научная статья по теме ТРАГИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ: «ИТАЛЬЯНСКАЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭПИТАФИЯ» А.И. ХОМЕНТОВСКОЙ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТРАГИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ: «ИТАЛЬЯНСКАЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭПИТАФИЯ» А.И. ХОМЕНТОВСКОЙ»

РЕНЕССАНСНЫЕ ШТУДИИ В РОССИИ

А.Х. Горфункелъ

ТРАГИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ: «ИТАЛЬЯНСКАЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭПИТАФИЯ» А.И. ХОМЕНТОВСКОЙ

В 1989 г. на одном из заседаний международной научной конференции, посвященной знаменитой «Школе "Анналов"», говоря о восприятии направления в советской исторической науке

1940-1950-х годов, я счел необходимым напомнить зарубежным участникам дискуссии, что та обстановка, характеристике которой был посвящен очень важный и вызвавший острую дискуссию доклад Н.З. Девис (а речь в нем шла о тяжких компромиссах, на которые приходилось идти Люсьену Февру в его борьбе за выживание журнала в годы немецкой оккупации и связанных с этим сложных отношениях с коллегой и другом, вторым создателем школы «Анналов» Марком Блоком), - обстановка политического насилия и идеологического гнета, была «в значительной мере сходна с положением нашей науки в течение многих десяти-летий»1.

Историки справедливо восхищались упорством и мужеством Марка Блока, работавшего над своей «Апологией истории» в

1941-1942 гг. в «вишистской» Франции (активный участник французского Сопротивления, он был расстрелян оккупантами 16 июня 1944 г.). Перечитывая эти взволнованные отзывы, я не мог не думать о тех русских ученых, которые в неимоверно тяжелых условиях непрерывных преследований и гонений (менялись разве что лозунги и формулы, часто противоположные, но всегда имевшие силу руководящих и обязательных к исполнению указаний), в короткие отпущенные им передышки между месяцами и годами

1 Горфункелъ А.Х. Под влиянием «Анналов» // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М., 1993. С. 192.

тюрем и лагерей, совершали - вопреки всему - свой научный подвиг, часто без всякой надежды на успешное завершение начатого труда, не только на опубликование, но хотя бы на посмертное сохранение созданных ими работ. И при этом, не поддаваясь идеологическому давлению, не идя на компромиссы ради выживания и карьеры, ради официального положения и признания, они сохраняли верность великим традициям гуманитарного исследования русской и европейской науки и культуры.

В конце 50-х (или в начале 60-х) годов прошлого века, после одного из научных заседаний в Ленинградском отделении Института истории Академии наук, Елена Чеславовна Скржинская предложила мне ознакомиться с неопубликованной рукописью, посвященной истории итальянской гуманистической эпитафии. К стыду своему я в тот момент был вынужден отказаться от дополнительного чтения, сославшись на занятость и полное отсутствие свободного времени (что было правдой: в то время я служил в архиве, работа занимала - с дорогой - более 10 часов в день, и на внеслужебные научные занятия оставались вечерние часы да воскресенья). Лишь несколько лет спустя я смог ознакомиться с рукописью исследования Анны Ильиничны Хоментовской (1881-1942). Я бесконечно благодарен Е.Ч. Скржинской за то, что смог оказаться в числе первых профессиональных читателей этого научного труда (первых после длительного перерыва: несколько десятилетий до этого работа была прочитана и высоко оценена академиком С.А. Жебелевым). К тому времени я еще мало знал о трагической судьбе автора, но был хорошо знаком с ее публикациями, как ранними, 20-х годов (книгой о Кастильоне и рядом важных статей по истории культуры итальянского Возрождения), так и посмертными (статья и книга о Лоренцо Валле и статья о библиотеках гуманистов), осуществленными благодаря деятельной поддержке заведующего Сектором Всеобщей истории Ленинградского отделения Института истории АН СССР Виктора Ивановича Рутенбурга2. Среди прочих исследований А.И. Хоментовской имелась монография, в которой она попыталась выяснить, кто был автором знаменитой «альдины» 1499 г. «НурпегоЮшасЫа РоИрЫИ». Согласно акростиху в начале глав его считали сочинением монаха Франческо Колонна. Однако, по наблюдению русской исследовательницы, оно было написано

2 См.: Каганович Б.С. (Сост.) Список трудов А.И. Хоментовской // Хоментов-ская А.И. Итальянская гуманистическая эпитафия: ее судьба и проблематика. СПб.,1995. С. 263-264.

антикваром Феличе Феличано. Благодаря поддержке Бенедетто Кроче работа была опубликована в итальянском журнале «ЫЪИорЫИа». Нельзя не отметить, что он не принял точку зрения А.И. Хоментовской и позднее, после напечатания ее работы, написал об этом в одной из своих заметок, но он считал необходимым дать высказаться не согласной с ним исследовательнице -случай не столь частый в академической практике3. Поздние находки в дальнейшем скорее подтвердили авторство Франческо Колонны - были найдены документальные сведения, косвенно указывавшие на принадлежность «Гипнеротомахии Полифила» доминиканскому монаху; хотя споры об этом продолжаются до сих пор4. В любом случае исследование А.И. Хоментовской позволило представить в новом свете фигуру веронского антиквара и привлечь к ней внимание ученых. Главная работа А.И. Хоментовской - «Итальянская гуманистическая эпитафия: ее судьба и проблематика», изданная с почти шестидесятилетним опозданием, поражала многим. Она не утратила научной актуальности. Как ни странно, ни в европейской, ни в итальянской научной литературе до сих пор никто не создал исследования такого уровня и класса. Несмотря на возникновение близких по духу работ, гуманистическая эпитафия как явление ренессансной культуры так и не стала предметом обстоятельного научного анализа5.

Что же стояло за этой монографией русского ученого? Первоначальное образование А.И. Хоментовской было математическим - на Высших Бестужевских курсах, а после их закрытия в связи с политическими событиями 1905 г. в Геттингене. И только после этого она нашла свое истинное призвание и закончила Исторический факультет Высших женских курсов. Ее учителями были С.Ф. Платонов, М.И. Ростовцев, Э.Д. Гримм, но в особен-

3 Khomentovskaia А. Felice Feliciano da Verona comme l'auteur de l'«Hipnerotomachia Poliphile» // Bibliophilia. 1935. Vol. XXXVII. P. 154-74, 200-212; 1936. Vol. XXXVIII. P. 20-47, 92-101; Croce B. La «Hipnerotomachia Poliphili» // Letterature moderne. Anno 1. № 1. Giugno. 1950. P. 1-7.

4 Pignatti P. Feliciano, Felice // Dizionario biografico degli italiani. Roma, 1996. Vol. 46. P. 83-90; Pozzi G. Colonna, Francesco // Dizionario biografico degli italiani. Roma, 1982. Vol. 27. P. 299-303; Alberti L. De viris illustribus ordinis praedicatorum libri sex. Bologna, 1517. F. 154v.

5 Хоментовская А.И. Итальянская гуманистическая эпитафия: ее судьба и проблематика / Отв. ред. А.Н. Немилов, А.Х. Горфункель. СПб., 1995 (на обл.: 1994). В подготовке рукописи приняли участие племянницы автора И.В. Арнольд и Т.В. Достоевская, а также Б.С. Каганович и В.И. Мажуга. В дальнейшем ссылки на эту книгу и на опубликованную в ней автобиографию А.И. Хоментовской «Пройденный путь» даются в тексте статьи по этому изданию.

ности - И.М. Гревс. Какое-то время она преподавала в Петроградском университете. 22 мая 1923 г. профессор И.М. Гревс писал Е.Я. Рудинской: «А.И. Хоментовская ... становится прекрасным историком Возрождения»6. Но уже осенью этого года А.И. Хоментовская была изгнана из университета вместе с профессорами Н.И. Кареевым и И.М.Гревсом. «Высылку 22-го года (так называемого «философского» парохода; в проводах изгоняемых из России ученых и философов А.И. Хоментовская принимала участие. - А.Г.) и устранение в 23-м я пережила как тяжелые катастрофы»7.

В недолгие годы в университете А.И. Хоментовская вела семинары по «Книге царедворца» Б. Кастильоне, читала курс по истории итальянского гуманизма, делала доклад о Луккской хронике Серкамби, выступала с лекциями по культуре итальянского Возрождения. Позднее она преподавала в Институте истории искусств историю итальянского искусства и спецкурс по истории итальянского портрета. Ею были опубликованы книга о Кастильоне и многие важные статьи и рецензии; появлялись статьи и в итальянских научных журналах. Своей подлинной школой А.И. Хоментовская считала ленинградские и московские библиотеки, а также «Палеографический музей», великолепную коллекцию рукописей, созданную академиком Н.П. Лихачевым - он «стал для меня Академией высшего типа» («Пройденный путь». С. 237). После ареста и ссылки собирателя (по так называемому «Академическому делу») музей был раскассирован. «Гибель музея - неоправданный вандализм и непоправимый удар по русскому просвещению» - писала об этом А.И. Хоментовская в своей автобиографии (С. 238); в настоящее время коллекция рукописей и библиотека Н.П. Лихачева хранится в Санкт-Петербургском Институте истории, в том доме, где она хранилась при жизни ученого.

Благодаря помощи выдающегося физика и математика профессора А.А. Фридмана, А.И. Хоментовская с 1925 г. стала работать в Главной геофизической обсерватории заведующей библиотекой; она занималась историей науки и одновременно продолжала работы по исследованию культуры итальянского Возрождения. В Италию А.И. Хоментовская попала в 1927 г.,

6 Человек с открытым сердцем: Автобиографическое и эпистолярное наследие Ивана Михайловича Гревса (1860-1941) / Автор-сост. О.В. Вахромеева. СПБ., 2004. С. 304.

7 Хоментовская А.И. «Пройденный путь». С. 236.

впервые и единственный раз, в возрасте 46 лет. До этого она принимала участие в учительской экскурсии в Вену, Мюнхен, Париж и Берлин в 1912 г. Поездка в Италию была еще возможна тогда, в качестве командировки от Главной геофизической обсерватории (правда, за свой счет). К этому трехмесячному итальянскому путешествию она готовилась многие годы и отправилась в Италию уже сложившимся серьезным ученым, со своим кругом интересов. Потому оно и оказалось столь плодотворным. Эта поездка, - писала она в автобиографическом очерке, - «одно из самых больших событий моей жизни» («Пройденный путь». С. 238). Полтора месяца она провела во Флоренции (с выездом в Лукку, Пистойю и Сиену), три недели - в Риме (включая поездки по Кам-панье и посещение виллы Адриана в Тиволи), но также останавливалась в Вероне, Милане, Генуе и Пизе, на пути из Рима видела Ареццо, Болонью, Феррару, Падую и Венецию. «Ни с чем несравним бы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком