научная статья по теме ТЩЕТА ТЩЕСЛАВИЯ, ИЛИ “КОГОТОК УВЯЗ – ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ” Философия

Текст научной статьи на тему «ТЩЕТА ТЩЕСЛАВИЯ, ИЛИ “КОГОТОК УВЯЗ – ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ”»

ВОСПОМИНАНИЯ

Тщета тщеславия, или "Коготок увяз - всей птичке пропасть"

В. И. ТОЛСТЫХ

Феномен тщеславия рассматривается в контексте отношений морали и права, сложившихся в современном российском обществе, с использованием автобиографического материала.

The phenomenon of vanity is considered in the context of moral and law, that exist in modern Russian society, with the use of autobiographical material.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мораль, право, личностное самоопределение, властолюбие и карьеризм, интеллигентность подлинная и мнимая.

KEY WORDS: moral, law, self-determination, leadership mania, careerism, true intelligence and false intelligence.

Начать надо со слова-термина "тщета", дважды помянутого в заглавии. Слово это, по Далю, означает пустоту, напрасность усилий человека, сообщества чего-то добиться, вообще всякую "суету сует" и амбицию. В данном случае речь идет о тщете честолюбия, неуёмной потребности "стать во главе" чего-то и кем-то управлять, действуя исключительно по своему усмотрению, не брезгуя использовать любые средства и методы достижения цели. Когда-то, в далекой молодости тему и проблему эту подбросила мне сама жизнь, оставалось лишь определиться в ней, найти свое решение. Используя подсказанные памятью впечатления и мысли по поводу разного рода властных соблазнов и предложений, попробую определить и выразить свое отношение к теме.

Спор-диалог о власти и честолюбии в России идет с "лихих 90-х"; пошумев и утихнув в "нулевые годы", ныне он разгорелся с новой силой. Хорошо бы выяснить, почему и с чего вдруг заспорили вновь, отчего таким странным, расплывчатым стал характер спора: скажем, не ясны программные установки и позиции спорящих сторон, "элит" или "кланов". Не терпится узнать, спросить: о чем спор, что, кроме сакраментальной темы "честных выборов", интересует и волнует противоборствующие стороны, - помимо неприкрытого желания стать и быть властителями дум в нашей, увы, многострадальной стране? Короче, понять по существу ситуацию, в какой оказалась Россия в итоге деятельности прежних и нынешних правителей, и что предлагают и обещают сделать новые претенденты на власть, именующие себя "оппозицией"?

© Толстых В.И., 2013 г.

Не имея ответа на этот "недоуменный" вопрос, попробую определить и назвать истинную причину нынешнего обострения в стране. Ведь внешне всё выглядит достаточно просто до очевидности: это приступ давно накопившейся усталости значительной части общества от ведомой Путиным (в тандеме с Медведевым) вертикали власти, породившей ту самую пресловутую стабильность, что опирается на явно недоразвитую (скособоченную) экономику и заметно деполитизированное общество. Не будем прибегать к сравнению с другими странами: как подобные цели и задачи ставятся и разрешаются, например, в Китае, Южной Корее или Норвегии. Россия есть Россия, здесь испокон веков многое происходит не так, как в других регионах и странах. Но если не сопоставлять и не сравнивать её с другими странами, надо бы честно, без самообмана, самим уяснить, что в ней и с нею происходит, причем сейчас и на самом деле, не "в общем и целом", а по сути и конкретно, жестко фиксируя сложившуюся ситуацию и характер властной политики.

Поговорить об этом хотелось бы в контексте давно интересующей меня темы взаимоотношений морали и права, затронутой еще в книге "О стратегии российского развития" (Отв. ред. В.И. Толстых. М.: Русский путь, 2003), а также в двух статьях, опубликованных на страницах "Свободной мысли" (О морали, совести и современном мире. 2009. № 9; Пошлость как нашествие. 2009. № 4). Сейчас эти отношения приобрели остроту и особую форму, и многие аналитики не видят очевидное - образовавшуюся брешь, "пробоину" во взаимоотношениях двух названных форм общественного сознания. Лично меня удивляет подчеркнутое увлечение власти проблемами правосознания при явном равнодушии к плачевной судьбе и состоянию морали - личной и общественной. Деградация отношений двух сфер произошла у всех на виду в нулевой период, а в наши дни достигла своего апогея. Напомню: начало путинского правления, воспринятое многими как время больших ожиданий и надежд, ознаменовалось заявлением президента в своем первом Послании о том, что моральное возрождение России является первой целью и задачей реформирования общества, страны. Этот тезис вскоре был забыт, и столь прочно и наглухо, что не вспоминался никем все последующие годы даже как цитата, какими принято "обряжать" официальные установки и обещания. А ведь это заявление важное и принципиальное, поскольку духовное преображение и нравственное обновление России действительно является первейшим условием и гарантией сохранения самой страны с тысячелетней историей, как и разрешения актуальных проблем её современного развития.

Предупреждая возможные недоразумения, сразу замечу, что сам высоко ценю значение и роль сферы правосознания для развития российского общества и государства. При непременном условии, что власть и подвластные ей институты не забывают об элементарной истине - сила любого правопорядка берет начало и заключена в мощи морали, на которую право опирается, и без моральной поддержки это всего лишь сумма правил, запретов, разрешений и "смирительная рубаха". Не стоит забывать, что задолго до появления права и государства человечество выдумало и изобрело мораль, нравственность, благодаря чему первобытные люди регулировали свои отношения, опираясь на выработанные житейские обычаи и правила поведения. Появление государства и права ни в коей мере не снизило значения и ценности моральных норм и предписаний, и в любом развитом, цивилизованном обществе право является не заменой, а дополнением и продолжением морали. Оказывается, одной морали недостаточно, чтобы обеспечить цивилизованное состояние и развитие общества, хотя без морали и право не сможет обеспечить даже элементарный порядок, тем более демократичный образ жизни. Это фактически так: внедрение и сохранение норм правового общежития немыслимо без наличия и соблюдения в любом обществе простых норм нравственности и справедливости. Без участия этой древнейшей социальной формы волевого долженствования - с функцией надзора-контролёра за деятельностью - человек не смог бы ни защитить свои индивидуальные нужды и интересы, ни сохранить свою духовную сущность, родовую принадлежность.

Выходит, мораль издревле становится областью познания и осознания индивидом своего места и ответственности в мире, наделяя человека правом заинтересованно, императивно, не испрашивая ни у кого разрешения, постоянно участвовать в обсуждении, оценке и разрешении многообразных вопросов и запросов собственного бытия и быта. Ра-

зумеется, не все вопросы и запросы подвластны моральному суду и внушению, и человеческая нравственность отнюдь не всесильна в решении социальных проблем. Но очевидна и ограниченность права в обеспечении общественного порядка и безопасности, включая нынешние неуёмные попытки законодателей по любому поводу сочинять и внедрять в общежитие какой-нибудь закон со штрафами. Столь нехитрым способом они надеются обуздать своеволие, устранить беспорядок и цивилизовать отношения людей. Читатель наверняка заметил: вакханалия наказаний и штрафов растет в геометрической пропорции, в то время как общая картина и состояние общественного правопорядка в стране лучше не становится, а если и меняется, то в арифметической пропорции. Есть над чем задуматься и поразмышлять.

Мы упорно уходим от ответа на давно назревшие вопросы: 1) каково реальное состояние, или "лицо", нашей общественной и личной морали, и насколько само общество готово обеспечить нравственную поддержку тому же праву справиться с царящим у нас разгулом воровства и коррупции; 2) не пора ли отдать себе отчет в том, какое "мня-мня" мы возвели на месте бывшей советской "бяки", т.е. какую общественно-политическую систему, и, соответственно, какие мотивы деятельности, нравы и привычки за прошедшие двадцать лет у нас привились и теперь господствуют? 3) Способны ли новая система и власть решительно взяться за преодоление порожденных уже новым жизнеустройством проблем, пороков и бед?

Не знаю, как читателя, меня же образовавшаяся внутри нашего социума моральная пустота поражает своей непреклонной очевидностью и полной безысходностью. Обескураживает даже не столько ежедневная хроника откровенно аморальных деяний чиновников и разномастных мошенников, число и масштаб которых с годами нисколько не снижается, а исчезновение из массового употребления когда-то привычных и действовавших на людей сентенций и оценок типа "как вам не стыдно?", "где ваша совесть?", "это безнравственное поведение", "аморальный поступок" и т.д. Они стали редкостью даже в так называемом "приличном обществе", и ими совершенно не пользуется наша власть, начальство (включая президента с премьером). Лишь иногда, очень редко они могут прозвучать в разговорах с сослуживцами, приятелями, озабоченными иными кознями, безобразиями и выходками. От некогда весомых моральных оценок и запретов, еще недавно способных одним словом задеть человеческое достоинство, теперь вообще ничего не осталось. С подмостков сцены и экрана зрителя потчуют такими откровенностями, точнее, бестактностями, что зрителю с развитым вкусом остается лишь руками разводить. Говорю об этом без тени морализаторства, потому что сознаю, как изменилась за эти двадцать лет сама общественная и личная мораль, до неразличимости стерев различие между добром и злом. Знаю и то, что в умах и чувствах людей царит сплошь "беспардонщина", перед которой бессильны вспышки совести и стыда, тем более внушенная в детстве идея правды и справедливости. Но, может быть, не так уж всё безнадежно?

Вопрос этот фундаментальный и слишком общий, но ведь порожден он совершенно конкретными обстоятельствами и причинами, и, значит, при желании что-то еще можно сделать, изменить к лучшему. Хочу попробовать показать, как я это себе представляю, причем на конкретном примере, взятом из личной жизни, когда-то пережитом, надеюсь, с пользой не только для меня. Для этого придется потревожить одну из старых, "классических", морально-эти

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком