научная статья по теме Ценности индивидуализма и трансформация института семьи в современном российском обществе Философия

Текст научной статьи на тему «Ценности индивидуализма и трансформация института семьи в современном российском обществе»

В.П. Войтенко

Апирант кафедры философии и культурологии ИППК Южного федерального университета*

Ценности индивидуализма и трансформация института семьи в современном российском

обществе**

Глобализационные и трансформационные процессы сопровождаются распространением в российском обществе западных ценностей, образцов социального поведения. В результате некоторые исследователи пришли к выводу о том, что российское общество в 90-х гг. прошлого века приобрело многие черты, сближающие его с другими европейскими социумами, а либеральные, демократические ценности, а также такие понятия, как «рыночная экономика» и «частная собственность», прочно вошли в массовое сознание

л

россиян1. Причем, как отмечают специалисты, ярко выраженную ориентацию на Запад демонстрировала в те годы именно российская молодежь2.

В связи с этим особый интерес у исследователей вызывает проблема индивидуализма, с одной стороны, как существенная характеристика западного общества, а с другой - его место в системе ценностей россиян. В конце ХХ века Г. Хофстеде были проведены специальные эмпирические исследования индивидуализма в различных странах, в том числе и России. Согласно результатам, полученным в ходе данного исследования, индекс индивидуализма в

о

России варьируется в интервале 41-55°. Для сравнения: западные страны, которым присущ индивидуализм, имеют хофстедовы индексы порядка 65-904. Результаты, полученные в ходе исследования Ф. Тромпенаарса, указывают на то, что в России процент респондентов, выбравших индивидуальную независимость, составляет 60 %5. Н.В.

* Войтенко Валерия Петровна, e-mail: leravvp@mail.ru

** Работа выполнена при поддержке ЮФУ в рамках Программы развития ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» (2011-2021 гг.). Рук. проекта Верещагина А.В.

1 Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М., 2011. 672 с.; Лубский А.В. Рецензия: Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М., 2011. 672 с. // Соц. исследования. 2012. № 7. С. 148-152.

2 Латова Н.В., Латов Ю.В. Вестернизируется ли ментальность молодых россиян (анализ по методике Г. Хофстеда) // Материалы международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества. URL: http://www.hse.ru (дата обращения: 11.09.2013).

Hofstede G. Culture's Consequences: Intern Differences in Work-Related Values. Beverly Hills, L., 1980.

4 Ibid.

Trompenaars F. Resolving International Conflict: Culture and Business Strategy // London Business School. 1996. Vol. 7 (3).

Латова пришла к выводу, что индекс индивидуализма в России составляет 516. Все это свидетельствует о том, что в 90-е гг. XX в. в России половина населения сознательно определила для себя такие ценности индивидуализма, как свобода, рыночная экономика, частная собственность, материальное благополучие, в качестве приоритетных.

При этом следует учитывать, что распространение западных ценностей, в том числе и ценностей индивидуализма, в российском общества имело свою специфику. Так, если 90-е гг. ХХ характеризовались увлечением россиян западным опытом, а также настойчивыми попытками перенести на российскую почву различные образцы и модели Запада, то на рубеже XX и XXI вв. уже происходит возвращение к традиционно российским представлениям, ценностям и установкам, постепенное прекращение слепого копирования западных образцов поведения7.

В 90-е гг. ХХ века распространение либеральных западных ценностей привело к формированию новых представлений о семье и семейных ценностях. Следует отметить, что в современной научной литературе определение семьи на институциональном уровне практически не сложилось. Часто заявления об институциональном исследовании семьи исчерпываются функциональным подходом, либо исследованием семьи, семейных ценностей, семейных отношений и поведения, что, по сути, составляет предмет исследования микросоциологии семьи. В целом, в российской социологической науке сложилось два подхода к определению понятия семьи: кризисный и эволюционный. Представители кризисного подхода в качестве методологического основания используют функциональный подход, в рамках которого семья призвана выполнять в обществе социально значимые функции, выступающие критерием ее успешности и социальной стабильности8. К функциям семьи представители кризисного подхода относят такие функции, как репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, эмоциональная и рекреационная. В рамках кризисного подхода исследователями делается вывод, что современная семья в России находится в состоянии кризиса, поскольку она не выполняет свои важнейшие социальные функции.

6 Латов Ю.В., Латова Н.В. Ментальные карты мира. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-174171 .html (дата обращения: 11.09.2013).

7 Горшков М.К. Российское общество...; Лубский А.В. Рецензия: Горшков М.К. Российское общество... С. 148-152.

8 Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века: Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000; Солодников В.В. Социально дезадаптированная семья в контексте общественного мнения // Соц. исследования. 2004. № 6; Дармодехин С.В. Семья и государство // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. 2000. № 3; Куприянова Е.И. О семейной политике в Российской Федерации - некоторые итоги реализации // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. 2002. № 1.

Представители эволюционного подхода не оценивают современное состояние института семьи как кризисное. В рамках данного подхода исследователи объясняют изменения в сфере семейных отношений в качестве перехода от традиционной к современной семье9. Традиционная семья - это непосредственная, или нуклеарная, семья (отец и мать, состоящие в браке, и их дети). Понятие семьи современного типа еще окончательно не разработано, так как данное понятие включает в себя все многообразие семейных отношений и типов семьи.

А.В. Верещагина предлагает третий подход -

Л П

трансформационный10. Данный подход построен на неоинституциональной методологии и позволяет исследовать институт семьи в динамике. Семья в рамках данного подхода представляет собой союз людей на основе супружества, родительства, родства, каждый представитель которого идентифицирует себя с членами этого союза, разделяя ответственность за его существование и жизнедеятельность11.

В научной литературе сложились различные подходы к влиянию западных ценностей, в том числе и ценностей индивидуализма, на трансформацию института семьи в современном российском обществе. Следует отметить, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что именно ценности индивидуализма привели институт семьи в России в состояние кризиса, и теперь семья не выполняет свою основную функцию - рождение и воспитание детей12. В частности, А.А. Митрикас считает, что с конца 1980-х гг. на первый план выходят такие признаки трансформации семьи, как уменьшение количества зарегистрированных браков при увеличении числа нерегистрируемых, «старение» браков, падение рождаемости, увеличение числа внебрачных детей. Все эти процессы исследователь связывает с ростом индивидуализма и рационализма13.

Однако существует и принципиально иная позиция. Так, С.И. Голод отмечает, что вследствие широкого распространения ценностей

9 Голод С.И., Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. СПб., 1994; Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Соц. журн. 1996. № 3,4; Его же. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Соц. исследования. 2008. № 1.

10 Верещагина А.В. Трансформация института семьи и демографические процессы в современной России. Ростов н/Д., 2009.

11 Там же.

12 Антонов А.И. Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М., 2000; Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века. М., 1999; Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М., 2008; Репина Т.А. Кризис современной семьи: причины, особенности, последствия // Вестн. ТГУ. 2008. Вып. 6 (62); Синельников А.Б. Трансформация семьи: минорат и майорат // Социология. 2008. № 1; Государственная политика вывода России из демографического кризиса / под общ. ред. С.С. Сулакшина. М., 2007.

13 Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Соц. исследования. 2004. № 5. С. 65.

индивидуализма в России активно формируется современный тип семьи, который исследователь называет супружеским14. Супружеская семья представляет собой личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое такими

~ 1Я

ценностями, как адаптационный синдром, интимность и автономия15. Интересы каждого из супругов в такой семье разнообразнее семейных, а потребности и круг общения мужа и жены выходят за пределы брака16. Однако А.В. Верещагина полагает, что столь высокая степень индивидуализации членов семьи еще не характерна для современного российского общества, хотя отрицать существование супружеской семьи нельзя17. Автор выделяет три типа поведения семьи в российском обществе, среди которых - традиционный, трансформационный и современный, подчеркивая, что наиболее распространен сейчас именно трансформационный тип семьи18.

Таким образом, в современной литературе тема трансформации семейных отношений получила достаточно серьезную научную разработку. Большинство исследователей приходят к выводу о том, что традиционная семья уходит на второй план, а на смену приходят новые типы семейных отношений, в которых ценности индивидуализма приобретают все большее значение. В связи с этим актуальным становится вопрос о том, какие ценности индивидуализма и как влияют на институт семьи в современном российском обществе.

Следует отметить, что индивидуализм представляет собой особый стиль жизни, который характеризуется, с одной стороны, особым стилем мышления, а с другой - особым стилем жизнедеятельности. Важно отметить, что для индивидуализма характерна целерациональная парадигма мышления, предполагающая самоценность человека как уникальной личности и ее обращенн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком