научная статья по теме Трансформационная модель коммуникативной компетентности личности Философия

Текст научной статьи на тему «Трансформационная модель коммуникативной компетентности личности»

Е. В. ЧАНКОВА кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, теории и методологии социологии РГСУ*

Трансформационная модель коммуникативной компетентности личности

Актуальность обращения к теме определяется выходом социума на новый уровень развития (постиндустриальный - по Д. Беллу, электронной эры - по М. Маклюэну и др.), где определяющие производственные технологии требуют другого способа социального взаимодействия, характерного для постиндустриального общества. Переход социума из индустриального типа в постиндустриальный, информационный вызывает смену социальных механизмов во взаимодействии людей, порождает новые механизмы взаимодействия, которые обеспечиваются коммуникативной компетентностью личности. При этом возникает противоречие базисного характера - между изменившимся состоянием социума и отсутствием в фундаментальных социологических теориях четкого отражения сегодняшних принципов социального взаимодействия. Отсутствие социологической теории коммуникативной компетентности личности снижает возможности определения устойчивости социальных систем, прогнозирования их развития.

Проблема исследования заключается в необходимости разрешения противоречия между изменившимися механизмами социального взаимодействия и отсутствием их объяснения в теоретической социологии. Решение проблемы возможно через определение понятия коммуникативной компетентности личности - ключевого фактора эффективности социального взаимодействия в современном обществе.

* Чанкова Елена Вадимовна, е-таП: chev3@yandex.ru

Для описания коммуникативной компетентности личности как социологического понятия требуется проведение ряда формализованных процедур, отвечающих закономерностям социологической науки. Например, хорошо зарекомендовал себя метод моделирования, с помощью которого возможно построение объекта-заместителя, который заменяет объект-оригинал так, что позволяет получить новые предметные знания о нем. Для построения объекта-заместителя использован объяснительный подход, требующий определения способа создания концепции модели и ее методологической нормы1.

Объяснительный подход предполагает методологическое парадигмальное осмысление исследуемого феномена. Кроме того понятие коммуникативной компетентности стало актуальным в период смены общественных эпох, проявляющейся в сложнейших социальных трансформациях, т.е. затронуты базовые социальные закономерности взаимодействия, что также требует методологического парадигмального подхода к изучению проблемы.

Итак, задачей построения трансформационной модели коммуникативной компетентности личности мы видим выявление и обоснование динамики социальных механизмов, обеспечивающих функционирование коммуникативной компетентности в переходный период общественного развития. Мы предполагаем, что:

- модель коммуникативной компетентности личности переходного периода имеет двустороннюю форму, что соответствует логике и сущности любого переходного состояния;

- в социальных механизмах коммуникативной компетентности выделяется критическая точка, точка бифуркации, являющаяся основанием и катализатором трансформации, перехода одних механизмов в другие;

1 См.: Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.

- рассмотрение социальных механизмов функционирования коммуникативной компетентности личности позволяет определить ее социологическую природу и сущность.

В трансформационной модели коммуникативной компетентности личности в период переходного состояния социума мы видим две стороны, соответствующие двум типам общественного развития: институциональную, соответствующую индустриальному типу, и рефлексивную, соответствующую постиндустриальному типу.

При создании институциональной стороны модели коммуникативной компетентности личности были использованы следующие концепции из традиции классической парадигмы:

- теория социальных фактов Э. Дюркгейма (социальный мир объективно существует)1;

- теория социального действия Т. Парсонса2 (личность рассматривается как актор в структурированной социальной системе; участники социальной жизни действуют согласованно благодаря единому пониманию, что обеспечивается институциональными структурами и принятием единых социальных норм). Коммуникативное действие мы рассматриваем как разновидность социального действия;

- теория диспозиций В.А. Ядова (личность рассматривается, с одной стороны, как носитель статусно-ролевого набора, с другой - как носитель диспозиций);

- понятие социальной установки У.Томаса и Ф. Знанецкого;

- теории социальных коммуникаций (из модели В. Шрамма взята идея непрерывности процесса коммуникации, из модели Д. Берло - идея учета характеристик акторов).

1 См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.

2 См.: Парсонс Т. Система координат и общая теория систем действия. Функциональная теория изменения. Понятие общества// Американская социологическая мысль. М., 1996, с.462-525.

При построении институциональной стороны модели путем структурно-функционального анализа вышеназванных социологических теорий были выявлены следующие элементы как значимые:

- коммуникативная ситуация;

- акторы 1 и 2;

- внешняя статусно-ролевая сторона в структуре личности актора, ответственная за формирование социальной нормы;

- внутренняя диспозиционная сторона в структуре личности актора, ответственная за формирование знаний и ценностей коммуникации;

- коммуникативная компетентность актора, состоящая из норм, знаний и ценностей коммуникации;

- коды, каналы, средства коммуникации.

В данном случае личность организовывает свою социальность через статусно-ролевую реализацию и подтверждение статусно-ролевых ожиданий от нее других участников коммуникации. Для поддержания социальности от личности требуется в ее коммуникативном действии реализовать институциональную идею функционирования социума. Благодаря статусно-ролевому механизму коммуникативной компетентности личность обретает свою идентичность, осознает свое место в структуре своих социальных связей и в итоге сохраняет таким образом свою социальность.

Коммуникативное действие согласно данной, институциональной стороне модели будет компетентным, если участник коммуникации (актор) владеет коммуникативными нормами, коммуникативными знаниями и у него сформированы ценности вступления в коммуникацию - эти критерии являются условием реализации его социальности.

Построение рефлексивной стороны модели коммуникативной компетентности опирается на теории социологической парадигмы рефлексивного модерна:

- теорию структурации Э. Гидденса1 (в условиях меняющейся реальности усиливаются процессы рефлексивности);

- теорию коммуникативного действия Ю. Хабермаса2 (концепция жизненного мира);

- теорию структуралистского конструктивизма П. Бурдье (габитус как механизм рефлексии социальной реальности);

- теорию СМД-методологии О.С. Анисимова и др;

- теорию этнометодологии Г. Гарфинкеля (механизм активности личности в контексте конструирования меняющейся социальной действительности).

Для построения рефлексивной стороны модели путем структурно-функционального анализа социологических теорий в традиции парадигмы рефлексивного модерна были выявлены следующие элементы как значимые:

- коммуникативная ситуация;

- акторы 1 и 2;

- концепция жизненного мира личности (актора), в которой отражены ценности и знания коммуникации;

- индивидуальная норма коммуникации как результат рефлексии нормы коммуникации, закрепленной в культуре;

- коммуникативная компетентность актора, состоящая из знаний, ценностей и индивидуальных норм коммуникации;

- новая норма как совместный продукт акторов, обеспечивающий построение взаимодействия в ситуации коммуникации;

- коды, каналы, средства коммуникации, обеспеченные новой нормой коммуникации.

1 См.: Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М., 2005.

2 См.: Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992.

В ходе системного анализа институциональной стороны коммуникативной компетентности личности выявлены следующие социальные механизмы ее функционирования:

- общественное разделение труда;

- институциональность общества, структурирующая социальную систему;

- статусно-ролевой институциональный набор личности;

- наличие в организации личности структур, ответственных за формирование знаний, норм и ценностей коммуникации;

- подтверждение статусной идентичности посредством реализации статуса в ситуации коммуникации;

- сохранение социальности посредством подтверждения статусной идентичности в ситуации коммуникации через реализацию социального статуса.

В ходе системного анализа рефлексивной стороны коммуникативной компетентности личности выявлены следующие социальные механизмы ее функционирования:

- информационные технологии как определяющая идея данного этапа общественного развития;

- ситуативность, динамизм, размывание культурно-территориальной и институциональной идентичности как базовые характеристики общественных процессов;

- предрасположенность к смене идентификаций личности как порождение динамичности постиндустриального социума;

- наличие в организации личности структур, ответственных за формирование знаний, норм и ценностей коммуникации;

- наличие в структуре личности концепции жизненного мира, благодаря функционированию которой знания, нормы и ценности коммуникации располагаются относительно друг друга в динамичном, постоянно изменяющемся порядке;

- рефлексивность как свойство личности, элемент концепции жизненного мира, переводящий институциональную, зафиксированную в культуре норму коммуникации в личностно значимую, индивидуальную, отличающуюся от культурной норму;

- построение на основе индивидуальной, личностно значимой нормы коммуникации, а также знаний и ценностей коммуникации новой нормы коммуникации в ситуации взаимодействия с другими;

- сохранение социальности посредством построения групповой идентичности для данной ситуации коммуникации всеми ее участниками.

В ходе системного анализа модели было выявлено, что:

- результатом любого взаимодействия в обществе является сохранение социальности личности к

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Философия»