научная статья по теме ТРАДИЦИИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК - ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РОССИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТРАДИЦИИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК - ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РОССИИ»

СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ СНИГИРЕВ

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры психологии служебной деятельности Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России (Санкт-Петербург) Тел.: (812) 593-92-09; Е-таИ: nestorklio@mail.ru

СЕРГЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧХОДОСОВЦЕВ

Подполковник, младший научный сотрудник исследовательского отдела по исследованию социально-психологических проблем внутренних войск Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России (Санкт-Петербург)

Тел.: 9 (905) 217-73-69; Е-таН: lorer_@mail.ru

В статье изучается проблема формирования социальной стабильности России посредством сохранения и приумножения традиций внутренних войск. Выявляется сущность традиций внутренних войск и определяется их значение для формирования социальной стабильности в обществе.

Ключевые слова: социальная стабильность, традиции внутренних войск, государственный патриотизм, укрепление государства.

ТРАДИЦИИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК -ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РОССИИ

Обращаясь сегодня к истории внутренних войск России, важно учесть коллективную память Отечества. Внутренним войскам более двухсот лет. Это довольно значительный путь исторического развития. И при его анализе необходима вся совокупность действий, предпринимаемых воинскими коллективами по символической реконструкции прошлого внутренних войск. Методологический анализ важнейших событий истории внутренних войск заставляет нас сегодня обратиться к основам культурных предпочтений и определяет структуру памяти о внутренних войсках.

Архиважна социальная реконструкция реальности прошлого. При этом особое место носят субъекты сохранения коллективной памяти, к которым относятся сотрудники музеев, мемориалов и архивов внутренних войск, идеалы и нормы этих людей1.

Представляется, в основе взглядов современного человека должны лежать общечеловеческие ценности, позиции государственного патриотизма, возрождения социальных понятий семьи и религии. Также актуально профессионально-историческое сознание. Это диктует нам настоятельную потребность обратиться к прогрессивным традициям внутренних войск России. Отмечая День народного единства, на приеме в Кремле президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул: «Дух единства и созидания проходит сквозь историю России... Все понимают, что традиции нужно чтить и беречь. Среди этих традиций - подлинный, глубокий патриотизм и взаимоуважение между народами. Эти ценности и сегодня консолидируют наше общество, служат основой для развития демократии и гражданского самосознания, для укрепления государства и гражданской сознательности»2.

Современные ученые, рассматривая категорию «традиция», прежде всего, делают акцент на процессе передачи от поколения к поколению культурного наследия, всего духовного, на особенностях трансляции коллективного опыта и оценок, которые дают факту зависимости прошлого в различных типах общества и цивилизации. Определены также границы передачи наследия в рамках относительно замкнутых групп (профессиональных корпораций). При этом особое место отводится людям, специализирующимся на передаче традиций: учителям, священникам, историкам3.

Рассматривая категорию «традиция» следует иметь в виду ряд предварительных замечаний:

Первое. Все традиции являются краткими символами мышления.

Второе. Традиции являются частью общественного сознания и аккумулируют значительный исторический опыт.

Третье. Традиции зародились с момента становления человеческого общества. Первоначально они развивались

на уровне обыденного сознания, затем, с момента появления государства, они стали также развиваться на уровне государственной идеологии.

Четвертое. Они могут быть прогрессивными, т.е. способствовать прогрессу носителей традиций, а могут быть регрессивными, тормозящими развитие социальных общностей.

Пятое. Борьба между прогрессивными и регрессивными традициями рассматривается как источник развития этих традиций.

Шестое. Традиции представляют собой определенные «образцы» деятельности, нарушение которых отрицательно сказывается на функционировании социальной системы общества. К этим образцам относятся моральные ценности, правовые нормы, обычаи, привычки. Традиции обеспечивают общественный контроль организации жизни общества. Через традиции реализуются обратные связи в управлении любыми процессами.

В целом, если подвести промежуточный итог, то термин «традиция» включает в себя по структуре:

1) совокупность чувств и эмоций;

2) действия по определенному образцу;

3) совокупность мыслей, знаний, навыков и умений, передающихся от одного поколения носителей традиций к последующему.

Таким образом, прогрессивные традиции внутренних войск направлены на дальнейшее развитие воинских коллективов, включают в себя действия по определенному образцу, совокупность мыслей, знаний, навыков и умений, окрашенные эмоциональными чувствами и эмоциями, способствуют дальнейшему укреплению боевой готовности внутренних войск и эффективному выполнению всех боевых задач, решаемых воинскими коллективами. Эти традиции предполагают преемственность и новаторство ценностей культуры и обладают также такими общими чертами, как повторяемость, устойчивость и массовость. Преемственность традиций внутренних войск означает передачу ценностей культуры воинской деятельности от предшествующих поколений военнослужащих к их преемникам, с учетом новых обстоятельств деятельности военнослужащих.

Для преемственности традиций внутренних войск важны следующие условия:

Во-первых, постоянное присутствие носителей этих традиций;

Во-вторых, наличие общих целей и интересов в коллективах внутренних войск, зафиксированных в государственном законодательстве;

В-третьих, систематическая смена воинских поколений;

В-четвертых, духовное единство военнослужащих на основе их государственно-патриотического воспитания;

В-пятых, присутствие определенных прав и свобод в деятельности военнослужащих внутренних войск.

В механизме преемственности прогрессивных традиций внутренних войск важное место занимают семьи военнослужащих. Именно в них от поколения к поколению передаются прогрессивные ценности защиты Родины. Молодое поколение в ходе ежедневного воспитания опирается на культурные нормы защитников Отечества, усвоенные родителями и более старшими поколениями, как живущими, так и ушедшими, чьи подвиги и ратные дела живут в устном семейном предании. В семье во время длительного общения ценности, нравы и обычаи, рожденные на патриотических чувствах, интересах, закрепляются как наследие в новых исторических условиях.

Повторяемость как черта прогрессивных традиций внутренних войск означает сохранение элементов положительного содержания из прогрессивных традиций внутренних войск.

Устойчивость прогрессивных традиций внутренних войск проявляется в их относительной стабильности на продолжении более двухсот лет. Эти традиции обладают живучестью и долголетием. В этом отношении их можно сравнить только с национальным характером как наиболее устойчивым элементом психического склада нации.

Массовость прогрессивных традиций внутренних войск выражается в том, что по мере ежегодного пополнения защитников Отечества молодые призывники внутренних войск становятся непосредственными носителями этих традиций.

Воинские коллективы внутренних войск постоянно насчитывали и имеют многотысячные ряды.

Наряду с рассмотренными чертами прогрессивные традиции внутренних войск, на наш взгляд, обладают и целым рядом функций4.

1) Нормативно-регулятивная (воспитательная);

2) познавательно-информационная;

3) социально-преобразующая;

4) коммуникативная;

5)эстетическая и другие.

Эти функции прогрессивных традиций внутренних войск способствуют формированию личности военнослужащего, ее гуманизации и социализации. В подавляющем большинстве военнослужащих на основе прогрессивных традиций внутренних войск развиваются ценности военно-профессиональной, нравственной, политической, правовой, физической, экологической, эстетической культуры, культуры общения и поведения, познавательной культуры, культуры свободного времени и культуры се-мейно-бытовых отношений.

Прогрессивные традиции внутренних войск реализуются в трех сферах деятельности военнослужащих: общественно-политической, служебно-функциональной и семейно-бытовой. Ценности постепенно перерастают в профессиональные правила и нормы. Они изложены сегодня в Уставе внутренних войск МВД России и государственных документах и позволяют развивать прогрессивные традиции на уровне государственной политики. Познавательно-информационная функция прогрессивных традиций внутренних войск проявляется в том, что эти традиции аккумулируют знания, ценности материальной, духовной и социально-политической культуры. В деятельности всего личного состава внутренних войск и передают эти знания последующим поколениям военнослужащих. Эта функция облегчает адаптацию молодых воинов, способствует поднятию их престижа в коллективе.

Таким образом, функции прогрессивных традиций внутренних войск способствуют формированию и развитию каждого военнослужащего как сознательного и всесторонне развитого гражданина Российской Федерации. На основе анализа понятий - коллективная память, традиция, черты, функции, сферы проявления прогрессивных традиций внутренних войск назовем основные прогрессивные традиции внутренних войск МВД России.

В сфере служебно-функциональной деятельности:

- традиция образцового выполнения служебно-боевых задач отдельными военнослужащими и в целом воинскими коллективами;

- традиция образцового несения караульной службы по охране важных государственных объектов и специальной службы;

- традиция борьбы с незаконными вооруженными формированиями;

- традиция постоянной подготовки воинского резерва во время ведения войн;

- традиция поддержания образцового общественного порядка;

- традиция оказания помощи населению при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах;

- традиция оказания помощи в решении народно-хозяйственных задач;

- традиция образцового выполнения задач конвойной службы.

В сфере общественно-политической деятельности:

- традиция участия вое

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком