ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2009, том 30, № 6, с. 81-92
КРОССКУЛЬТУРНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЦЕННОСТИ И ОТНОШЕНИЕ К ИННОВАЦИЯМ: МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ1
© 2009 г. Н.М. Лебедева
Доктор психологических наук, профессор, Государственный университет -Высшая школа экономики, Москва;
e-mail: lebedhope@yandex.ru
Представлены результаты исследования взаимосвязи ценностей и отношения к инновациям студентов Канады и России (русских и представителей Северного Кавказа), n = 426 чел. Установлена взаимосвязь ценностей индивидов с их отношением к инновациям. Выявлены значимые межкультурные и межполовые различия в ценностных приоритетах и установках по отношению к инновациям. С помощью множественного регрессионного анализа выявлено, что ценности Открытости к изменениям (Самостоятельность, Стимуляция) и Универсализма способствуют позитивным установкам по отношению к инновациям, а ценности Власти и Традиции - препятствуют. Связи ценностей и установок по отношению к инновациям имеют как универсальный, так и культурно-специфический характер.
Ключевые слова: культура, ценности, установки, инновации, кросскультурная психология, межполовые различия.
Одним из важнейших условий успешного социально-экономического развития России является переход экономики страны на "инновационные рельсы", что, несомненно, предъявляет определенные требования к личности и социуму. В кросскультурной психологии и смежных дисциплинах существуют исследования, указывающие на то, что базовые ценности культуры влияют не только на экономическое развитие, состояние здоровья популяции, продолжительность жизни, ощущение благополучия и счастья, но и на изобретательность и инновационные диспозиции личности [6, 10, 18-20].
Тем не менее, связь между культурными ценностями, с одной стороны, и инновационно стью и изобретательностью членов данного общества - с другой, недостаточно изучена. Согласно результатам кросскультурных исследований, на инновационность и изобретательность влияют
1 Индивидуальный исследовательский проект № 08-01-0083 "Социокультурные и личностные детерминанты иннова-ционности в России и Канаде: сравнительный анализ" выполнен при поддержке Научного фонда ГУ - ВШЭ. Автор выражает искреннюю благодарность профессору Саскат-чеванского университета В. Чиркову за помощь в опросе канадских студентов.
два измерения культуры: горизонтальность (неиерархичность) общества и индивидуализм [18]. Изобретательность более вероятна в менее иерархическом обществе, так как бюрократия подавляет творческую активность. В иерархических обществах более распространены системы контроля, подавляющего креативность и изобретательность; изобретения часто влекут за собой радикальные социальные изменения, которые в иерархических обществах стремятся минимизировать, опасаясь перераспределения власти. В индивидуалистических обществах больше ценится свобода, необходимая для творчества; изобретателей нужно вознаграждать материально и признанием, что более типично для индивидуалистических обществ, умеющих ценить и выделять индивидуальность. Психологические характеристики независимости, достижений и нонконформизма, важные для инноваций и изобретательности, более распространены в индивидуалистических обществах.
Отечественные психологи провели эмпирические исследования психологической готовности граждан к инновациям и по этому критерию выделили социально-психологические типы в диапазоне от "активных реформаторов" до "активных противников" [1]. Полученные результа-
Открытость к изменениям
(Ореппеьз го СЬаще) 1 \ \\ %\Л ^ Самопреодоление
^ / (;Че^-Тгапсеткпсе)
/ V 1/У\ ж \
/ ^ __—\ --^^
Гедонизм
& / \ X \
\ / й \ \ / \ ° \ ^ / Сохранение
Самоутверждение / оз \ / (СоплегуаНоп)
(,БеЦ-ЕпИапсетеШ)
Рис. Структура индивидуальных ценностей и отношений между ними [13].
ты свидетельствуют о многофакторной природе инновационности и необходимости дифференцированной оценки психологической готовности разных социальных категорий граждан к социальным инновациям.
В исследованиях О. С. Советовой было показано, что инновативная диспозиция (как обобщенная, так и конкретная) может быть связана с личностными свойствами. При этом отношение к новому, к изменениям (инновационная компонента) является самостоятельной составляющей культуры любого народа, имеет исторические корни и изменяется с течением времени [5]
В России не проводилось исследований взаимосвязи культурных ценностей и отношения к инновациям, готовности их продуцировать, внедрять и принимать, т.е. культурной обусловленности инновационного климата. От знания особенностей этих взаимосвязей зависит разработка стратегии и тактик социально-экономического развития в поликультурной России.
Ценности, доминирующие в обществе, - это главный элемент культуры, и ценностные приоритеты индивидов реализуются в основных целях поведения. В настоящее время наиболее популярным и активно используемым подходом к исследованию ценностей в психологии является подход Ш. Шварца [13, 14].
Основываясь на теоретических и эмпирических исследованиях, Шварц сгруппировал ценности в десять блоков (типов мотивации): власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоя-
тельность, универсализм, благожелательность, традиция, конформность, безопасность. Результаты многочисленных эмпирических исследований подтвердили наличие близкого к универсальности набора из десяти типов ценностей и структуры отношений между ними (см. рис.). Хотя индивиды из разных культур могут приписывать отдельным ценностям разное значение, все ценности организованы в ценностно-мотивационные оппозиции, расположившиеся на двух биполярных осях: Открытость к изменениям (ценности Самостоятельности и Стимуляции) - Сохранение (Безопасность, Конформность и Традиция) и Акцент на себе (Самоутверждение) (Власть, Достижение, Гедонизм) - Акцент на других (Самопреодоление) (Универсализм и Благожелательность) [2, 13, 16].
Исходя из теории Шварца, можно предположить, что ценности, относящиеся к полюсу Открытости к изменениям (Самостоятельность и Стимуляция), должны быть связаны со стремлением к творчеству и инновациям, а ценности противоположного полюса - Сохранения (Безопасность, Традиция и Конформность), наоборот, должны быть негативно связаны со стремлением к инновациям.
В исследовании С. Доллингера с соавторами [7] было показано, что более креативные студенты имеют иную систему ценностей, чем их однокурсники. Выполнение ими тестовых заданий новыми, творческими способами позитивно коррелировало с такими индивидуальными ценностями по Шварцу, как Самостоятельность,
Стимуляция и Универсализм, и негативно - с ценностями Традиции, Безопасности и Власти. Это исследование подтвердило исходное предположение, что креативность напрямую зависит от ценностных приоритетов личности.
В нашем исследовании участвовали три группы студентов (канадцы, русские и представители народов Северного Кавказа) из культур с предположительно разными ценностными приоритетами и неодинаковой степенью выраженности половых ролей (это обусловлено разной степенью модернизированности) в целях выявления межгрупповых различий ценностей и отношения к инновациям, а также взаимосвязей между ними. Цели исследования:
1. Выявить межкультурные и межполовые различия в ценностях и установках по отношению к инновациям.
2. Выявить взаимосвязь ценностей и отношения к инновациям в трех этнокультурных группах (русские, канадцы и представители народов Северного Кавказа).
3. Провести кросскультурную проверку универсальности и специфичности связей ценностей культуры и отношения к инновациям в разных этнокультурных группах.
Теоретическая гипотеза: ценности индивидов взаимосвязаны с их отношением к инновациям; характер этой взаимосвязи обусловлен культурой.
Исследовательские гипотезы:
1. Существуют межкультурные и межполовые различия в ценностях по оппозициям: Сохранение - Открытость к изменениям и Самоутверждение - Самопреодоление.
2. Существуют межкультурные и межполовые различия в установках по отношению к инновациям: установки канадских и русских студентов являются более позитивными, чем установки студентов Северного Кавказа; установки мужчин по отношению к инновациям более позитивны, чем установки женщин.
Таблица 1. Состав выборки
3. Ценности Открытости к изменениям (Самостоятельность, Стимуляция) и Универсализма способствуют позитивным установкам по отношению к инновациям, а ценности Власти и Традиции - препятствуют.
4. Связи ценностей и установок по отношению к инновациям имеют как универсальный, так и культурно-специфический характер.
МЕТОДИКА
Участники исследования: 426 респондентов; из них 193 русских студента Государственного университета - Высшая школа экономики (Москва, Россия), 137 студентов Ставропольского государственного университета, представителей народов Северного Кавказа: даргинцы, ингуши, чеченцы и др. (Ставрополь, Россия), 96 студентов Саскат-чеванского университета (Саскатун, Канада) - см. табл. 1.
Процедура исследования. Участникам предлагали заполнить опросник с набором методик, позволяющих выявлять индивидуальные ценности респондентов и их установки по отношению к инновациям. Русские и северокавказские студенты заполняли опросник на русском языке, канадские - на английском. Бланки опросника исследователь предъявлял очно группе респондентов (15-20 чел.), и каждый заполнял опросник индивидуально (время заполнения 15-25 мин). Таким образом, порядок предъявления методик для всех трех выборок был одинаковым.
В опросник вошли следующие методики:
1. Методика культурных ценностных ориента-ций Ш. Шварца (SFS57). Респонденту предлагалось с помощью семибалльной шкалы оценить важность для него каждой из 57 ценностей. Инструкция: «Отвечая на этот вопросник, Вам следует спросить себя: "Какие ценности более важны для меня как основополагающие принципы моей жизни, а какие менее важны?". Ниже приведены два
Культурная группа Количество респондентов Возраст Пол, чел.
Русские 193 Me = 20, min - 18, max - 22 Муж. - 81
Жен. - 112
Канадцы 96 Me = 21, min - 18, max - 26 Муж. - 34
Жен.
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.