научная статья по теме ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ВЫРАЖЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЙ АКТИВНОСТИ Психология

Текст научной статьи на тему «ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ВЫРАЖЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЙ АКТИВНОСТИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2004, том 25, № 2, с. 17-33

ПСИХОЛОГИЯ

личности

ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ВЫРАЖЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЙ АКТИВНОСТИ

© 2004 г. А. А. Волочков*, Е. Г. Ермоленко**

* Доктор психол. наук, профессор кафедры практической психологии Пермского государственного

педагогического университета, Пермь ** Старший преподаватель Южно-Уральского государственного университета, Кыштым

Рассматривается проблема выбора ценностей как основы становления и развития направленности личности. Вводится понятие ценностной направленности личности и типа ценностной направленности, обосновываются пути их выделения в эмпирических исследованиях. Изучается взаимосвязь смыслообразующей активности и ценностной направленности личности. Приводятся данные исследования типов ценностной направленности личности в юношеском возрасте.

Ключевые слова: ценность, направленность личности, смыслообразующая активность, развитие личности в юношеском возрасте.

Направленность личности и ценностные ориентации. В отечественной психологии среди ведущих системообразующих характеристик личности традиционно выделяют ее направленность [2, 11, 21, 29, 30, 32 и др.]. С.Л. Рубинштейн под направленностью понимал некоторые динамические тенденции, которые в качестве доминирующих мотивов обусловливают деятельность человека, исходя из ее целей и задач. Составляющими направленности являются: смысловой компонент, характеризующий ее предметное содержание, и динамический компонент (так называемое "напряжение", связанное с источником направленности) [29]. В отличие от К. Левина, С.Л. Рубинштейн не отрывает динамический компонент (напряжение поля по К. Левину) от смыслового [38].

Направленность личности обычно связывают с системой устойчиво доминирующих мотивов, определяющих ее целостную структуру [2]. Эта система детерминирует поведение и деятельность человека, ориентирует его активность. От направленности личности зависит ее облик в социальном плане и то, какими именно нравственными нормами и критериями она руководствуется [24, с. 103]. С этими функциями направленности личности трудно не согласиться, они делают ее одной из ведущих личностных характеристик.

Роль направленности личности очевидна и значима. Но чем она сама определяется? В отечественной психологии среди детерминант направленности обычно называют объективное соотношение индивидуальных особенностей и деятельности. Например, К.М. Гуревич и A.M. Раевский подчеркивают, что "ни требования самой деятельности, ни психические особенности индивида

не могут трактоваться как субъективные феномены, зависящие от субъективного сознания" [11, с. 32]. Возникает парадокс - в направленности личности от самой личности, от ее "субъективного сознания" ничего не зависит!

В таком понимании источников направленности личности сама "личность" почти не прослеживается. Получается, что она - не автор, не субъект своей направленности. Впрочем, это логично для господствующего (со времен В. Штерна) в традиционной психологии эпигенетического подхода, объясняющего развитие личности в координатах лишь двух факторов - генетического и сре-дового [9; 27, с. 451; 41, с. 424]. Человек в такой схеме - не более чем пешка в "руках" среды и наследственности. От него самого в его развитии и поведении почти ничего не зависит. Но направленность личности, иерархия ее мотивов в конечном счете оказываются результатом внутреннего выбора, в котором, с нашей точки зрения, ее субъектность прежде всего и проявляется.

Протест против ограниченности эпигенетического подхода в развитии психики выразился в появлении экзистенциальной философии, логотера-пии, гуманистической психологии и других направлений, в которых утверждается роль активности субъекта, способного сделать выбор и направить свою жизнь самостоятельно, быть ее автором. "Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам" [40]. На наш взгляд, назрела необходимость расширить двухфакторную теорию психического развития, дополнив ее фактором активности самого субъекта.

Концепция трех факторов психического развития нами уже рассматривалась [5-7]. При таком

подходе источники направленности могут более глубоко объяснять ее происхождение. С одной стороны, различные виды деятельности, возникшие еще до рождения конкретного человека, предъявляют свои жесткие требования к ее исполнению. С другой стороны, существуют и наследственные ограничения. Однако уже на самых ранних этапах онтогенеза человек оказывается способным выделять себя из физического мира и строить его первичную картину через глобальные недифференцированные обобщения и базовые категории [31, с. 131], соотносить требования среды с индивидуальными особенностями. Уже в этих первичных проявлениях протосубъектности четко проявляется индивидуальный, уникальный выбор субъектом своего отношения к миру, определяющий направленность его активности, его жизни. "Никто не может повторить его жизни. То есть у каждого человека его задача уникальна, как и его специфические возможности выполнения" [34, с. 254]. Эти слова В. Франкла в значительной мере перекликаются с позицией С.Л. Рубинштейна и А.В. Брушлинского: "... строго говоря, внутренние условия выступают как причины (проблемы саморазвития, самодвижения, движущие силы развития; источники развития находятся в самом процессе развития как его внутренние причины), а внешние причины выступают как условия, как обстоятельства" [3, с. 9; 30, с. 29]. Итак, в осознании или переживании столкновения своих природных возможностей с внешними требованиями человек сам осуществляет свой выбор.

Содержательную сторону направленности личности, ее отношение к окружающему миру, к другим людям и к самой себе обусловливает система ценностных ориентаций [19; 28, с. 637]. Ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, отражая ценностное отношение к действительности. Ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют в значительной степени мотивы и цели организации деятельности. По В. Франклу, "ценности ведут и притягивают человека ... у человека всегда имеется свобода: свобода делать выбор между принятием и отверганием предлагаемого, т.е. между тем, осуществить потенциальный смысл или оставить его нереализованным" [34, с. 246]. Ценность - единственная мера сопоставления мотивов [4, с. 122]. Кроме того, ценностные ориентации являются важнейшим компонентом субъектной образующей активности и самого субъекта в ней [35, с. 196].

Смыслообразующая активность и ценностная направленность личности. Из обширного набора предлагаемых обществом ценностей человек выбирает - предпочитает, отказывается, борется "за" или "против", взвешивает - свои ценности. "Ценности - это не то, за что платим, а то, ради

чего живем" [30, с. 366]. Только в ходе авторского, субъектного, выстраданного самой личностью выбора любая общественная ценность становится индивидуальной. За этим порой нелегким выбором - эмоциональное отношение человека к действительности и самому себе. Он ищет смысл жизни, который представляет собой «чувство ценности чего-либо для "Я"» [27, с. 516]. По К.А. Абульхановой, "смысл жизни - это своеобразное чувство своей субъектности, возможности творчества жизни, это - не только когнитивное образование, а переживание личностью своей включенности в жизненные структуры, причастности к общественным ценностям, полноты своего самовыражения, интенсивности взаимодействия с жизнью" [1, с. 16].

Общество предлагает множество ценностей, но путь к ним индивидуален: это - поиск смысла жизни, своего места в ней. Э. Эриксон связывает такой поиск с решением проблемы идентичности [36]. В. Франкл в стремлении найти смысл собственной жизни видит первичную мотивирующую силу человека. Вслед за Ницше он повторяет: "Тот, у кого есть для чего жить, может выдержать почти любое как" [34, с. 242, 250]. Именно В. Франкл впервые выделяет особую форму активности, характерную для становления и развития человека - смыслообразующую активность. Смысл жизни всегда индивидуален. "В конечном счете, человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее он должен осознавать, что это он сам - тот, кого спрашивают. Живущему в мире человеку вопросы задает жизнь, и он может ответить жизни, только отвечая за свою собственную жизнь. Он может дать ответ жизни, только принимая ответственность на себя" [там же, с. 254].

В отечественной психологии идею смыслооб-разующей активности развивает К.А. Абульха-нова. Она представляет этот вид активности как личностную интерпретацию человеком способа жизни, включающую представление о месте в обществе, о своей состоятельности, как жизненную "приземленность" или, наоборот, идеалистичность. Такая личностная интерпретация, по ее мнению, и есть основа сознания, а сущность ее выражается "семантическим интегралом" - уникальной системой притязаний, саморегуляции и удовлетворенности [1, с. 28, 101]. Смыслообразование, с точки зрения автора, есть "личностная тенденция к индивидуализации, ее способность к интерпретации жизни, которая, однако, представляет не столько деятельностную и даже не столько теоретически сознательную, сколько ее экзистенциальную способность. Способность переживать жизнь ... оценивать ... выдвигать на первый план или отодвигать на последний план" [там же, с. 102].

Смыслообразующая активность, связанная с индивидуальным выбором, образованием и систематизацией ценностей, всегда индивидуальна, ситуативна. Понятно, что диагностировать ее проявления непосредственно невозможно. Остаются либо идиографические описания, либо "архивный" метод, либо косвенная диагностика - через другие проявления или последствия смыслообра-зующей активности.

Индивидуальный выбор ценностей во многом определяет направленность личности, проявляющуюся, по В.С. Мерлину, в отношении: к людям, к обществу, к самому себе [22-24]. При этом как в зарубежной, так и в отечественной психологии альтруистическая направленность противопоставляется эгоистической, индивидуалистской [2, 8, 18, 20 и др.]. В условиях современных перемен в российском обществе, когда социально

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком