научная статья по теме ТРАДИЦИОННОЕ И СОВРЕМЕННОЕ В МИРОВОЗЗРЕНИИ ЖИТЕЛЕЙ ОКЕАНИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТРАДИЦИОННОЕ И СОВРЕМЕННОЕ В МИРОВОЗЗРЕНИИ ЖИТЕЛЕЙ ОКЕАНИИ»

ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, НРАВЫ

ТРАДИЦИОННОЕ И СОВРЕМЕННОЕ В МИРОВОЗЗРЕНИИ ЖИТЕЛЕЙ ОКЕАНИИ

С.Е. ПАЛЕ

Кандидат исторических наук Институт востоковедения РАН

Ключевые слова: Океания, мировоззрение, традиции, образ жизни, ценности

Океания оказалась включенной в общемировую цивилизацию. Но как изменилось мировоззрение ее жителей после столкновения с европейцами? Рассмотрение этого вопроса - поле для исследований, сулящее немало оригинальных находок.

ОБРАЗ ЖИЗНИ ОКЕАНИЙЦЕВ ДО ВСТРЕЧИ С ЕВРОПЕЙЦАМИ

Жажда обогащения, толкавшая западных колонизаторов к освоению тихоокеанских островов, исчислялась в денежном выражении. Но до встречи с европейцами у жителей Океании, благополучно пребывавших в неолитическом состоянии тела и духа, денег не существовало: вместо них процветали бартерная торговля и система дарообмена.

На островах Океании не было сложной социальной иерархии. Островитянам не требовалось объединяться в крупные союзы: для защиты от возможных атак чужеземцев существовала естественная защита - океан. Тем более что из-за океана островитяне в большинстве своем ждали богов, а не врагов. Океанийцы обычно проживали семейными общинами по 200-400 человек, которые время от времени, уличив соседнюю общину в колдовстве, порче или сглазе, совершали боевые вылазки с целью проучить недругов, забрав у них то, что считалось справедливой компенсацией.

Отсутствие в Океании не

Только в XVI в. на географических картах появились острова Океании, жители которых задержались в бесписьменном бартерно-каннибальном каменном веке. Представители западной цивилизации увидели там много чудес, поразивших их воображение. В годы освоения тихоокеанских островов доисторическая экзотика дала пищу для творчества множеству западных поэтов, писателей, мыслителей и художников, среди которых были Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, П.Гоген, М.Твен, Дж.Лондон, С.Моэм, Р.Л.Стивенсон.

только металла, но и навыков изготовления сложных орудий труда, а порой даже элементарных предметов быта, делало островитян чуть ли не святыми в глазах первых европейцев. Так, голландский мореплаватель Якоб Роггевен, открывший в 1722 г. остров Пасхи, заявил, что полинезийцы «произошли от Адама» (помимо прочего, на эту мысль его натолкнула минимальная одежда из листьев, которую носили туземцы). На самом деле, тело океанийца было открытым для того, чтобы на нем можно было «прочесть» татуировки, которые изображали все атрибуты и достижения социальной жизни их обладателя: семейное положение, род занятий, количество детей или, скажем, число обезглавленных врагов.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ОСТРОВИТЯН

По всей Океании до прихода европейцев практиковались культ предков и каннибализм. Люди ели людей ради желания увеличить собственный вес в ро-доплеменной общине, который обозначался понятием «мана». Мана - это жизненная сила, которая передается из поколения в поколение или распределяется между родственниками через совершение обрядов почитания предков. Вожди обладают самой могущественной маной, наделяющей их властью над соплеменниками. Но если обладатель привлекательной маны не входил в систему родства, то его силу можно было получить лишь одним способом: путем его буквального поглощения.

Океанийскую ману нельзя было выменять или «купить» у другого человека, в отличие от западной «денежной» маны, с которой островитянам пришлось столкнуться с началом эпохи европейской колонизации в XVIII в.

На протяжении XIX столетия в Океании взаимодействовали две системы ценностей. Одна -европейская мана - выражалась в деньгах, другая - океанийская мана - в татуировках ее обладателя. Самый высокий ранг маны давал ее носителю право руководить сородичами и подвигать их на грозные набеги на соседей с целью поглотить их ману в виде запеченного на костре покоренного вождя.

Ватикан регулярно получал отчеты о съеденных в Океании миссионерах, отправлявшихся обращать неверных в католичество. Островитяне же съедали миссионеров в тщетной надежде на то, что, отведав белого человека, «мана» которого позволяла ему пользоваться всеми благами западного мира, в их распоряжении тоже окажутся крепкие лодки, гвозди, железные топоры и, самое главное, -ружья.

Лишь в XXI в. океанийцы осознали всю греховность содеянного и, покаявшись, принесли извинения потомкам тех, чью ману они присвоили себе привычным для них тогда способом. Так, в 2009 г. жители острова Эроманга меланезийского государства Вануату извинились перед 65-летним Чарльзом Миль-нером-Уильямсом за то, что их предки 170 лет назад съели его прапрадедушку1. В 2007 г. на острове Новая Британия в Папуа -Новой Гвинее состоялась торжественная церемония, в ходе которой был улажен конфликт 1878 г., когда местные каннибалы съели группу миссионеров из Фиджи2.

Сегодня понятие «мана» по-прежнему широко используется в странах Океании при описании заслуг политических лидеров, которые нередко являются по совместительству традиционными вождями. К примеру, на меланезийских островах Фиджи, откуда, как принято считать, пошло понятие мана, в 1987 г. произошел государственный переворот, но его зачинщик - полковник Си-тивени Рамбука не смог официально возглавить страну из-за того, что его мана была несоизмеримо мала для такой высокой должности.

В течение последующих нескольких лет он наращивал свою ману по западному образцу - накапливая деньги и делясь ими с теми, кто принимал ключевые решения в государственном управлении. Наконец,зару-чившись поддержкой Совета Великих Вождей, признавших мощь его маны, С.Рамбука получил возможность официально руководить страной в 19921999 гг.

ГЛАВНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ОКЕАНИЙЦЕВ

Иногда мирный обмен дарами ради улаживания межплеменных конфликтов не удавался: например, из-за отсутствия эквивалентных ценностей, или же когда одно племя почему-то было успешнее другого, в чем тут же угадывалось колдовство. И тогда островитяне предпочитали добывать желаемое путем вооруженных набегов на соседей: победа гарантировала усиление маны, а также получение жизненно важных материальных объектов, а именно - свиней и женщин.

Приоритет отдавался свиньям как источнику полноценного животного белка. На втором месте по значимости стояли женщины, способные выполнять самую тяжелую работу в доме и на огородах, а также рожать детей. В мирной жизни свиньи и женщины предлагались в дар вождям в знак уважения, а также служили подношениями на различных церемониях, включая принесение извинений потерпевшей стороне.

Свиньи до сих пор не утратили своей ритуальной ценности в океанийском обществе. Если на протяжении ХХ в. под влиянием западной цивилизации традиционные церемонии дарообмена для улаживания разногласий считались зазорной архаикой, то с началом культурного подъема на пороге XXI в. ситуация кардинально переменилась. Так, в 2002 г. в Вануату впервые состоялась официальная церемония обмена свиньями для урегулирования конфликта между представителями трех сторон: государства, вооруженных сил и полиции.

При участии традиционного Совета вождей (практически в каждой стране Океании Советы вождей играют значительную социально-политическую роль) процедура заключения мира выглядела следующим образом: «Премьер-министр от лица правительства передал одну свинью представителю полицейских сил, а вторую - представителю вооруженных сил. Полицейские силы и вооруженные силы также обме-

нялись свиньями, а затем Совет вождей вручил свинью премьер-министру»3.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО ОКЕАНИЙЦЕВ С «МАНОЙ» ЕВРОПЕЙЦЕВ

Первые контакты океанийцев с европейцами нередко заканчивались недопониманием. Европейцы упорно искали у островитян золото (которое было-таки найдено, но лишь в середине XX в. и в недрах лишь некоторых островов Меланезии). В свою очередь, островитяне, потрясенные мощью белых людей, мечтали заполучить себе их «ману», чтобы стать столь же успешными обладателями земных благ. Так как в буквальном смысле поглотить вожделенную ману им не позволяли ружья белых людей, островитяне обращались к традиционной системе дарообмена и предлагали европейцам самое ценное, что у них было - свиней и женщин, подвозя их на плотах к чужеземным кораблям.

Не имея представления о том, что им предлагают дары на обмен, а не просто как дань их очевидному превосходству, европейские моряки с удовольствием съедали свиней и увозили с собой женщин, записывая в судовых журналах удивительные истории о безграничной доброте и щедрости островитян. Те же, оставленные без эквивалентных подарков - лодок, железных орудий и ружей, следующий корабль с белыми «обманщиками» принимали уже не так радушно, и тогда записи в судовых журналах гласили об ужасных нравах, царящих на островах Океании.

Впрочем, некоторые мореплаватели пытались получше разобраться в обычаях океанийцев. В частности, чтобы повысить свой статус в глазах островитян, моряки покрывали свое тело татуировками, схожими с рисунками на телах племенных вождей, обладавших верховной маной. И тогда на соседнем острове, находящемся в системе иерархического дарообмена, за какой-нибудь ржавый гвоздь татуированные европейцы могли получить и свиней, и женщин. (Кстати, искусство тату именно так проникло из

Океании в Европу, постепенно обретя популярность по всему миру.)

Но у каждой медали есть и обратная сторона: ведь у носителей могущественной маны значительно возрастал риск быть съеденным. Именно такая печальная участь выпала на долю Джеймса Кука, неосмотрительно представившегося гавайцам чуть ли не богом плодородия. Вот что пишет чешский этнограф Милослав Стингл о судьбе его останков: «Кости Кука сначала поместили в святилище, а затем разделили между верховными вождями и жрецами в качестве очень ценных, обладающих сверхъестественной силой, реликвий. Часть черепа и часть правой руки, а также оружие Кука островитяне позже вернули новому начальнику экспедиции»4.

СДВИГ ТРАДИЦИОННОГО СОЗНАНИЯ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Европейцы, бороздившие моря и океаны в поисках источников обогащения, вскоре выяснили, какую прибыль могут дать им острова Океании. Оказалось, что Полинезия (греч. «много островов») представляла собой бесплодные песчаные атоллы, пригодные лишь для сбора копры5; то же сам

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком