научная статья по теме ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ФАКТОРЫ ЖИЗНЕННЫХ НАМЕРЕНИЙ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Психология

Текст научной статьи на тему «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ФАКТОРЫ ЖИЗНЕННЫХ НАМЕРЕНИЙ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ФАКТОРЫ ЖИЗНЕННЫХ

НАМЕРЕНИЙ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

© 2015 г. В. Ю. Хотинец*, А. А. Калиненко**

* Заслуженный деятель науки УР, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий, Удмуртский государственный университет, г. Ижевск;

e-mail: khotinets@mail.ru ** аспирант, там же; e-mail: andrey.kalinenko@yandex.ru

Представлены результаты исследования, направленного на выявление побудительной силы (синтеза потребности и интеллектуальной активности) жизненных намерений осужденных, удерживающей отсроченные жизненно значимые цели и приводящей к выполнению намеренных действий по выбытию из пенитенциарных учреждений. На примере обследованных лиц, находящихся в заключении и отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима (N = 137), установлены особенности жизненных намерений осужденных, указывающие на разрыв и рассогласование аффективного (переживания нужды) и интеллектуального (конкретных способов и средств достижения цели) компонентов. Обнаружены кросскультурные различия в жизненных намерениях и базовых ценностях осужденных мужчин, причисляющих себя к русским, и мужчин, относящих себя к финно-угорским народам - удмуртам. Средствами дисперсионного анализа продемонстрированы факторы потенциала реализации жизненных намерений осужденных, к которым наряду с ценностью и значимостью субъектной активности относятся этноконфессиональные ценности и религиозные смыслы.

Ключевые слова: аффективный и интеллектуальный компоненты намерения, потенциал реализации жизненных намерений, культурные ценности, смысложизненные ориентации, ценностно-смысловые факторы, ценности субъектной активности.

Сложные условия неустойчивости, неопределенности состояния общества, такие как экономические трудности, массовая миграция и маргинализация населения, нравственный кризис и социальная аномия, повлекли за собой разрушительные тенденции в менталитете общества, в котором распространяются и даже возвеличиваются ценности криминальной субкультуры [5, 23]. Неблагоприятные криминогенные факторы продолжают проявлять себя усилением социальной напряженности и опасности, увеличением количества правонарушений, ростом рецидивной преступности [8].

Лица, помещённые в исправительное учреждение, попадают в уголовную субкультуру с деформированной системой отношений, специфическими тюремными порядками и традициями [42]. Исследователи подчеркивают "пораженную" нравственность заключенных: отсутствие внутренних нравственных критериев, отвержение

моральных ценностей, дефицит высших нравственных чувств, обусловливающие искаженное отношение к социальной действительности [9, 26]. Не исправившийся преступник, вернувшись из мест лишения свободы, продолжает представлять опасность для общества. Вместе с тем немалое число осужденных и вышедших из мест лишения свободы пытаются разобраться в себе и покаяться, пусть даже самому себе, но это не получается лишь по той причине, что им мало помогают в этом чрезвычайно трудном и сложном деле [3]. В связи с этим имеется объективная потребность в поиске наиболее эффективных направлений, форм, способов и средств ресоциализации осужденных - приобретения необходимых психологических ресурсов для успешной интеграции в обществе с соблюдением норм права.

В пенитенциарной психологии используются различные методы психокоррекции, воздействующие на структуру психологических свойств

человека, совершившего преступление, с целью устранения или уменьшения ее криминогенно сти и для формирования моделей социально-правового поведения. Наряду с распространенным когнитивно-поведенческим методом для вторичной профилактики криминального поведения в исправительных учреждениях при участии Русской православной церкви используются методы духовно-нравственного воздействия [7, 41] или духовная психотерапия [10], способствующие морально-нравственному становлению осужденных по христианским заповедям. Применяется метод этнофункциональной коррекции образной сферы личности, учитывающий специфику современной российской мультикультурной ситуации, который позволяет снижать выраженность ряда эмоциональных и когнитивных особенностей личности, обусловливающих криминальное поведение [29].

Вместе с тем в области пенитенциарной психологии лишь немногие научные исследования посвящены проблеме выявления достижимых эффектов воздействия различных методов психологической коррекции на личность отбывающих наказание людей [30]. Исправительные учреждения не могут отслеживать дальнейшую судьбу осужденных, моделировать их жизнь на свободе, поскольку исполнение наказания определяется пенитенциарными стандартами принудительного режима. Как поступит, чем займется и какие действия предпримет освободившийся из мест лишения свободы - это один из важных вопросов правоохранительных органов, да и общества в целом. В связи с этим актуальной становится проблема исследования жизненных намерений осужденных - решений, побуждающих и планирующих их поведение и деятельность в будущем, а также факторов, предопределяющих реализацию их отсроченных действий и отложенных поступков.

В отечественной психологии считается, что намерения как побудители поведения формируются, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. Или же, когда удовлетворение потребности не может быть достигнуто непосредственно и требует достижения промежуточных целей, не имеющих собственной побудительной силы. Тогда возникшее у человека намерение выступает в качестве побудителя действий, направленных на достижение промежуточных целей [11, с. 36-37, 43]. Долговременные намерения, подобно моти-вационной установке как латентному состоянию готовности к удовлетворению потребности, осуществляются при появлении нужной ситуации, в соответствующих обстоятельствах. Срочные,

оперативные намерения приводят к возникновению побуждения "здесь и сейчас" [12, с. 150].

Побудительная сила намерения является синтезом двух образующих: влияния непосредственной потребности и воздействия активности, посредством которой человеком осознаются способы и средства, позволяющие достичь ее удовлетворения. "В этом случае мы имеем дело с новыми функциональными образованиями, представляющими собой нерасторжимое единство аффекта и интеллекта" [11, с. 40], переживания нужды и интеллектуальной активности.

Действенность силы осуществления намерения повышает свою значимость в сложных противоречивых и непредсказуемых условиях жизни человека. Например, в ситуациях, когда отсутствует определенность соответствующих случаев и/или способов выполнения, когда возникают иные, чем предусмотренные в акте намерения, подходящие события (адекватные ситуации, замещающие случаи), или же используются другие эквивалентные возможности достижения цели [17, с. 125-130], когда определен ресурс удовлетворения потребности, а цель, выбранная человеком, все дальше сдвигается по времени [12, с. 60].

В трудных жизненных ситуациях человек может рассчитывать на собственные ресурсы, на других людей, на свои жизненные "опоры". Для осужденных поддерживающее значение приобретает то, что наделяется ресурсным значением, а значит, наделяется ценностью (полезностью) и смыслом (личностной значимостью) [27], это синтезирует аффективный и интеллектуальный компоненты жизненных намерений и приводит пусть к отсроченным, но жизненно важным результатам. Жизненные "опоры" могут быть внешними (культура, сообщество людей и др.), и внутренними (ценности, смыслы, установки, потребности, мотивы личности и т.д.) [1, с. 44].

Культура как фундаментальное основание человека дает ему психологическую защиту, предоставляя упорядоченный и сбалансированный образ мира, где можно надежно и безопасно существовать [16, 20]. Этнокультурные ценности воплощают в себе наиболее продуктивные формы взаимодействия человека с миром, способы смыслового регулирования человеческой жизнедеятельности по логике жизненной необходимости [18, 45]. В тяжелых обстоятельствах ценности этнокультурного мира служат важнейшей цели -обеспечить действенными способами преодоления трудностей, наиболее надежными, простыми в освоении и результативными для представителей той или иной культуры [43, 44].

Проведенное исследование было направлено на выявление побудительной силы (синтеза потребности и интеллектуальной активности) жизненных намерений осужденных, удерживающей отсроченные жизненно значимые цели (то, что нужно осуществить, то, к чему направлены устремления, например, семья, материальное благополучие и др.) и приводящей к выполнению намеренных действий (с использованием соответствующих способов и средств) по выбытию из мест заключения.

Цель работы - исследование механизмов побуждения жизненных намерений осужденных, относящих себя к различным этнокультурным группам.

В работе было выдвинуты следующие гипотезы: 1) аффективный и интеллектуальный компоненты жизненных намерений осужденных находятся в разрыве и рассогласовании друг с другом; 2) в трудных жизненных ситуациях культурные ценности и смыслы, воплощающие в себе безопасные и надежные формы и способы взаимодействия с миром, становятся факторами потенциала осуществления жизненных намерений человека.

На основе цели исследования и выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть особенности жизненных намерений лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях (группа осужденных), в сравнении с лицами, находящимися в стандартных условиях социализации (нормативная группа).

2. Установить кросскультурные различия в показателях базовых культурных ценностей и смы-сложизненных ориентаций осужденных.

3. Выявить ценностно-смысловые факторы жизненных намерений осужденных в связи с их этнокультурной принадлежностью.

МЕТОДИКА

Участники исследования. На этапе организации исследования (срок проведения 2011-2013 гг.) методом фокус-групп были отобраны мужчины в возрасте 20-37 лет среди отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима (осужденных за различные уголовно-правовые преступления) на территории одного

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком