научная статья по теме ТРАДИЦИЯ "ИСКОННОЙ ПРОСВЕТЛЕННОСТИ" И НАСЛЕДИЕ ШКОЛЫ ТЭНДАЙ Философия

Текст научной статьи на тему «ТРАДИЦИЯ "ИСКОННОЙ ПРОСВЕТЛЕННОСТИ" И НАСЛЕДИЕ ШКОЛЫ ТЭНДАЙ»

Традиция "исконной просветленности"

ГТ1 U »!»

и наследие школы Тэндай*

Н. Н. ТРУБНИКОВА

Я продолжаю разговор о традиции "исконной просветленности" (хонгаку) в японской буддийской мысли 1. На этот раз я постараюсь проследить, как в этой традиции было переосмыслено наследие более раннего японского и китайского буддизма. Как и в предыдущих статьях, я буду говорить в основном о школе Тэндай, где "философию исконной просветленности" разрабатывали особенно подробно.

Речь пойдет о "Собрании главных нитей исконной основы", "Хонри дайко:-сю:"2. Его приписывали Сайте: (767-822) - основателю школы Тэндай. В наши дни исследователи относят этот текст к началу XII в.3. Прежде же считалось, что в "Собрании" Сайте: заявил и разобрал все главные положения учения Тэндай - чего не делал в других своих трудах, по крайней мере, в столь четком и сжатом виде. И в самом деле, здесь эти положения изложены - но представлены они по-новому, исходя из установки на "исконную просветленность".

Учение школы Тэндай принято делить на четыре основных раздела: "совершенное учение", "таинства", "созерцание" и "заповеди" (эн-мицу-дзэн-кай). Под "совершенным учением" понимают проповедь "Лотосовой сутры"4 и ее истолкование, а под "таинствами" - обоснование обряда и практические указания к нему. Учение о "созерца-

* Работа выполнена при поддержке РГНФ. Код проекта 08-03-00180а.

1 См. Трубникова H.H. Традиция "исконной просветленности" и ее оценки в исследованиях по японскому буддизму // Вопросы философии. 2008. № 4. С. 151-161. Ее же. Основные понятия "философии исконной просветленности" школы Тэндай (по "Тридцати четырем заметкам") // Вопросы философии. 2008. < 10. С. 140-164.

2 Тэндай хонгакурон. Под ред. Тада Ко:рю:, О:кубо Рё:дзюн, Тамура Ёсиро:, Асаи Эндо:. Серия "Ни-хон-но сисо:-тайкэй" ("Памятники японской философской мысли"). Т. 9. Токио, 1973 (далее - Хонгаку, 1973). С. 8-22. Редакция текста "Собрания" и комментарии к ним в этом издании принадлежат Асаи Эндо:.

3 Тамура Ёсиро:. Тэндай хонгаку-сисо: гайсэцу ("Очерк философии исконной просветленности школы Тэндай") / Хонгаку, 1973. С. 523.

4 Она же "Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы", "Мё:хо: рэнгэ-кё:", санскр. "Саддхарма-пунда-рика-сутра". См.: Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и Дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость. Издание подготовил А.Н. Игнатович. М., 1998 (далее - "Лотосовая сутра").

© Трубникова Н.Н., 2009 г.

нии" описывает задачи и приемы медитации, а учение о "заповедях" обсуждает правила монашеской жизни, и шире - образ жизни любого буддиста как сострадательного подвижника.

В "Собрании главных нитей" четырем разделам учения соответствуют такие темы:

1. "Совершенное учение" - соотношение трех тел будды: вселенского "тела Закона-Дхармы", посредничающего "тела Соответствия" и земного "тела Передачи".

2. "Таинства" - соотношение "пяти времен", то есть пяти этапов буддийской проповеди внутри единого "века Будды Шакьямуни". Эти этапы отражены 1) в "Сутре цветочного убранства"5, 2) в сутрах агамы6, 3) в "сутрах для широкого распространения"7, 4) в сутрах праджня-парамиты8, 5) в "Лотосовой сутре" и "Сутре о Нирване.

3. "Созерцание" - взаимопроникновение десяти миров, они же десять мест возможного перерождения: "подземные темницы" (буддийский "ад"), миры "голодных духов", животных, людей, демонов-асур, богов, "слушателей голоса Будды", "подвижников-одиночек", бодхисаттв и будд.

4. "Заповеди" - единство трех разных способов подвижничества: созерцания знака А, чтения "Лотосовой сутры" и почитания будды Амида (Амитабха). Они были наиболее распространены в Японии в XII в.

Согласно "Собранию", эти четыре "главные нити" (дайко:) вместе образуют "исконную основу" (хонри) - ту суть учения, которую должен усвоить каждый ученик Тэндай. По этой "основе" далее ткется полотно рассуждений о всевозможных предметах10. Вероятно, при обучении в школе Тэндай "Собрание главных нитей" использовалось как учебник: наставники излагали теории "исконной просветленности" в виде разъяснений к этому тексту. Во вступлении к "Собранию" сказано, что оно содержит те наставления, которые Сайте: принял от китайских учителей школы Тяньтай, а теперь решил изложить в виде краткого обзора - чтобы отвести упреки противников и избавить учеников от сомнений.

Как и для большинства памятников традиции хонгаку, настоящие авторы "Собрания" неизвестны. Но здесь составители текста явно намеренно воспроизводят философский стиль подлинных сочинений Сайте:. На примере "Собрания" удобно будет проследить отношение между традицией хонгаку и ее источниками в наследии школы Тэндай.

Сайте: и традиция "исконной просветленности"

В "Собрании главных нитей" изложение по большей части строится как спор с приверженцами "грубого" буддизма - с теми, кто еще в полной мере не усвоил учение махаяны. Такую полемику Сайте: ведет почти во всех своих крупных сочинениях11,

5 "Кэгон-кё:", санскр. "Аватамсака-сутра".

6 Агон-кё:, от санскр. "агама" - "предание". В эту группу входят тексты раннего буддизма, в Китае и Японии сторонники махаяны ("Великой Колесницы") относят "сутры агамы" к хинаяне ("Малой Колеснице").

7 Хо:до:-кё:. К этой группе относятся ранние сутры махаяны.

8 Хання-кё:. Эти сутры объединяет главная тема - "запредельная мудрость", санскр. "праджня-пара-мита".

9 "Нэхан-гё:", санскр. "Махапаринирвана-сутра". См.: Махаянская "Сутра о нирване" (избранные главы). Перевод с комментариями Шведовского Ф.В. Под редакцией Т.П. Григорьевой. М., 2004.

10 Каковы эти предметы, можно видеть по другому тексту традиции хонгаку - по "Тридцати четырем заметкам". См. Трубникова Н.Н. Основные понятия "философии исконной просветленности".

11 См. Трубникова Н.Н. Учение о "заповедях бодхисаттвы" в японском буддизме школы Тэндай // Вопросы философии. 2006. № 8. С. 128-147; Ее же. "Заповеди бодхисаттвы" и буддийская община в учении Сайте: (к публикации трактата "Кэнкай-рон") / Историко-философский ежегодник'2006. М., 2006. С. 359368. Ее же; Сайте о подготовке буддийских монахов в Японии // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. М.-Благовещенск, 2007. № 2. С. 66-77.

порой в весьма жестком тоне, но всегда - с самым серьезным вниманием к доводам 12

противников .

Подлинные труды Сайте: касаются всех четырех разделов учения Тэндай, но в основном относятся к первому и четвертому разделам. Значение "Лотосовой сутры" он обсуждает в "Превосходных строках Цветка Дхармы" (821 г.), а подвижничество бод-хисаттвы - в "Правилах для учеников Горной школы" (818-819 гг.)13 и "Рассуждении, проясняющем заповеди" (819-820 гг.)14. Что до "таинств", то Сайте: не считал себя глубоким знатоком в этой области, а учение о "созерцании" принимал в том виде, как его разработали китайские мыслители школы Тяньтай.

Главная тема всех сочинений Сайте: - место буддийской общины в мире и в государстве, задачи и ответственность человека, идущего путем бодхисаттвы. Каждое существо, по Сайте:, может стать буддой и станет им - так учит "Лотосовая сутра". В этом смысле основатель школы Тэндай может быть причислен к сторонникам "исконной просветленности", как и все почитатели этой сутры. Для Сайте: важнейший вывод из ее проповеди гласит: человеку не надо заботиться о собственной судьбе, а нужно сострадать и деятельно служить всем живым существам. Таким образом, признание своей просветленности не значит, что можно также счесть всех окружающих уже освобожденными и больше не беспокоиться о них. Казалось бы, этот подход противоречит учению о всеобщей просветленности. Зато он согласуется с проповедью "Лотосовой сутры" о "Едином Деле Будды": хотя по сути любое существо уже есть будда, человек должен продолжать дело освобождения всех существ, проповедью и поступками доносить до них ту истину, что все они станут буддами. И делать это нужно не в одиночку, а общими усилиями общины, заботясь обо всей стране, а не об отдельных существах по своему выбору. Воспитание и обучение, подвижничество, упражнения в созерцании - всё это имеет целью подготовить монаха к труду по "защите страны". Ради этого Сайте: и строил свою школу на горе Хиэй и добивался для нее государственного признания - не только признания ее прав, но и ее обязанностей.

В XII в. Тэндай была уже очень далека от того образа, какой ее задумал Сайте:. С одной стороны, это был крупнейший центр буддийской учености, с другой - мощная политическая сила с большим числом земельных владений по всей Японии и со своей армией монахов-воинов. Школа уже не служила государству, а была его частью - самым влиятельным "храмовым домом" в сложной системе многовластия, образуемой "храмовыми", "чиновными" и "военными" домами. Приверженцы "исконной просветленности" составляли внутри школы группу "теоретиков", монахов-книжников, подчеркнуто чуждых насущной политике. В то же время они ставили себе задачу сохранить истинное учение Тэндай, универсальное - и потому отличное от новых течений, сосредоточенных на какой-то одной области подвижничества (на "созерцании", как школы Дзэн, или на почитании будды Амида, как школы "Чистой земли"). Отсюда -потребность в кратком изложении главных тезисов школы Тэндай от имени ее основателя.

История Тэндай в "Собрании главных нитей" и других текстах традиции "исконной просветленности" в общих чертах выглядит так:

Будда Шакьямуни проповедал "Лотосовую сутру" в Индии на горе Гридхракута;

12 Ку:кай (774-835), современник и соперник Сайте:, славится как мастер философского диалога, но у него противники всегда - персонажи, чью точку зрения он выстраивает сам, причем так, чтобы она не опровергала, а подтверждала его собственную мысль. Подобных "сочиненных" оппонентов у Сайте: нет.

13 См. Сайтё: Правила в четырех статьях (Сидзё:-сики). Перевод со старояпонского Н.Н. Трубниковой // Вопросы философии. 2006. № 8. С. 148-154. Сайте (Дэнгё-дайси). Правила в шести и восьми статьях // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. М.-Благовещенск, 2007. № 2. С. 184-195.

14 См. Сайтё:. Из "рассуждения, проясняющего заповеди" ("Кэнкай-рон", 820 г.) / Историко-фил

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком