 296.

7 Там же. С. 318.

договора, становится главным понятием доктрин Нового времени. Так, Бенедикт Спиноза (1632-1677) утверждал, что цель государства -это свобода и естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается. Джон Локк (1632-1704) высказывал мысль о том, что в естественном состоянии человек, преследуя свои интересы и отстаивая свои права, стремится не навредить другому человеку; Ш. Монтескье обосновывал естественные и неотчуждаемые права человека, присущие индивиду от рождения. Жан-Жак Руссо (1712-1778) отвергал идею неотчуждаемых естественных прав человека, говоря о полном отчуждении у каждого изолированного индивида в пользу образуемого по общественному договору целого (народа, суверена, государства) естественных прав и свобод, и о возмещении ему договорно установленных позитивных прав и свобод.

Таким образом, несмотря на разность в подходах, эпоха буржуазных революций выработала теоретическое обоснование идеи прав человека, как основных цивилизационных ценностей.

Возникают закономерные вопросы: естественные права и естественные блага - это одно и то же? Чем отличаются общественные блага от естественных благ? Что должен охранять закон: общественные или естественные блага? Попробуем рассмотреть эти вопросы.

Благо в соответствии с толкованием в словаре С.И. Ожегова означает то, что дает достаток, благополучие, удовлетворяет по-требностям1. Общественный, то есть принадлежащий обществу2. Таким образом, общественные блага - это то, что удовлетворяет потребностям общества, обеспечивает развитие общества. Общественные блага должны охраняться законом как достижения цивилизации, как те цивилизационные ценности, которых добилось то или иное государство.

Понятие «общего блага» относится к числу фундаментальных идей и принципов всей европейской социальной, политической и правовой культуры. Термин общее благо, утвердившийся в средние века, встречается впервые у

1 Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1995. С. 46.

2 Там же. С. 432.

Сенеки, однако данное понятие по существу разрабатывалось уже древнегреческими авторами (Демокрит, Платон, Аристотель и др.), а затем Цицероном и римскими юристами. Большое внимание идее общего блага уделяли мыслители средневековья и нового времени (Фома Аквинский, Гроций и др.).

С позиций естественно правовой трактовки общее благо, государство и законы - это необходимые формы выражения объективной природы человека как существа социального и разумного. Общее благо - это признание и результат естественно правового равенства индивидуальных благ. В концепции общего блага, таким образом, представлена правовая модель выявления, согласования, признания и защиты различных, во многом противоречащих-друг другу интересов, притязаний, воль членов данного соо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком