научная статья по теме ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН»

ВОСТОК (ORIENS) 2009 № 6

153

В работе секции активное участие принимали студенты Восточного факультета СПб.ГУ. Так, А.А. Сизова, учащаяся 5-го курса, в сообщении "Ламрим Гампопы в монгольской литературной традиции" рассмотрела произведение жанра ламрим учителя тибетского буддизма Гампопы "Драгоценное украшение освобождения". Она отметила, что в ходе текстологического анализа рукописи сокращенного ламрима Гампопы на монгольский язык с тибетским оригиналом было обнаружено, что далеко не всегда соблюдалась построенная Гампопой структура изложения. Автор заключила, что создание сокращенной редакции преследовало практические цели, а именно дать читателю краткое представление о картине буддийского пути.

Н.В. Ямпольская, студентка 6-го курса, сделала сообщение о монголоязычных дидактических сочинениях, хранящихся в рукописном фонде библиотеки ВФ СПб.ГУ. Она выявила 53 дидактических сочинения и распределила их по двум тематическим группам. Проанализировав художественные особенности текста, она заметила, что большая часть сочинений имеет смешанную тематику - как мирскую, так и духовную. Ряд текстов представляет собой наставления буддийского содержания.

О.В. Шалимова, магистр ВФ СПб.ГУ, в сообщении "К вопросу о структуре сложноподчиненных определительных предложений в современном монгольском языке" ввела понятия - "определяемое имя" и "определительная причастная конструкция".

Студентка 6-го курса А.А. Туранская прочитала доклад "Монгольский сборник садхан пяти дхармапал (из собрания рукописного фонда библиотеки Восточного факультета СПб.ГУ)". Охарактеризовав понятие садхан как ритуальные тексты сводного характера, она остановила внимание на анализе ксилографического монголоязычного сборника садхан пяти дхармапал. Садханы, отметила она, входящие в сборник, написаны в жестких рамках установленного канона и сконструированы из готовых композиционных и стилистических клише.

Студентка 5-го курса М.О. Смирнова в докладе «"Драгоценный венок благих изречений" -комментарий к тибетскому грамматическому трактату "Сумчупа"» сообщила о том, что в основе тибетской грамматической традиции лежат "Сумчупа" и "Тагкичжугпа". "Драгоценный венок благих изречений" является одним из первых комментариев к ним, введенных в научный оборот на Западе. Пояснения вставляются непосредственно в текст комментируемого сочинения, благодаря чему его структура в целом повторяет структуру "Сумчупы" и "Тагкичжугпы".

Представленные на секции доклады были встречены с интересом и стали предметом обсуждения, активно дополнялись участниками конференции. Большинство докладов свидетельствовало о значительной исследовательской работе их авторов и комплексном подходе ко многим вопросам; сообщения молодых ученых отличались высоким теоретическим и практическим уровнем. Секция осветила ряд актуальных научных проблем, расширила кругозор молодых исследователей, познакомила их с современными вопросами изучения монголоведения и тибетологии, способствовала зарождению новых идей и установлению новых возможностей для сотрудничества.

ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН © 2009 М.С. КАМЕНЕВА

6 февраля 2009 г. в Институте востоковедения РАН состоялась международная научная конференция "Тридцать лет ИРИ", посвященная эпохальному событию в общественно-политической жизни современного Ирана. Конференция была организована сектором Ирана ИВ РАН, Посольством ИРИ в РФ и Культурным представительством при Посольстве ИРИ. В ее работе приняли участие иранские и российские ученые, преподаватели и студенты московских вузов, а также представители иранского радио и телевидения и печатных изданий.

С приветственным словом к участникам конференции обратился зам.директора ИВ РАН И.В. Зайцев. Пройдя с 1979 г. сложный путь, сказал он, Иран многого добился в таких сферах, как социальная политика и образование, медицина, общественные науки и высокие технологии. Недавний запуск Ираном искусственного спутника Земли является лучшим доказательством этих успехов. Страна по праву претендует на роль регионального лидера и подкрепляет это стремление делами. Выступивший привел высказывание последнего шахского премьер-министра Шапура Бахтияра: "Исламская республика для меня во всех отношениях понятие неведомое. Я до сих пор не читал книг об этом и ничего подобного не видел". И время доказало жизненность и правоту тех принципов исламской революции, которые стали ее идейной основой.

Приветствуя собравшихся, посол ИРИ в РФ Махмуд Реза Саджади проанализировал успехи, достигнутые ИРИ за прошедшие тридцать лет во всех областях жизни современного Ирана. Далее он отметил основные причины, способствовавшие свершению исламской революции в стране: свободолюбие иранского народа, не терпящего иностранного господства, его склонность к независимости, стремление к справедливости. Значительное внимание он уделил будущему ИРИ, в частности отношениям Ирана с Западом, США и Израилем, которые, составляют одно из проблемных направлений внешнеполитического курса ИРИ. Говоря об исламской революции как о важном политическом событии в истории страны, Саджади вместе с тем отметил, что не все поддерживают ее, однако несогласные составляют не более 10% населения, что подтверждает правильность выбранного пути.

Эбрахими Торкаман (руководитель Культурного представительства ИРИ в Москве) осветил роль исламской революции в развитии иранской культуры. Он отметил, что культура современного Ирана неразрывна с историей и культурой Персии. Уникальность иранской цивилизации заключается в сохранении связи с наследием предков. Иранская культура находится в постоянном, динамичном развитии, характеризуется самобытностью и целостностью. Эти параметры характеризуют и культуру современного Ирана, получившую новый импульс для своего развития после исламской революции.

Доклады участников конференции были посвящены как общим проблемам, связанным с исламской революцией, так и анализу конкретных ее аспектов, а также современному развитию страны. Так, И.В. Зайцев рассмотрел неизвестный источник по истории исламской революции - дневник Евгения Леонидовича Калинина, который он вел, будучи в Иране с 27 августа 1978 г. по 23 февраля 1979 г. Дневник озаглавлен "Победа февральской революции 1979 года в Иране. Записки очевидца". Автор записок - старший переводчик грузинского проектного института "Кавгипротранс", который в конце 70-х гг. прошлого века проектировал железную дорогу Мешхед-Серахс и железнодорожную ветку от Астары до грузовой станции на берегу Каспия. Ценность записок Е.Л. Калинина заключается в том, что это - беспристрастный взгляд на происходившие в Иране события 19781979 гг. В поле зрения автора попали не только официальные сводки событий из программ радио и телевидения, о содержании которых он дает подробный отчет, но - что особенно важно - листовки революционеров, обращения к иранскому народу аятоллы Хомейни и других лидеров революции, разговоры на улицах, лозунги участников революционного движения, реакция народа на происходившие события.

Г.П. Ежов (ИСАА МГУ), который также был очевидцем революционных событий начиная от первых массовых выступлений жителей Тебриза, Исфагана, Мешхеда и до расстрелов учащихся медресе Кума и студентов Тегеранского университета, рассказал о том, как все происходило. Протестное и забастовочное движение постепенно охватывало все новые города и районы страны, отдельные предприятия и жизненно важные отрасли экономики, такие как нефтегазовая; в Тегеране часами шли демонстрации, в которых принимали участие представители различных политических партий и движений. Наиболее яркие впечатления у докладчика остались от последних дней существования шахского режима - падения не только правившей Ираном последние полвека династии Пехлеви, но и монархии, насчитывавшей две с половиной тысячи лет, и последнего ее представителя - шаха Мохаммада Реза Пехлеви.

По мнению В.И. Сажина (ИВ РАН), исламская революция в Иране продолжается. Нынешний иранский режим, порожденный исламской революцией, постоянно эволюционирует. Эволюция заключается, как считает докладчик, пока лишь в расширении или сужении рамок дозволенного в огромном пространстве исламских ограничений (политических, экономических, социальных). Но идет эта революция по спирали. Так за четыре года президентства Ахмадинежада революция вернулась к истокам, но уже на более высоком уровне. Такое движение исламской революции объясняется стремлением элиты сохранить жизнеспособность режима и не допустить прямолинейного, поступательного и возрастающего вектора его эволюции, что было бы чревато удалением от истоков, ослаблением революционных принципов и в результате - трансформацией режима с неизбежным концом исламской революции в Иране. Говоря о более высоком витке спирали, на котором находится ныне иранская революция, автор имеет в виду прежде всего уровень развития технологии. Свидетельством этого можно считать запуск первого иранского спутника. В заключение доклада В.И.Сажин приводит высказывание Ахмадинежада, в котором прогнозируется будущее исламской революции в Иране: "Революция эта жива, она живет и спустя 30 лет. Мы еще в начале пути, и большие изменения ждут нас в будущем. Громоподобная революция будет продолжаться".

В.И. Юртаев (РУДН) в докладе отметил, что сегодня, в условиях глобального экономического кризиса, возможен всплеск интереса к исламской революции, объясняемый тем, что имам Хомей-ни открыл новый путь совершения перманентной революции во имя социальной справедливости, показав универсализм ислама и передав иранскому народу мессианский завет единения. Имам Хо-мейни наметил мусульманам Ирана путь возвращения к своему истинному состоянию и спасению и последовательно реализовал план свержения режима "слуг дьявола", т.е., по его определению, шаха и его двор. Но победа над шахом должна была стать триумфом воли безоружных над штыками деспота, поэтому "имам не объявлял джихада". Первоначальной была установка на мирное взятие власти в стране. А действия боевых отрядов организаций моджахедов и федаев вызвали к жизни иной сценарий - "революционного насилия", который сорвал

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком