научная статья по теме ТЕРРОРИЗМ В ИНФОРМАЦИОННО-СЕМИОТИЧЕСКОМ И МИФОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ТЕРРОРИЗМ В ИНФОРМАЦИОННО-СЕМИОТИЧЕСКОМ И МИФОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2008 • < 3

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В.Б. ПЕТУХОВ

Терроризм в информационно-семиотическом и мифологическом контексте

Общепринятого понятия "терроризм" в науке на сегодняшний день не существует. Несмотря на то, что исследователи используют огромное количество различных определений терроризма, унифицированной сущностной концепции не выработано. Более того, у некоторых зарубежных и отечественных исследователей сложилось мнение о принципиальной невозможности данной дефиниции. Пессимистический взгляд на перспективу выяснения сущности терроризма высказал один из наиболее авторитетных исследователей данного явления У. Лакер, акцентировавший внимание на наличие в терроризме случайного, иррационального, недоступного пониманию элемента: "Не должно быть иллюзий по поводу того, что можно выяснить о происхождении и характере терроризма. Установлению поддается лишь тот факт, что при одних обстоятельствах террор чаще осуществляется, чем при других, и что при некоторых обстоятельствах он вообще не может иметь корней... Перегруженный значением по своей природе термин не поддается всем усилиям выработать всеобъемлющее и объективное определение терроризма. Такое определение не существует и не будет найдено в обозримом будущем" [Laqueur, 1977, р. 170]. Таким образом, Лакер фактически вынес проблему за пределы научного анализа, признавая ее некий иррационалистиче-ский характер.

Отрицание самой возможности выработки общего и единого определения терроризма в корне ошибочно, ибо основывается на ложной посылке о принципиальной закономерности и неизбежности терминологической путаницы. Вопрос заключается лишь в том, насколько последовательно и точно термин применяется к явлению и что становится главным критерием для определения сущности понятия.

С позиций социокультурного анализа наиболее перспективным путем определения терроризма выглядит информационно-семиотический подход. Если представить терроризм как сложно организованную информационную систему, то в террористическом процессе конституируются три ключевых блока: 1) источник информации; 2) передатчик информации; 3) получатель информации. В контексте данного видения проблемы, предназначение теракта есть передача некоего послания, направленного властной элите, определенным общественным кругам или социуму в целом и отражающего мировоззренческие позиции адресантов. На первом этапе начальный блок задает импульс информационного сообщения. Роль адресанта-заказчика террористической деятельности берет на себя определенное социально-политическая или общественная организация, заинтересованная в изменении политической ситуации в пользу

Петухов Валерий Борисович - кандидат исторических наук, доцент кафедры "История и культура" Ульяновского государственного технического университета.

своих властных амбиций. Это могут быть политические партии (например, партия социалистов-революционеров в России в начале XX в.); националистические, национально-освободительные и сепаратистские движения (например, Хамас в Палестине); религиозные общественные течения (например, ваххабизм); профессиональные и коммерческие корпорации или службы безопасности иностранных государств. Данные политические субъекты (условно их можно назвать террорократическими) нередко имеют легальные и легитимные формы своего институционального функционирования, но для осуществления своих целей они создают нелегальные террористические организации, формирующиеся по конспиративно-сетевому принципу автономного управления.

Важнейший фундаментальный признак социальной самоидентификации террористов - их вовлеченность в соответствующие организации. Собственно говоря, полноценным субъектом террористической политической деятельности человек может стать только через организационно-оформленную социальную структуру, нацеленную на политическую борьбу. Вне такого рода рамок экстремистская личность оказывается крайне ограниченной в возможностях достижения целей. Инициирующей, формирующей и организующей силой, сплачивающей их в единое целое, выступают террорократические силы и группы влияния, которые и "заводят" механизм террористической деятельности, находящейся до того в латентном состоянии. Они придают действиям террористов-одиночек организованный структурированный и релевантный характер; привносят в террор идейно-политическую осмысленность и мотивированность; программируют и направляют хаотические импульсы протеррористического сознания в необходимое для них русло общественно-политической активности. Можно сказать, что террористские корпоративные общности генерируются из аморфного, хаотического броуновского движения экстремистских личностей путем их организационного упорядочения различными социально-политическими силами и направленного использования устрашающего воздействия последних на социум.

Организующие террор силы создают и идейно-риторические конструкты, так или иначе объясняющие и оправдывающие деятельность террористов, придающие ей некий "высший смысл". Ведь адепты терроризма остро нуждаются в идеологической доктрине, обосновывающей и придающей смысл их деятельности. Как правило, именно через идеологию террористы обретают уверенность и убежденность в своей правоте. Основа их социокультурного мировоззрения обеспечивается идеологической доктриной той базовой социально-политической организации, которая являлась инициатором создания данной террористической корпоративной группировки. Через нее происходит радикализация и экстремализация террористического образа жизни, внедряется нацеленность на насильственные деструктивные практики и методы борьбы.

Есть еще один аспект в характеристике первого этапа террористического процесса в его информационно-семиотической интерпретации. Смысловая нагрузка, которая изначально задается инициирующей террор социально-политической элитой, внедряется в информационное пространство террористической среды путем манипуляции сознанием, введения в него адекватных ценностно-нормативных ориентаций и провоцирования соответствующих психологических реакций. Современные РЯ-технологии представляют террорократии на этом пути широкий спектр возможных вариантов. В одних случаях используется игра на противоречивости авторитетных религиозных источников с односторонней экстремистской интерпретацией текста Корана, как это практикуется ваххабитскими улемами. В иных обстоятельствах происходит спекуляция на мистике и увлечении людей паранормальными явлениями (так осуществлялась вербовка в террористическую секту Аум Сенрике). Часто применяются технологии, основанные на обострении оскорбленного чувства социальной справедливости или ущемленного национального достоинства. Таким образом, идеологическая манипуляция становится важнейшим средством мобилизации террористов на непримиримую борьбу с противниками.

Первый этап информационного террористического процесса не ограничивается внедрением идеологии социально-политического заказчика в террористическое движение и манипуляцией сознанием носителей терроризма. На уровне собственно террористического сообщества происходит частичное изменение первоначального тер-рорократического послания. Оно приобретает новые смысловые и аксиологические оттенки, впитывая в себя инструментальную агрессивность коллективных представлений, сфокусированных на разрушение личностной мотивационной акцентации террористов. И в связи с подобным проявлением интериоризованного внутритеррористи-ческого информационного пространства возникает необходимость его семиотической дешифровки. На чем, собственно, строится мировоззренческая основа террористических убеждений? На мой взгляд, на доминировании мифологической формы мышления у приверженцев терроризма. Система их взглядов на мир и общественные отношения опирается на архаические пласты общественного сознания, сходные с мифологическим способом освоения действительности.

Итак, возвращаясь к намеченной ранее условной схеме информационного террористического процесса, можно констатировать, что в теракте смыкаются два относительно самостоятельных, близких друг другу по общей направленности, но различающиеся по фактору генезиса мировоззренческих позиций информационных потока. Соединение их в единое целое, безусловно, усиливает поражающий эффект воздействия. Однако между выделенными позициями существует определенный "зазор", обусловленный имеющимися функционально деятельностными противоречиями в сфере их нормативных взаимоотношений.

Любая террористическая организация строится на принципах замкнутой узколокальной группы сектантского типа. Это диктует особые специфические формы образа жизни и стиля поведения носителей протеррористического мировоззрения. На первый план выступает строжайшая дисциплина. В этой связи очень характерна позиция авторитетного лидера партии эсеров, возглавлявшего ее боевое крыло, Б. Савинкова: "Существование террористической организации... невозможно без дисциплины, ибо отсутствие дисциплины неизбежно приводит к нарушению конспирации, а таковое нарушение в свою очередь неизбежно влечет за собой аресты. Дисциплина же террористической организации достигается не тем, чем она достигается, например, в армии, -не формальным авторитетом старших; она достигается единственно признанием каждого члена организации необходимости этой дисциплины для успеха данного предприятия. Но если у организации нет практического дела... то неизбежно слабеет дисциплина: отпадает единственный импульс для поддержания ее. А с ослаблением дисциплины организация становится легкой добычей полиции" [Савинков, 1990, с. 154]. Аналогичным образом известное исламское террористическое движение Хамас провозглашало: "Успех борьбы зависит от того, насколько нам удастся запугать противника и сломить его сопротивление. Для этого необходимо совершать акции устрашения во имя Аллаха, причем каждая акция должна быть хорошо спланирована и иметь смысл. Планирование подразумевает полную дисциплину, подчинение плану и решениям руководителей. Акции должны идти одна за другой; противник ни на минуту не должен чувствовать себя спокойно. Воины Аллаха - борцы. В этом постоянный смы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком