научная статья по теме ТРАНСГРАНИЧНАЯ МИГРАЦИЯ ИНДИЙСКАЯ ДИАСПОРА: СВЯЗИ С РОДИНОЙ СОХРАНЯЮТСЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТРАНСГРАНИЧНАЯ МИГРАЦИЯ ИНДИЙСКАЯ ДИАСПОРА: СВЯЗИ С РОДИНОЙ СОХРАНЯЮТСЯ»

ТРАНСГРАНИЧНАЯ МИГРАЦИЯ

ИНДИИСКАЯ ДИАСПОРА:

СВЯЗИ С РОДИНОЙ СОХРАНЯЮТСЯ

Н.В. ГАЛИЩЕВА

Кандидат экономических наук

Ключевые слова: Индия, диаспора, денежные переводы, эмиграция

Свыше 25 млн индийцев в настоящее время проживает за пределами своей исторической родины. Все вместе они образуют вторую в мире по численности диаспору (после китайской), представителям которой присущи высокая адаптивность, предприимчивость и трудолюбие. И на чужбине индийцы сохраняют и бережно передают потомкам народные традиции и обычаи. Они не порывают связи с исторической родиной и, добившись успеха, делятся с ней опытом, знаниями и средствами. Диаспора оказывает заметное влияние на развитие экономики Индии.

Можно вывезти индийца из Индии,

но нельзя вынуть из его сердца Индию.

Индийская пословица.

В истории формирования индийской диаспоры четко прослеживаются 3 этапа: доколониальный (примерно до середины XVIII в.), колониальный (с середины XVIII в. до 1947 г.) и постколониальный (после 1947 г.).

"ИМПЕРИЯ ИНДИЙСКОЙ ДИАСПОРЫ"

Доколониальному этапу присущи незначительные спорадические всплески миграции индийцев за пределы страны. В основном это были воины-завоеватели "заморских" земель, мореплаватели и купцы, устанавливавшие торговые связи со странами Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Восточной Африки, а также религиозные подвижники. Между тем, именно экономические связи с зарубежными государствами приводили к образованию в них постоянных индийских общин. Среди мигрантов были преимущественно выходцы из прибрежных районов Индостана.

В колониальный период началось формирование современного облика индийской диаспоры. В первой половине XIX в. происходил принудительный вывоз англичанами индийского населения в Африку, на острова Цейлон (с 1972 г. Шри-Ланка), Маврикий, Сейшелы и Фиджи, а также в регионы ЮВА и на острова Карибского бассейна для работы на плантациях сахарного тростника, кофе, чая и др. Во второй полови-

не того же столетия стали практиковаться еще 3 вида экспорта рабочей силы - «контрактная эмиграция», «эмиграция кангани (kangani - надзиратель), майстри (maistry - надсмотрщик)» и т.н. «свободная эмиграция».

«Контрактная эмиграция» состояла из индийцев, которые, подписав трудовой договор, отправлялись на работу в основном на плантации Латинской Америки и островов Вест-Индии.

«Эмиграция кангани» представляла собой групповое рекрутирование индийцев на юге страны - в Мадрасском президентстве - для работы на плантациях Цейлона и Малаккского полуострова (Британской Малайи). За каждую группу, члены которой, как правило, принадлежали к одной касте, а порой и состояли в родственных связях, отвечал специально назначенный ее глава, которого называли кангани и который становился посредником между нанимателями и работниками. Разновидностью кангани была «эмиграция майстри», предполагавшая отправку индийцев на работу в Бирму (ныне Мьянма)1.

Существовала и т.н. свободная эмиграция - неорганизованный исход из Индии в поисках лучшей доли крестьян, торговцев и мелких предпринимателей. Интересно отметить некоторые географические особенности расселения "свободных" индийских мигрантов: выходцы из Гуджарата и Пенджаба направлялись преиму-

щественно в Южную и Восточную Африку, а из южных районов Индии - в ЮВА.

В постколониальный период, начавшийся после обретения Индией в 1947 г. независимости, отмечалось несколько больших волн эмиграции. В 1950-е гг. в Великобританию и Австралию уезжали дети, родившиеся от смешанных браков между англичанами и индийцами. В 1960-е - начале 1970-х гг. представители индийской интеллигенции эмигрировали в Западную Европу ради более высокой оплаты труда. В середине 1970-х гг., в связи с нефтяным бумом, основная масса индийских "искателей лучшей жизни" переориентировалась на государства Персидского залива. В отличие от предыдущей, эта волна эмиграции преимущественно состояла из работников низкой квалификации. И, наконец, в 1990-е - 2000-е гг., в связи с бурным развитием наукоемких отраслей, сотни тысяч индийцев, главным образом высококвалифицированных специалистов, устремились в США.

В настоящее время индийцы проживают более чем в 130 странах, причем большая их часть - в Южной и Юго-Восточной Азии, Восточной Африке (преимущественно на о. Маврикий), а также на Ближнем Востоке, в Западной Европе (в основном в Великобритании) и США. На открытии в январе 2007 г. пятого Праваси Бхаратия Дивас (День индий-

ской диаспоры)* премьер-министр Индии М.Сингх заявил: «Мы все - одна семья. И наш дом - весь мир. Именно поэтому я часто говорю, что, в отличие от печального конца многих великих империй, солнце никогда не зайдет над «империей индийской диаспоры», простирающейся в настоящее время от Фиджи на востоке до Лос-Анджелеса на западе, от Кейптауна на юге и до Торонто на севере»2.

Индийская диаспора сформировалась на основе региональной, языковой и религиозной общности мигрантов. Так, представителей южных штатов Индии чаще можно встретить в странах Южной Азии и ЮВА, выходцы из Западной Бенгалии, Ориссы и Бихара в основном обосновались в Латинской Америке и на островах Вест-Индии, а мигранты из Пенджаба и Гуджарата (сикхи и мусульмане) - в Европе, Северной Америке, Восточной и Южной Африке.

Индийцы успешно интегрируются в экономическую жизнь стран пребывания, создавая при этом свои довольно замкнутые землячества и ревностно сохраняя национальные обычаи и традиции: эндогамию**, приоритет семьи, помощь родственникам, изучение родного языка, ношение женщинами индийской традиционной одежды (сари, шаль-вар-камиз и т.п.). Несколько особняком стоят отдельные государства Латинской Америки и Вест-Индии, где представители индийской диаспоры практически уже ассимилировались с местными жителями, а также Маврикий и Фиджи, где индийцы являются одной из доминирующих групп населения.

В колониальные времена, независимо от профессии, положения и рода занятий, в большинстве регионов мира переселенцев из Индостана называли кули (на языке хинди ЫН означает "грузчик", "носильщик"). Сегодня выходцев из Индии политически корректно обозначают с приставкой "индо" (индо-американ-цы, индо-британцы, индо-гайян-цы и т.д.).

Индийцы, проживающие за рубежом, достигли значительных

* День индийской диаспоры отмечается 9 января.

** Эндогамия - брачные связи внутри определенной общественной группы (этноса, популяции, сословия, касты и др.) (прим. ред.)

успехов в различных областях -от искусства и спорта до науки, образования, бизнеса и политики. Так, в 2006 г. сэр Ананд Сатья-нанд стал первым выходцем из Азии, занявшим пост генерал-губернатора Новой Зеландии, а Ки-ран Десаи, проживающая в США, - самой молодой обладательницей престижной литературной Букеровской премии. Талантливая и целеустремленная индо-американка Индра Кришнамурти Нуйи в октябре 2006 г. заняла пост генерального директора ТНК PepsiCo и в Fortune была названа самой влиятельной бизнес-леди США. Журнал писал о ней как об «играющем на электрогитаре финансовом стратеге с сильной волей»3.

Диаспора превратилась в своеобразный мост с двусторонним движением, перекинутый между Индией и остальным миром. Так, основатель и глава компании SKS Microfinance Викрам Акула - уроженец Хайдерабада, получивший блестящее образование в Великобритании и США, в последние годы успешно внедряет в практику микрофинансирование в ряде индийских штатов для того, «чтобы оно стало доступным в любой деревне». К октябрю 2009 г. компания, имеющая почти 1700 филиалов в беднейших районах Индии, уже предоставила 5,5 млн своих клиентов кредиты на сумму около $2,2 млрд4.

В свою очередь, Американская ассоциация терапевтов индийского происхождения (American Association of Physicians of Indian Origin), которая является одной из влиятельных медицинских организаций в США и насчитывает в настоящее время свыше 42 тыс. членов, уже приступила к реализации в индийских штатах Бихар и Андхра Прадеш двух проектов, нацеленных на повышение качества медицинского обслужива-ния5.

Правительство Индии также уделяет большое внимание индийской диаспоре. В сентябре 2004 г. было учреждено Министерство по делам индийцев, проживающих за рубежом (Ministry of Overseas Indian Affairs -MOIA), а в 2006 г. - принято решение об открытии университета для лиц индийского происхождения, в котором небогатые выходцы из Индии, постоянно проживающие в других странах, смогли бы получить качественное образование за умеренную плату.

США: ПОКОРЕНИЕ ВЕРШИН НАУКИ И БИЗНЕСА

Первые индийцы прибыли на территорию современных Соединенных Штатов Америки еще в XVIII в. Однако начало обширной индийской миграции в США было положено в конце XIX в. сикхами из Пенджаба. Они осели в основном на западном побережье страны и занялись сельским хозяйством. В 1920-1930-е гг. индийская иммиграция заметно сократилась из-за ужесточения в США миграционного законодательства, в том числе и по причине Великой депрессии6.

После отмены в 1965 г. иммиграционных квот, число въезжавших в США индийцев в основном с высшим образованием вновь стало расти. В 1990-е гг. индийская община увеличилась более чем на 350 тыс. чел., достигнув к концу десятилетия 1,679 млн чел.; в 2000-2007 гг. она выросла примерно до 2,8 млн чел.7

Среди азиатских общин в США индийская является третьей по численности (после китайской и филиппинской). Интересно, что значительное число индийцев прибыло в США не из самой Индии, а из Восточной Африки, ЮВА, Латинской Америки, а также Великобритании, Канады и ЮАР.

Индийцы являются весьма преуспевающим этническим меньшинством в США и имеют один из самых высоких уровней дохода на душу населения среди всех иммигрантских групп. Рядовой индиец в США в среднем зарабатывает на 9% больше, чем его коллега из Японии, и на 17% больше, чем выходцы из Европы. 67% представителей индийской диаспоры имеют высшее образование (это самый высокий показатель среди всех этнических общин в США), а 40% - ученую степень8.

Большая группа индийских мигрантов проживает в штате Калифорния, причем они в основном представлены здесь квалифицированными специалистами (75% имеют степень бакалавра или магистра) и за

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком