научная статья по теме ТИРАН ИЛИ СОФИСТ: ВОСПРИЯТИЕ ПОДЛОЖНЫХ ПИСЕМ АКРАГАНТСКОГО ПРАВИТЕЛЯ ФАЛАРИСА В XV-XVII ВВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТИРАН ИЛИ СОФИСТ: ВОСПРИЯТИЕ ПОДЛОЖНЫХ ПИСЕМ АКРАГАНТСКОГО ПРАВИТЕЛЯ ФАЛАРИСА В XV-XVII ВВ»

ИСТОРИЧЕСКАЯ КРИТИКА И АРХИВНЫЕ НАХОДКИ

УДК 930.23(044)"14/16"

П.А. Рязанов

ТИРАН ИЛИ СОФИСТ: ВОСПРИЯТИЕ ПОДЛОЖНЫХ ПИСЕМ АКРАГАНТСКОГО ПРАВИТЕЛЯ ФАЛАРИСА в ХУ-ХУП вв.

Личность Фалариса, акраганского тирана VI в. до н.э., имевшего обыкновение сжигать своих врагов во чреве бронзового быка, на столетия стала воплощением свирепого нрава. В период поздней античности он привлек внимание греческих риторов, которые нередко писали под именами исторических или легендарных персонажей свои упражнения со стилем и словом. Среди таких анонимных произведений и стал сборник из 148 писем, написанных от лица Фалариса. В итоге его имя оказалось связано с одной из наиболее удачных подделок в истории литературы. Всплеск интереса к письмам относится к XV в., когда итальянские гуманисты начали открывать западному миру забытые сокровища греческой литературы. Письма Фалариса были переведены на латинский и итальянский языки и неоднократно издавались в течение кватроченто. Поддельный тиран поражал людей Ренессанса отнюдь не жестокостью. Письма изображали его справедливым правителем, ученым и меценатом. Эти качества были важны для воспитания идеального ренессансного государя. В конце XVII в. письма стали предметом академических и литературных споров среди английских ученых и писателей. Их главным достижением стал выход «Рассуждений» выдающегося филолога Ричарда Бентли, который доказал поддельность этих писем.

Ключевые слова: Фаларис, Акрагант, античная эпистолярная подделка, Ренес-сансный гуманизм, Ричард Бентли, Чарльз Бойл.

В эпоху античности фигура сицилийского тирана Фалариса, установившего в городе Акраганте режим единоличного правления, была воплощением крайней жестокости и свирепого нрава. Основой для этого стало предание о медном или бронзовом быке, изготовленном для тирана мастером Перилаем, в раскаленном чреве которого по приказу Фалариса сжигали его несчастных жертв. Сюжет легенды, вероятно, не может объясняться только

через переосмысление древнего культа быка. Первое упоминание о таком изощренном способе расправы встречается уже у Пиндара менее чем через век после смерти тирана. В оде в честь Гиерона Сиракузского (около 470 г. до н.э.) он говорит, что «ненавистная всюду слава следует за жестокосердным Фаларисом, сожигателем в медном быке» (Pind. Pyth. I 95-98). Как сообщает Диодор, страшное орудие казни было установлено Фаларисом в крепости на мысе Экном, причем первой жертвой быка стал его создатель Перилай (Diod. IX 18-19; XIX 108). После разрушения Акраганта карфагенянами в 406 г. до н.э. завоеватели вывезли его вместе с другими трофеями и владели им до тех пор, пока Сципион не захватил Карфаген и не вернул его акрагантцам (Diod. XIII 90; XXXII 25). Гораздо позднее к злодеяниям Фалариса был добавлен еще один страшный обычай - пожирание грудных детей, которое приписал ему Татиан Сирийский, христианский писатель II в. (Oratio ad. Graec. XXXIV). Последний, очевидно, отталкивался от «Никомаховой этики» Аристотеля, где среди примеров каннибализма и детоубийства упоминаются некие рассказы о Фа-ларисе (Eth. Nic. VII 1149a15).

Со временем имя акрагантского тирана становится нарицательным. Так, Цицерон, опасаясь превращения власти Цезаря в тиранию, использовал для ее характеристики изобретенное им понятие 9a^apio^ov («фаларизм») (Att. VII 12). Любопытно, что полторы тысячи лет спустя немецкий публицист Ульрих фон Гут-тен написал памфлет под схожим названием, в котором изобличал пороки герцога Вюртембергского (Phalarismus, 1517). Примерно в то же время Никколо Макиавелли в десятой главе «Рассуждений о первой декаде Тита Ливия» упоминает Фалариса среди тех людей древности, которые более достойны порицания, нежели похвалы.

Насколько можно судить по скупым данным источников, Фа-ларис скорее всего был родом из Акраганта. Опираясь на исполнение почетной должности и богатство (Polyaen. V 1.1; Arist. Pol. V 8.4), он хитростью захватил власть в городе и около 570 г. до н.э. установил тиранию. В период 16-летнего правления ему удалось подчинить греческую колонию Гимеру, находившуюся в устье реки с тем же названием, и построить по ее берегам две крепости, Экном и Фаларион. По свидетельству Аристотеля, он смог добиться поддержки гимерцев, которые избрали его страте-гом-автократором и даже собирались предоставить ему отряд телохранителей (Arist. Rhet. II 20). Падение тирании Фалариса про-

изошло около 554 г. до н.э. в результате восстания акрагантцев во главе с Телемахом, причем Цицерон специально подчеркивает общенародный характер этого выступления (Cic. De off. II 7, 26).

В эпоху империи наряду с негативной оценкой личности тирана появилась тенденция к смягчению очень жесткого облика Фалари-са. Две декламации Лукиана представляют собой искусную иронию софиста, которой он придает характер защиты тирана. В первом слове послы Фалариса передают дельфийцам его речь, где он оправдывается за свою жестокость и просит их принять в дар Аполлону печально известного быка. Во втором некий оратор убеждает сограждан не отказываться от такого посвящения их святилищу. Доводы Фалариса на первый взгляд могут вызвать сочувственное отношение к тирану, который завладел властью лишь из стремления прекратить гражданские волнения и восстановить справедливость. Однако за красивыми речами просматривается образ демагога и фарисея, созданный автором, презиравшим тиранов.

Чем более неприглядной выглядит темная фигура Фалариса, тем примечательнее становятся проявления человечности, несвойственные легендарному правителю. Таково предание о Хари-тоне и Меланиппе, которое было рассказано Клавдием Элианом в «Пестрых историях» (Ael. V.H. II 4). Когда оскорбленный Фа-ларисом Меланипп решается уничтожить тирана и готовит против него заговор, его возлюбленный Харитон, чтобы обезопасить своего друга, пытается один покончить с узурпатором. Будучи схваченным, он терпит пытки, но отказывается выдать сообщников. Тогда к тирану отправляется Меланипп и возлагает на себя вину за случившееся. Пораженный таким благородством Фала-рис сохраняет им жизнь и имущество, но приказывает покинуть пределы Сицилии1.

Разумеется, ни речи Лукиана, ни романтическая история, пересказанная Элианом, не могли улучшить репутацию акрагантско-го тирана. И все же нельзя исключать, что именно они подсказали некоему автору любопытную идею создать под именем Фалариса собрание писем, в котором знаменитый правитель представал в совершенно ином свете.

1 Скорее всего псевдо-историческая новелла о Харитоне и Меланиппе возникла в эллинистическое время как результат литературной переработки схожих романтических сюжетов. См.: Фролов Э.Д. Бык Фалариса: миф и реальность в предании об акрагантском тиране VI в. до н.э. // Античное государство: политические отношения и государственные формы в античном мире. СПб., 2002. С. 17-18.

Письмо от лица эпического персонажа или исторического лица было одним из излюбленных упражнений по оттачиванию языка и стиля. Умение раскрыть перед читателем характер своего героя и убедить в подлинности его переживаний и мыслей являлось лучшим подтверждением риторического мастерства автора. Со временем в среде софистов накопился богатый опыт по части таких подделок. Начиная с эпохи эллинизма было создано значительное количество удачных имитаций, в числе которых письма Фемистокла, Сократа, Еврипида, Пифагора и других выдающихся мужей древности2.

Поскольку появление на этом фоне кровожадного антагониста было делом неслыханным, Фаларис сильно преобразился. По воле неизвестного писателя известный тиран стал выдающимся литератором. До нас дошел его обширный эпистолярий, состоящий из 148 писем различного содержания. Несмотря на разногласия ученых в вопросе датировки памятника, многие сходятся на том, что как целостное литературное произведение собрание писем псевдо-Фалариса оформилось не ранее IV в. н.э., хотя некоторые его части были добавлены уже в византийский период3.

По замыслу автора (или авторов) родиной акрагантского тирана стала Астипалея, маленький остров в юго-восточной части Эгейского моря. Из письма к Эпистрату (49) следует, что мальчик осиротел почти сразу после рождения, в юности был вынужден покинуть свою страну, лишился имущества и жил на чужбине среди варваров, несправедливо гонимый ото всюду, преданный не только врагами, но и благодетелями4. Придя к власти в Акраган-те, Фаларис показывает себя незаурядным полководцем в борьбе с другими сицилийскими городами - Камариной, Тавромением, Занклой, Леонтинами и Катаной. В письмах выписан образ гордого и грозного правителя, преисполненного бесстрашия и презрения к врагу. Он отвечает жестокостью на жестокость, но это не означает, что ему чуждо сострадание и великодушие. Он сохраня-

2 См.: Rosenmeyer P.A. Ancient Epistolary Fictions: the Letter in Greek Literature. Cambridge, 2001; Миллер Т.А. Псевдоисторическая эпистолография // Античная эпистолография: Очерки / Под ред. М.Е. Грабарь-Пассек. М., 1967. С. 192— 225.

3 Russell D.A. The Ass in the Lion's Skin: Thoughts on the Letters of Phalaris// Journal of Hellenic Studies. 1988. № 108. P. 96-97. Подложный эпистолярий слабо известен отечественному читателю. Фрагменты писем 10, 18, 47 переведены на русский язык Миллером: Псевдоисторическая эпистолография. С. 193-194.

4 Ep. 49 = 129 (Lennep): Phalaridis Epistolae / Ed. L.C. Valckenaer, G.H. Schaefer. Lipsia, 1823. P. 382.

ет жизнь пленникам, о которых забыли их соотечественники (30), прощает заговорщика (71), неоднократно помогает мегарцам в голодное время (52).

История с медным быком также получает освещение в письмах, так как именно она была главным символом кровожадности тирана. Согласно Лукиану, единственной жертвой ужасного изобретения стал его создатель Перилай, после казни которого быка подвергли очищению, а затем отослали как посвящение Аполлону. Причем и Лукиан, и Диодор сообщают, что такое наказание было вызвано жестокостью мастера, ведь он для забавы устроил так, что его творение мычало, когда в нем кричали жертвы. Литейщика извлекли из медного чрева еще живым и сбросили со скалы.

В эпистолярии псевдо-Фалариса убийство

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком