научная статья по теме ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТКО-РЕКРЕАЦИОННОГО РАЙОНА: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ Биология

Текст научной статьи на тему «ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТКО-РЕКРЕАЦИОННОГО РАЙОНА: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ»

УДК 504.062

ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТКО-РЕКРЕАЦИОННОГО РАЙОНА: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

И. М. Савченко,

Горно-Алтайский государственный университет

В статье на примере Республики Алтай рассмотрено традиционное природопользование с точки зрения формирования и функционирования туристско-рекреационного района.

Введение. Территория Республики Алтай, являющаяся одной из 7 российских рекреационных зон, обладает разнообразными туристско-рекреационными ресурсами, позволяющими заниматься многими видами туризма и способными удовлетворить широкий круг потребностей населения. Такое разнообразие и широкий спектр рекреационных занятий требуют особого подхода к планированию туристической деятельности в регионе. И в связи с этим возникает необходимость рекреационного районирования. Критерием выделения и отличительной особенностью каждого рекреационного района внутри республики может выступать традиционное природопользование ко-

In the article on the example of the Altai Republic traditional use of nature in terms of the formation and functioning of tourist-recreation area are considered.

Ключевые слова: туризм, рекреация, туристские ресурсы, этно-экологический туризм, коренные этнические группы, традиционная культура, рекреационное районирование.

Key words: tourism, recreation and tourist resources, ethnic and ecological tourism, indigenous ethnic groups, traditional culture, recreational zoning.

ренных народов.

Традиционное природопользование — это исторически сложившиеся способы освоения окружающей природной среды, использование природных ресурсов аборигенным населением в процессе ведения традиционного хозяйства, обуславливающего образ жизни этого населения [1].

Постановка проблемы. Республика является мульти-культурным регионом, на территории которого по данным переписи 2010 г. проживают представители более 70 национальностей. Русское население составляет 114 802, это 56,6 % от общей численности, 68 814 — 33,9 % это алтайцы, 12 524 — 6,2 % — казахи.

Кроме того на территории Республики Алтай в данное время выделяется несколько коренных этнических групп, которые при переписи населения 1989 г. как самостоятельные национальности выделены не были и входили в состав алтайцев [2]. Впервые эти народы были выделены при переписи 2002 г. Это северные этносы — челканцы, тубалары, кумандинцы и южные — теленгиты, получившие в 2004 году статус коренных малочисленных народов. Все эти этносы, а также алтайцы, по длительности проживания здесь являются коренными (аборигенными, автохтонными) народами. И все они обладают комплексом знаний в области природопользования, которые используются до сих пор в современной практике. Кроме всего прочего на территории республики в Кош-Агачском районе компактно проживают казахи, а на территории Усть-Кок-

синского района — русские-старообрядцы, перебравшиеся и обосновавшиеся здесь в результате сложных исторических процессов.

С середины 90-х годов XX века в республике бурными темпами развивается туризм. Динамика развития туризма Республики Алтай по г. м. по данным Министерства туризма выглядит следующим образом. Увеличение количества туристских посещений (туристический поток): в 2008 году по отношению к 2007 году на 25 % до 1 млн посещений; в 2009 году по отношению к 2008 году на 5 % до 1,05 млн посещений; в 2010 году по отношению к 2009 году на 14,3 % до 1,2 млн посещений; 2007 г. — 800 тыс., 2008 г. — 1 млн, 2009 г. — 1,05 млн, 2010 г. 1,2 млн посещений.

Развитие туристско-рекреационного комплекса как отрасли экономики играет важную роль в развитии республики и является одним из его приоритетных направлений. Это закреплено в ряде документов стратегического планирования, в том числе в Стратегии социально-экономического развития Сибири на период до 2020 г., в Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 г., а также в Среднесрочном стратегическом плане действий исполнительных органов государственной власти Республики Алтай на 2008—2012 годы. Несмотря на вышеотмеченные положительные моменты в развитии туризма, есть и его отрицательные стороны. Возрастающий туристский поток и виды массового туризма оказывают негативное влияние на природные комплексы в целом, ускоряя процессы деградации. Места традиционного проживания коренных народов активно задействуются в туристско-рекреаци-онных комплексах. В данных условиях целесообразно развивать такие виды туризма, которые не оказывают негативного влияния на окружающую природную среду, а также способствуют сохранению традиционной культуры людей. Например, такими видами могут выступать экологический и этнографический туризм. Самобытная, уникальная культура коренных народов, в том числе и формы традиционного природопользования, зачастую являются основным мотивом путешествующих на Алтай туристов и формируют перспективы туризма в нашем регионе. Национальные праздники, фестивали и другие массовые зрелищные мероприятия — это основа для разработки событийных этнографических туров. Профессионально организованный экологичес-

кий и этнографический туризм должен стать важной частью стратегии рационального развития территории республики.

Расселение коренных этносов с их традиционной культурой и сложившимся традиционным природопользованием в условиях горных экосистем может стать основой для туристско-рекреационного районирования (рисунок).

В каждом из выделенных районов представлен определенный тип традиционного природопользования. Северный район, в который входят Майминский, Чойский и Турочакский административные районы, это место проживания северных этносов — челканцев, тубала-ров, кумандинцев. Места их традиционного проживания находятся в горно-таежных районах к северу от Телецкого озера. Это яркие представители «таежной» культуры. В данных условиях сложился и определенный тип природопользования. Основными направлениями традиционной хозяйственной деятельности северных алтайцев являлись охота, земледелие и скотоводство. И в настоящее время потенциал развития традиционных форм природопользования в таежных и предтаежных районах Алтая значителен. Несмотря на все усиливающуюся антропогенную нагрузку на данный район здесь до сих пор имеются значительные участки девственной тайги. Пихто-во-кедровая тайга с ее богатейшими биоресурсами позволяет развивать здесь современное многоотраслевое хозяйство с учетом традиционных форм природопользования — охота, рыболовство, собирательство, пчеловодство. Данные формы природопользования активно задействованы в туристско-экскурсионном бизнесе. Например, по трассе Горно-Алтайск — Артыбаш продукты традиционного природопользования активно предлагаются туристам в частных подворьях сел, расположенных по данному направлению. А возле моста через реку Бия и возле села Верх-Бийск организованы рынки, на которых в широком ассортименте предлагаются продукты традиционного природопользования: живица, ягоды, грибы, орехи, папоротник, мед, лекарственные травы. Здесь же можно приобрести настойки, бальзамы, попробовать травяной чай. В данном районе возможна организация экскурсионного туризма, программных туров с посещением пасек и др. объектов, рыболовных и охотничьих туров.

Юго-Восточный (Улаганский и Кош-Агачс-кий административные районы), Центральный (Онгудайский и Чемальский админист-

Туристско-рекреационное районирование Республики Алтай с позиции этнотуризма

ративные районы) и Северо-Западный (Усть-Канский и Шебалинский административные районы) рекреационные районы места традиционного проживания коренных автохтонных народов — алтайцев, теленгитов и переселившихся более 100 лет назад в Чуйскую степь казахов. Территория их традиционного расселения охватывает горно-степной ландшафт. Помимо одинаковых условий территории проживания, данные этносы объединяют и сходные хозяйственно-культурные особенности, сложившиеся исторически. Среди элементов, наполняющих горно-степной культурный комплекс, можно назвать преобладание в хозяйстве экстенсивных форм полукочевого скотоводства, наличие легкоразборного и переносного жилища (юрты), комплекс одежды, приспособленной для верховой езды, набор утвари, характерной для кочевого быта и т. д. Все эти

элементы присутствуют в культурах упомянутых выше народов и в настоящее время. Знания о традиционном домостроительстве активно задействованы в туристическо-экскурсион-ном бизнесе при организации туристических баз (места размещения для туристов). Например, караван-парк «Кызыл-Таш», т/б «Уч-Эн-мек», т/б «Ойбок», т/б «Кур-Кечу». При организации архитектурно-этнографических музеев под открытым небом (туристическая база «Царская охота») и создании музейных экспозиций — Алтайский центр в с. Чемал, музей традиционной алтайской культуры в с. Мен-дур-Соккон, музей теленгитской культуры в с. Кокоря, музей казахской культуры в с. Жана-Аул. Экспозиции знакомят гостей республики с традиционным бытом коренных народов с их духовной культурой и мировоззрением. Это

добавляет этнический колорит местности и формирует туристские предпочтения.

Большой популярностью у гостей республики пользуется традиционная национальная кухня алтайцев, которая ярко отражает культуру кочевников. Многовековое занятие скотоводством способствовало выработке большого ассортимента молочных продуктов, которые использовались как в свежем виде, так и переработанном различными способами закваски, выпариванием, высушиванием. Наряду с молочной кухней существенным продуктом питания являлось мясо, употреблявшееся в основном в вареном виде. Сохранившиеся до наших дней рецепты приготовления национальных блюд широко используются при организации питания на туркомплексах. Практически в каждом крупном туристическом комплексе в меню есть блюда алтайской кухни. Использование традиционной утвари и национальной одежды для обслуживающего персонала в кафе и в туристических комплексах добавило бы необходимый этнический колорит.

На организованных рынках (пер. Семинс-кий) и в частных подворьях можно приобрести охотничьи сувениры — шкуры, рога, изделия из кости, войлока. А также гостям

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком