научная статья по теме ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КАНАДЫ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КАНАДЫ»

УДК 327.56

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КАНАДЫ

© 2011 г. Е.В. Исраелян

Институт США и Канады РАН, Москва

Ценностные ориентиры - важная составляющая внешней и внутренней политики Канады. Ценностный акцент в Канаде достаточно силён и во многом продиктован необходимостью сохранения национальной целостности и идентичности. Канадские ценности сходны с нравственными нормативами других стран того же ранга, уровня экономического развития, имеющих аналогичный политический и культурный контекст. В нравственных установках американцев и канадцев наблюдаются отличия, однако эта разница с годами уменьшается.

Ключевые слова: национальные ценности, национальные интересы, Канада, канадо-американские отношения, внешняя политика Канады, общественное мнение.

В октябре 2010 г. состоялись очередные выборы непостоянных членов Совета Безопасности ООН, на которых Канада выдвигала свою кандидатуру". Канада выборы проиграла: в первом раунде голосования - Германии, во втором - опередившей её с большим перевесом Португалии. Случай не имел прецедента в истории: за послевоенный период Канада 6 раз занимала это почётное место и успешно выполняла свои обязательства. Поражение нанесло удар по её международному авторитету и вызвало острую критику внешнеполитического курса правительства С. Харпера.

Премьер-министр С. Харпер, министр иностранных дел Канады Л. Кэннон, другие официальные лица объяснили эту крупную неудачу «верностью канадским ценностям и идеалам». Речь шла об отношении этой страны к реформе СБ ООН: Канада - одна из последовательных и решительных противниц расширения постоянного состава Совета Безопасности, поскольку рост числа элитных государств, имеющих право вето, автоматически снижает её влияние и роль в мире. Одновременно канадская дипломатия выступает за увеличение квоты непостоянных выборных членов. Позиция Канады отличается от подходов её ближайших союзников, которые согласны на принятие в СБ ООН новых

* ИСРАЕЛЯН Евгения Викторовна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИСКРАН. E-mail: evgenia@csociety.ru

Совет Безопасности - один из основных органов ООН, обладающий полномочиями по введению санкций и отправке международных контингентов миротворческих сил. Совет состоит из 15 членов, 10 из которых являются непостоянными, не имеют, в отличие от постоянных членов, права вето и представляют основные регионы мира. Выборы пяти непостоянных членов на срок в два года проходят каждый год. Избрание в СБ позволяет странам укреплять свою репутацию и влиять на международную повестку дня.

постоянных членов (Великобритания - безоговорочно, США - сдержаннее), и весьма близка к подходу России, также считающей необходимым оставить прежнюю структуру Совета.

Обосновывая свою линию, канадцы оперируют морально-нравственными критериями. Такие аргументы приводит, например, Н. Сарафьян, пресс-секретарь министра иностранных дел Канады, которая написала в еженедельнике «Эмбасси», что расширение круга привилегированных постоянных членов СБ ООН подрывает принципы равенства, демократии и справедливости, на которых строится деятельность этой организации [21].

Безусловно, проигрыш Канады объяснялся другими причинами, в первую очередь, снижением её политического веса в формирующемся полицентричном мире. Сказались и просчёты внешнеполитической стратегии правительства С. Харпера - однозначная и бескомпромиссная поддержка Израиля в ближневосточном конфликте, в результате которой подавляющее большинство арабских стран (порядка 90%) проголосовали против кандидатуры Канады; резкое сокращение программ помощи Африке; серьёзные политические и экономические последствия охлаждения отношений с Китаем; слабо организованная кампания лоббирования в пользу избрания Канады. Однако значение имело и видение канадским руководством реформы Совета Безопасности, которое определило отношение к Канаде тех стран, которые добиваются для себя статуса постоянных членов. Важно и другое - обращение к ценностям как методологический приём, использованный канадским руководством для обоснования своего внешнеполитического курса.

Так что же такое национальные канадские ценности? В чём их сходство и отличия от ориентиров других стран? Как они используются во внешнеполитической деятельности? Рассматривая эти сложные и разноплановые вопросы, автор видела свою задачу в том, чтобы привлечь внимание учёных и экспертов к интересной, актуальной и недостаточно изученной в России гуманитарной проблематике, приобретающей всё большее значение в современных международных отношениях.

О некоторых особенностях общественного сознания и внешнеполитической риторики правительства Канады

Прежде всего, обратимся к понятиям. Философский словарь определяет ценности как «специфические социальные характеристики субъектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества» [9, с. 392]. Всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений может выступать в качестве объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра и зла, истины или неистины, прекрасного или безобразного, справедливого или несправедливого [1]. Ценность - фундаментальная норма, дающая возможность осуществлять выбор позиции и линии поведения в жизненно значимых ситуациях.

Под национальными ценностями понимаются духовные достижения общества или народа, которые представляют основу его нравственного развития. Они создаются на протяжении всей истории существования той или иной нации, под воздействием материальной и духовной культуры общества, в соответствии с геополитическим положением страны [4, с. 43-44]. Отталкиваясь от нравственных идеалов, можно составить представление о национальном характере того или иного народа. Ценности формируют целостность и устойчивость социальных систем, а при выработке политики становятся её элементами или основами.

Национальные ценности включают, во-первых, индивидуальные ценности, (представления, изображения, символы, отражающие эти ценности); во-вторых, соответствующие знания и понятия, в том числе знания об историческом опыте и понимание национальной идентичности, и в-третьих, идеологии, обобщающие те представления и установки, которые обеспечивают единство нации [20, р. 8]. При анализе национальных ценностей важно учитывать историческое прошлое, особенно такие эпохальные события, как войны, революции, другие катаклизмы; культурный багаж коренных жителей, иммигрантов и национальных меньшинств. Следует также принимать во внимание экономические и социальные факторы, развитие технологий, структуру внешней торговли, политические процессы, религиозность и уровень образования.

Первое определение канадских ценностей содержалось в Акте о Британской Северной Америке 1867 г. (с 1982 г. - Конституционный акт), оформившем появление доминиона Канада. Статья 91 провозгласила поддержание мира, порядка и надлежащего управления в качестве главных ценностей новообразованного государства [8, с. 33]. Затем этот ряд был уточнён и дополнен в канадской Хартии прав и свобод 1982 г., где говорилось о запрещении дискриминации по признаку расы, национальности, этнического происхождения, цвета кожи, религии, пола, возраста, умственной или физической нетрудоспособности. Показателен в этом плане документ Министерства по делам гражданства и иммиграции «Добро пожаловать в Канаду». Главный акцент в нём сделан именно на ценностях: готовность разделить их и принять канадский образ жизни объявлены основными условиями приёма приезжающих в эту страну [14].

Опираясь на приведённые выше определения, выделим основные особенности канадского менталитета. Это, во-первых, коллективизм. Взаимопомощь, создание групп поддержки, забота о незащищённых традиционно были условиями выживания коренных народов канадского Севера, переселенцев в ХУП-ХУШ веках и иммигрантов в ХХ веке. Такие установки укоренились в общественном сознании и служат побудительными мотивами гражданской активности канадцев, формирования коллективистских настроений в противовес американскому индивидуализму.

Во-вторых, патернализм, надежда на государство, которое возьмёт на себя основную ответственность за выживание и благосостояние нации. Подобное отношение к власти объясняется тем, что традиционно государство играло важную роль в социально-экономическом развитии страны. Патерналистские

стереотипы, ориентация на государство как на главного защитника интересов граждан начали складываться в общественном сознании ещё во время освоения огромных территориальных массивов. Позднее государство стало рассматриваться как панацея от экономической, политической и культурной экспансии южного соседа. А создание во второй половине ХХ века канадской модели социально-экономического развития, обеспечивающей больше социальных благ и сильнее сглаживающей неравенство в распределении доходов, чем американская система, послужило дополнительным стимулом для роста поддержки и доверия к власти. С патерналистскими настроениями, являющимися высшими проявлениями веры в государство, тесно связаны более умеренные её выражения - лояльность и законопослушность, тоже характерные для национального менталитета канадцев.

В-третьих, традиции миссионерства, сложившиеся как часть политической культуры ещё в XIX - начале XX века, когда канадские эмиссары отправлялись в другие страны для участия в гуманитарных акциях. Эту черту национального самосознания подметил Дж. Холмс, известный учёный, дипломат, занимавший пост помощника министра иностранных дел Канады Л. Пирсона в «золотой век» канадской дипломатии (1940-1950-е годы), который писал, что «в каждом канадце скрывается миссионер» [18, р. 16]. Большинство населения гордятся ценностями и историческим опытом своей страны, считают её успешной моделью демократического развития, которую целесообразно «тиражировать» в других государствах, прежде всего тех, которые являются получателями канадской помощи.

Эти идеи нашли отражение и в научной литературе, в частности, в привлекшей внимание общественности монографии профессора Оксфор

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком