научная статья по теме ТРУД В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ АФРИКАНЦЕВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТРУД В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ АФРИКАНЦЕВ»

ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, НРАВЫ

ТРУД В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ АФРИКАНЦЕВ

Африка - традиции и современность, или все же современность и традиции? Что является ключевым в понятиях современных африканцев, в частности жителей стран Африки южнее Сахары? Можно ли в настоящее время вообще говорить о какой-то уникальности различий в их представлениях о труде и работе по сравнению с другими регионами нашей планеты?

С.М. ТИЩЕНКО

Аспирантка Института Африки РАН

Разговоры не наполняют корзину в поле.

(Западноафриканская поговорка)

Каждый человек при рождении обладает лишь элементарными навыками, но чтобы стать полноценной личностью и влиться в общество, ему необходимо вначале усвоить определенные трудовые навыки, а затем стать настоящим работником и обучать последующие поколения.

Трудовому воспитанию издавна придавалось решающее значение в педагогическом процессе традиционного общества. Занятость в хозяйственной деятельности семьи с раннего возраста поощряет детей к коммуникабельности, развивает чувство гостеприимства, доброжелательности к окружающим, которое они сохраняют на протяжении всей жизни1.

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ И БЕРЕЖЛИВОСТИ

С ранних лет каждый человек усваивает определенные типы и виды взаимодействий, которые ему передают родители и окружающая среда. В Африке трудовое воспитание начинается, когда ребенок уже может делать что-то самостоятельно, и чем старше становится, тем более сложную и трудоемкую работу он выполняет.

Важно отметить, что приучение ребенка к труду не зависит от финансовых возможностей семьи. Так, в беседе с автором наш соотечественник, проживший более двух лет в различных районах Ганы и Мали, рассказал, что дети с 10-12 лет, независимо от доходов родителей, начинают зараба-

тывать деньги на карманные расходы, в основном занимаясь продажей выловленной рыбы или каких-то поделок и т.п., но вовлекают их в семейные дела намного раньше, можно сказать, как только они начинают хорошо ходить2.

Это же подтверждается некоторыми данными из доклада Всемирного банка «Молодежь и занятость в Африке - потенциал, проблемы, обещания». В нем отмечается: «...Молодежь в Африке к югу от Сахары начинает работать с раннего возраста (четверть детей в возрасте 5-14 - работает), особенно в сельских районах. При этом молодежь составляет 37% от населения трудоспособного возраста, но 60% от общего числа безработных»3.

По мнению нигерского мыслителя и политика Бубу Хама, лишь традиционное воспитание и обучение полностью подготавливают человека к осознанию своего места в мире, к созданию истинно «африканской личности»4.

Африканская семья - это социальная общность, приоритеты которой традиционно ориентированы на ребенка. Он находится под постоянным контролем взрослых, ответственных за воспитание подрастающего поколения, усваивая фундаментальные ценности традиционного общества5.

Важным этапом в становлении трудовой деятельности человека является воспитание в детях трудолюбия. Согласно данным исследования в рамках проекта

Рис. 1. Процент согласных с утверждением «Важное детское качество: трудолюбие».

Рис. 2. Процент согласных с утверждением «Важное детское качество: бережное отношение к деньгам и вещам».

«Обзор мировых ценностей»*, жители стран Африки южнее Сахары придают большое значение такому детскому качеству, как трудолюбие (в среднем 78%), а в странах Западной Европы этот показатель часто не превышает и половины от числа опрошенных. К примеру, в Танзании и Руанде он достигает 83% (только в России больше - 91,3%), а в Швеции равен 10,2%6 (рис. 1).

Финальным этапом трудового процесса являются, помимо всего прочего, продукты и вещи, способные поддержать наше существование. А насколько они являются важной частью этого процесса, можно судить по таким косвенным факторам, как бережное отношение к ним.

Требование к детям бережно относиться к деньгам и вещам сильнее всего проявляется в Танзании (53,5%) и Эфиопии (52,5%) (почти так же, как и в России - 51,8%), в то время как в Нигерии (10,3%) и Уганде (11%) этому практически не уделяют внимания (рис. 2). Из этого вытекает, что данный фактор не присущ одинаково всему региону и какие-либо выводы можно давать только в отношении отдельных стран.

ЧТО ТАКОЕ ТРУД ДЛЯ АФРИКАНЦА?

Для суахилиговорящего населения континента (а это более 100 млн человек) слово «kazi» - и «работа», и «труд».

Несмотря ни на какие жизненные перипетии, важным ценностным аспектом является отношение к работе и к труду. Оно претерпевает значительные изменения не только в странах Тропической Африки, но и во всем мире в связи с преобразованиями в эко-

* Эти и данные в рис. 2 почерпнуты из «Обзора мировых ценностей» («World Values Survey»), который содержит сведения более чем по 80 странам. Опросы населения проводились в каждой отдельно взятой стране по репрезентативной выборке независимыми социологическими организациями той или иной страны (www.worldvalues-survey.com). В Субсахарской Африке опросы проводились: 1999-2000 гг. - в Уганде, Нигерии, Зимбабве, Танзании, ЮАР; в 20052008 гг. - в Замбии, Руанде, Эфиопии, Мали, Буркина-Фасо, ЮАР.

номике, распространением новых специальностей, изменением образа жизни.

К примеру, бытует мнение, что традиционный уклад жизни некоторых народностей в Кении (таких как масаи, кикуйю) таким и остается, но, взглянув глубже, мы увидим многие новые черты (ведение хозяйства с применением нового оборудования и современных удобрений, нередко дети получают полное среднее и высшее образование и пр.). Еще в первой половине ХХ в. француженка К.Бликсен, имевшая в Кении собственную ферму в течение 17 лет (1914-1931), в своей книге-биографии «Прощай, Африка» описывала как менялись характер и привычки местных жителей по мере проникновения в страну европейцев: «...В последние годы моего пребывания в Африке я видела, как многие молодые торговцы из Найроби отправлялись по воскресеньям в горы на мотоциклах и стреляли без разбору, только попадись им на глаза какой-нибудь зверь, и, вероятно, уже тогда все крупные дикие животные ушли с этих холмов дальше на юг»7.

Для большей части людей, с кем автор провел интервью в Кении и Танзании (декабрь 2008 г.), работа представлялась как средство выживания: «Это источник финансов в моей жизни, которые действительно необходимы для выживания»; «Она дает мне доход, кото-

По мнению историка и философа Ф.Фукуямы: «...традиционные культуры в своих основных аспектах враждебны экономической современности. Только когда последняя была привнесена извне ... в них началось капиталистическое развитие. Конфронтация с технологической и социальной мощью Запада заставила эти общества расстаться со многими ключевыми элементами своих культур»8.

рый помогает поддерживать мою жизнь»; «Потому что это мое все в моей повседневности: хлеб и ежедневное энергичное питание»; «Я думаю, что без работы нет жизни. Есть семья, которая зависит от меня. У нашей семьи низкий доход. В моей деревне час занятия наиболее доходным ремеслом не приносит доходы, достаточные для полноценной жизни. Возможно, когда кто-то завершит свой восьмичасовой рабочий день, то пойдет работать в другое место. Наша жизнь затратна, поэтому работа является для нас очень важной».

Для чуть меньшей части опрошенных работа представлялась как возможность самовыражения, достижения целей: «Это происходит потому, что работа помогает мне жить своей жизнью, в полной мере добиваться всего того, что я могу потенциально достичь»; «Я могу достичь смысла

№7 • 2009 АЗИЯ И АФРИКА сегодня 53

Таблица Процент ответивших на вопрос: «Насколько для Вас важна работа?»

Очень важна Достаточно важна Не очень важна Совсем не важна

Зимбабве 89,9 9Д 1 -

Танзания 95,8 2,8 0,9 0,5

Уганда 81,3 14,9 2,7 U

Нигерия 88,6 8,2 1,9 1,3

Буркина-Фасо 90,5 8Д 0,9 0,5

Эфиопия 89,6 8,7 0,6 1Д

Мали 88,4 9,5 1,6 0,5

Руанда 64 35,1 0,8 од

Замбия 77,7 16,8 4,4 1Д

ЮАР 77,9 15,4 4,1 2,6

Россия 57,7 25,2 11,0 6Д

Великобритания 58,7 26,9 9,8 4,6

Германия 50,3 31,1 11 7,6

Испания 52,4 35,7 6,3 5,6

Швеция 53,7 38,5 4,1 3,7

жизни путем тяжелой работы»; «Я счастлив, когда делаю какую-нибудь хорошую и эффективную работу, приносящую удовлетворение. Значит, я кое-чего стою!»; «Работа дает мне возможность применять имеющиеся у меня навыки и развивать новые способности».

Работу понимают и как некую занятость: «Работа дает мне место, где можно провести время и получить максимальную прибыль»; «Это направление, часть моей жизни»; «Делает жизнь более спокойной».

Некоторые из опрошенных давали более глобальные ответы: «Помочь моему народу в развитии и истреблении бедности среди занзибарцев»; «Я считаю, что работаю не только для себя, но и помогаю другим, особенно в моей стране».

Таким образом, полученные ответы раскрывают важность работы в жизни отдельно взятого человека, живущего, по крайней мере, в этих двух странах Африки (Кении и Танзании). Для большинства из них это не только способ выживания, но и самовыражение, самореализация, помощь жителям своей страны. Эти положения частично соотносятся с проведенными исследованиями в

рамках проекта «Обзор мировых ценностей», по завершении которого его авторы поставили страны Африки южнее Сахары на «ось выживания» (в отличие от Западной Европы и англоговорящих стран, стоящих на противоположном конце оси)9. Но все же, на наш взгляд, исходя из проведенных нами интервью (часть которых изложена выше), такой вывод можно в некоторой степени опровергнуть, т.к. немалую часть (около трети) опрошенных волнуют возможности достижений и успехов как в личном плане, так и на благо общества.

По данным «Обзора мировых ценностей», для жителей стран Тропической Африки работа является большей ценностью, чем для жителей стран Западной Европы (более 80% опрошенных африканцев указали, что работа для них важна, в сравнении с примерно 50-60% в странах Западной Европы и России) (см. табл.). Во многих африканских странах особенно высоко число согласных с утверждением: «Кто не работает -становится ленивым».

Существенно, что одним из основных позитивных факторов в оценке предпочтений при выборе африканцами того или иного ро

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком