научная статья по теме ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННЫХ ЭТНОИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ И ПРАКТИКАХ ТАТАР И РУССКИХ ТАТАРСТАНА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННЫХ ЭТНОИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ И ПРАКТИКАХ ТАТАР И РУССКИХ ТАТАРСТАНА»

ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ

ЭО 2011, № 6 © Г.И. Макарова

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННЫХ ЭТНОИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ И ПРАКТИКАХ ТАТАР И РУССКИХ ТАТАРСТАНА*

Ключевые слова: этноидентификационные процессы, социокультурные практики, традиционная культура, этнокультурные стратегии

1990-2000-е годы характеризуются ростом интереса населения Татарстана (как и России в целом) к традиционной культуре, ее закреплением в социокультурных практиках и этноидентификационных процессах русских и татар. Это обусловлено социально-политическими переменами в стране, в том числе изменением этнокультурной стратегии федеральных и региональных властей, активизацией деятельности религиозных институтов (отсюда преобладание религиозных обрядов и праздников в практиках татарстанцев), поисками социальными субъектами новых основ своей идентичности. При этом "возрождение" народно-религиозной праздничной и обрядовой культуры происходит на основе сохранившихся, в том числе в советский период, отдельных ее элементов среди относящих себя к названным этническим группам. Ориентация татар и русских Татарстана преимущественно на свою традиционную культуру не делает невозможными процессы межкультурного взаимодействия в регионе, заимствования отдельных образцов и фреймов других культур.

Конец 1980-х и 1990-е годы, как известно, характеризовались в нашей стране существенной актуализацией этничности. В связи с этим начал возрастать и интерес населения к традиционной культуре1, являющейся важным компонентом построения образа "мы", очерчивания границ "своих" и "чужих" этнических идентичностей. Целью данной работы является раскрытие ее места в современных социокультурных практиках татар и русских Татарстана, в солидаризации членов каждой из этих (основных по численности в регионе) этнических групп2.

Методологической базой исследования послужила теория социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана (Бергер, Лукман. 1995), позволяющая сочетать элементы субъективистского и объективистского подходов к изучению идентификационных процессов. Концепция Ф. Барта важна с точки зрения понимания роли культурных характеристик в маркировке и воспроизведении этнических групповых границ (Барт 2006: 18). Барт подчеркивает изменчивость, ситуативность и вариативность культурной составляющей этнических идентичностей, зависящей от выбора самих социальных субъектов, а также от "исторических, экономических и политических обстоятельств" (Тишков 2003: 105). В отношении традиционной культуры это проявляется, в частности, в том, что далеко не все ее элементы используются в современных этноидентификационных процессах. Отдельные из них могут в силу обстоятельств обретать особую субъективную значимость для представите-

Гузель Ильясовна Макарова - к. филос. н., доц., старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан; e-mail: makarova_guzel@mail.ru

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 10-03-00037а.

лей этнических групп или "формирующих национальную идеологию элит" (Флиер 1997: 568). Другие элементы традиционной культуры, весьма яркие и специфичные для данного этноса с точки зрения этнографов и фольклористов, могут отходить в тень, быть "незаслуженно" забытыми, не являясь социально релевантными, актуальными. Третьи же радикально видоизменяются с целью обеспечения "сохранения группы как целостности" в условиях "современной динамичной действительности" (Данилко 2006: 98).

В соответствии с этим внимание в данной работе будет сконцентрировано на выделении и анализе тех элементов народной (фольклорной) культуры, которые являются важными маркерами этничности в настоящее время, а также представлены в повседневных практиках населения региона. Эти практики показывают степень приобщения различных этнических групп Татарстана к своей культуре, выступая внешними поведенческими формами проявления этнокультурных идентичностей. В таком ракурсе традиционная культура еще не получала своего целостного и последовательного рассмотрения на современных материалах Республики Татарстан. Хотя отдельные шаги в этом направлении предпринимались в исследованиях Р.Н. Мусиной, Г.Р. Столяровой, Т.А. Титовой, Р.К. Уразмановой и некоторых других этнологов (Мусина 2009; Столярова, Титова 1994; Уразманова 2010).

Данная статья основывается на результатах: 1) массового трендового анкетного обследования3 городского и сельского населения Республики Татарстан (РТ) в 2001 г. и в 2010 г.4 (у нас также есть возможность сравнить полученные показатели с отдельными данными опросов 1989/1990 и 1994 гг.5); 2) полуформализованных интервью с теми, кто относит себя к русским и татарам в РТ (2008 г.)6. Такое сочетание количественных и качественных методов позволяет, с одной стороны, экстраполировать полученные результаты на все население региона, с другой - основываться на данных, обладающих значительной качественной определенностью.

Рассмотрим, прежде всего, степень значимости традиционной обрядовости в процессе отнесения социальными субъектами себя к этнической группе. Так в 2001 г. на вопрос "Что роднит Вас с людьми Вашей национальности?" (шедший после вопроса, выявляющего важность для респондентов своей национальности и национальности окружающих) были получены следующие ответы:

Таблица 1

Компоненты этнической идентичности татар и русских РТ (2001, 2010 гг.), %

Варианты ответов Татары (2001) Русские (2001) Татары (2010) Русские (2010)

Язык 75,8 68,6 79,0 72,5

Национальная литература, искусство 19,6 18,2 19,4 25,8

Обряды, обычаи 53,5 37,5 51,9 38,0

Особенности быта 15,2 10,6 11,3 16,3

Родная земля, природа 39,4 31,1 40,9 35,6

Черты характера, психология 11,5 19,3 11,1 15,3

Религия 29,4 29,6 30,5 24,4

Исторические судьбы, прошлое 12,5 18,7 9,7 17,2

Общая государственность 6,3 9,5 8,1 11,7

Внешний облик 2,9 4,7 2,8 4,1

Другое 0,8 1,1 0,5 0,2

Ничто не роднит 1,3 3,2 0,9 2,4

Затрудняюсь ответить 0,4 0,5 0,7 1,9

Как видно из приведенных данных, на первом месте среди этноидентификаци-онных компонентов у населения Татарстана стоял в начале 2000-х гг. язык. И это понятно, поскольку, во-первых, именно общность языка, по справедливому замечанию М. Вебера, может существенно облегчать взаимопонимание, порождая "чрезвычайно сильные, вездесущие элементы ощущения "этнического" родства" (Вебер 2002: 33). В силу этого он чаще всего выступает важнейшим (хотя и необязательным) этноразли-чительным признаком между контактирующими этническими группами. Во-вторых, на процессы его актуализации в такой роли оказывала влияние и проводимая в регионе с начала 1990-х годов. языковая политика, направленная на укрепление статуса татарского языка в республике, расширение его социальных функций (о чем говорят результаты массовых социологических опросов7).

Сразу после языка в ряду "роднящих" со своей этнической группой характеристик идут обряды и обычаи, связанные с поведенческим аспектом приобщения населения к традиционной культуре. Следует обратить внимание на ощутимо большую значимость этого компонента идентичности для относящих себя к титульной этнической группе -его отметили более половины опрошенных татар и около двух пятых - русских. И это, по всей вероятности, обусловлено меньшей урбанизированностью татар и тем, что значительную долю среди них составляют горожане в первом и во втором поколении.

В свою очередь религию выбрали среди вариантов ответа около трети опрошенных как среди татар, так и среди русских РТ (в результате, она вышла на следующее после "родной земли, природы" четвертое место среди маркеров культурных границ). Это - те люди, которые стремятся подчеркнуть свою религиозную идентичность -мусульманскую или православную - в ее связи с этнической. Можно также предположить, что для части из них религия значит несколько больше, нежели простая совокупность исполняемых ритуалов и обрядов. Так или иначе, названные показатели соответствуют тенденциям общего роста религиозности в постсоветском обществе, чему не в последнюю очередь способствовала политика федеральных и региональных властей, не только закреплявшая принцип свободы религиозного вероисповедания, но и, в определенной мере, обеспечивавшая поддержку в стране/регионе основных конфессий. В то же время на росте значения религии в качестве этноразличительной характеристики между русскими и татарами Татарстана (Мусина 2008: 94-104; 2009: 76-100), по-видимому, сказывался и публичный дискурс проблем религиозности и этничности в регионе, трактующий данные феномены как тесным образом взаимосвязанные.

В 2010 г. соотношение и общие показатели значимости различных культурных характеристик этнической идентичности русских и татар РТ в целом сохранились на уровне начала 2000-х гг. (см. табл. 1). Язык, в том числе и в силу продолжающейся региональной политики двуязычия, остается главным маркером этнических границ, прежде всего для татар. Следом идут обряды и обычаи, по-прежнему более важные для татар, чем для русских. Роль же религии как маркера этнических различий остается на том же уровне у татар и несколько снижается у русских (возможно, в силу некоторого углубления знаний респондентов о вере, которая начинает восприниматься как самостоятельная духовная ценность8).

Таким образом, данные этих опросов свидетельствуют о том, что традиционная культура играет сегодня важную роль в этнической идентификации татар и русских РТ. Рассмотрим далее, какое место занимает она в их повседневных практиках. Причем у нас есть возможность проследить динамику того, в какой степени население региона соблюдало в 1990-е годы и соблюдает в 2000-е некоторые - основные - религиозные обряды.

Обращает на себя внимание очевидное увеличение к 2001 г. в Татарстане доли исполняющих религиозные обряды. Так позицию "суннат" (обрезание) в первом исследовании отметили две пятых городских татар и около трех пятых сельских татар.

Таблица 2

Соблюдение в семье обычаев и обрядов9 (1994 г.), %

Варианты ответов Татары (город) Татары (село) Варианты ответов Русские (город) Русские (село)

Суннат 39,0 55,8 Крещение 63,9 80,0

Пост

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком