научная статья по теме ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА — ИЗРАИЛЬ: ДАВНИЕ СВЯЗИ И НОВЫЕ ВРЕМЕНА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА — ИЗРАИЛЬ: ДАВНИЕ СВЯЗИ И НОВЫЕ ВРЕМЕНА»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Э.Л.Белый

Центральная Америка — Израиль:давние связи и новые времена

В статье анализируются возникновение еврейских общин в регионе, их история и современное положение, а также рассматриваются отношения стран Центральной Америки и Карибского бассейна с Государством Израиль в исторической ретроспективе и в настоящее время.

Ключевые слова: еврейские общины, антисемитизм, связи с Израилем, поставки оружия, терроризм.

Отношения стран Центральной Америки и Карибского бассейна с Израилем имеют давнюю и непростую историю. Еврейские общины там состояли в основном из беженцев: от инквизиции, от «хмельнитчины»*, от черносотенных погромов в царской России и гитлеровского «окончательного решения еврейского вопроса», и это наложило отпечаток на их характер. Люди привыкли выживать и добиваться благополучия в любых условиях. Более того, многие стали видными фигурами местной экономической и политической элиты. Большинство из них поддерживают еврейское государство.

Правящие круги центральноамериканских стран также стремились к развитию связей с Израилем. Но это не всегда было простым делом. Некоторые правительства, испытывая косвенное или прямое давление со стороны мусульманского мира (прежде всего арабских стран), или подкупленные нынешним правителями Ирана, разрывали отношения с Тель-Авивом, делали враждебные заявления в его адрес и даже позволяли готовить на своей территории террористов.

Эдуард Львович Белый — кандидат экономических наук, Ученый секретарь ИЛА

РАН (EHDUARD-BELYJ@yandex.ru).

* В 1648 г. на Украине во время кровопролитного восстания казаков под предводительством Богдана Хмельницкого из-за того, что очень часто управляющими имениями польских феодалов, угнетавших украинцев, были евреи, последние подвергались беспощадной массовой резне. Об этом, ссылаясь на «Историю еврейского народа в России» Ю.Гессена, пишет А.И. Солженицын в своей книге «Дести лет вместе» (М., 2009, ч. 1, с. 34).

Однако периоды вражды всегда сменялись временем взаимопонимания и сотрудничества. К этому были объективные предпосылки: центральноамериканские страны остро нуждаются в модернизации своего сельского хозяйства, подготовке квалифицированных кадров, в том числе и в сфере безопасности. Израиль является признанным лидером именно в этих областях. С другой стороны, Израиль заинтересован в расширении международных связей, поддержке мирового сообщества, в том числе, естественно, государств Центральной Америки и Карибского бассейна.

Как известно, мировое сообщество не признает столичного статуса Иерусалима, хотя большинство правительственных учреждений Израиля находится именно в этом городе. Коста-Рика и Сальвадор некоторое время были единственными из всех стран мира, имевшими посольства в Иерусалиме. С другой стороны, большинство центральноамериканских государств признали «государство Палестина»*.

В момент создания Государства Израиль (1948 г.) центральноамериканские страны поддерживали его. Единственным исключением была Куба, проголосовавшая в ООН против резолюции N 181, предусматривавшей раздел Палестины и создание там еврейского и арабского государств.

Разгул антисемитизма в Европе после прихода к власти в Германии Гитлера привел к увеличению еврейской иммиграции на Кубу. Однако из-за отсутствия работы лишь 15% прибывших оставались на острове, но и среди них безработица была очень высокой. Положение евреев-беженцев осложнялось принятым в 1933 г. законом о том, что не менее 50% работников на любом предприятии должны быть урожденными кубинцами, тем не менее еврейские иммигранты работали часовщиками, портными, слесарями, механиками, пекарями и т.д. Евреи из Антверпена в 1942 г. открыли первые на Кубе мастерские по шлифовке алмазов. В 1943 г. уже было 24 еврейских предприятия с 1200 рабочими . С 1934 г. на Кубе действовала еврейская Торговая палата, которая наряду с выполнением основных функций вела борьбу с проявлениями антисемитизма.

Основная часть еврейского населения Кубы, освоив язык и пустив корни на новой Родине, занялась предпринимательством и торговлей. Многие в целом сочувственно встретили приход к власти Кастро. Немало евреев играли заметную роль в «Движении 26 июля», например, Энрике Олтуски, который был одним из лидеров подполья, а после установления новой власти занимал пост министра коммуникаций. Среди еврейских активистов кубинской революции были Фабио Гробарт, Исраэль Бехар Дуэньяс, Гайде Тамара Бурке, Арчи Ратлов, Маркус Эпштейн, Хулио Новомоди2.

Но вскоре скромная эмиграция сменилась массовым исходом еврейского населения, особенно после того, как правительство Кастро к концу 1960 г. начало масштабную национализацию. Уезжали евреи в основном в США и в Израиль. Оставшиеся разделили судьбу кубинцев среднего класса; особой дискриминации в отношении евреев не было. Еще сохранялся большой еврейский социальный центр в модном гаванском квартале «Vedado», работал кошерный ресторан. На главный еврейский праздник Песах прави-

* 29 ноября 2012 г. по итогам голосования на Генеральной ассамблее ООН (138 голосов «за», 9 «против», 41 страна воздержалась) Палестине был предоставлен статус государства — наблюдателя при ООН, не являющегося ее членом.

тельство разрешало нескольким синагогам получать мацу и другие кошерные продукты от Канадского еврейского конгресса. И хотя еврейская школа имени Альберта Эйнштейна была преобразована в общественную школу для всех окрестных детей, две комнаты были отданы для изучения иврита, которое проводилось во второй половине дня. Не ощущались ограничения и в сионистской деятельности.

В середине 60-х годов кубинские СМИ стали придавать еврейским праздникам и памятным датам политизированный характер. Песах позиционировался как праздник еврейского «национального освобождения», восстание в Варшавском гетто — как пример героического сопротивления и вооруженной борьбы евреев против нацизма. Для еврейской интеллигенции проводились лекции по теме «Библия и еврейское влияние на жизнь и творчество Хосе Марти». Помимо этого в эфир выходила еженедельная получасовая радиопередача на идиш, и это была единственная радиопрограмма на Кубе не на испанском языке.

В 1961 г. несколько сотен кубинских евреев репатриировались в Израиль. Всем отъезжающим разрешалось забрать свое имущество, полеты были организованы на кубинских самолетах. В 1963 г. кубинское руководство откликнулось на смерть президента Израиля Ицхака Бен-Цви, выразив искреннее соболезнование. В стране был объявлен трехдневный траур, на официальных зданиях Гаваны были приспущены государственные флаги.

Желание обеих сторон поддерживать дружеские отношения было выражено и в августе 1965 г. при вручении израильским послом верительных грамот президенту Кубы Освальдо Дортикосу. Но даже обычная дипломатическая вежливость вызывала чрезвычайное раздражение в столицах арабских государств.

Израильский публицист Семен Киперман утверждает: «Кастро смотрел на «Движение неприсоединившихся стран» как на опору в своей конфронтации с США. На первых порах его тесные связи с «третьим миром» ограничивались Египтом во главе с Насером и с Алжиром по главе с Бен Белой... Однако арабские лидеры воспринимали позицию Кубы негативно и расценивали ее как благожелательный нейтралитет по отношению к Израилю». Далее С.Киперман пишет, что «кубинско-израильские отношения не были прерваны арабо-израильской «Шестидневной войной» в июне 1967 г. Оказавшись перед необходимостью определить свою позицию, кубинское руководство за подписью президента О.Дортикоса 30 мая 1967 г. направило Насеру послание, в котором выражалась «твердая революционная поддержка... арабских народов, которые вынуждены сопротивляться маневрам, провокациям и агрессии империализма янки на Ближнем Востоке».

В этом заявлении Израиль еще прямо не упоминался. Но уже через два дня после начала военных действий Гавана выступила с декларацией, осудившей «агрессию. вооруженных сил Израиля при поддержке империализма». Главным врагом вновь был объявлен «империализм» США, который действовал во Вьетнаме, Лаосе, Доминиканской Республике и других странах. Что касается Ближнего Востока, то чувствовалось нежелание авторов декларации фокусировать внимание на Израиле. Возможно, Кастро помнил о том, что за несколько дней до развернувшихся событий он в беседе с израильским послом Шломо Левавом говорил, что «видит сходство между борьбой Израиля за выживание и кубинским опытом»3, отмечает С.Киперман. Однако уже в июне 1967 г. на специальной сессии Генассамб-

леи ООН кубинский представитель Рикардо Аларкон обвинил Израиль «в вооруженной агрессии против арабских народов» .

В начале сентября 1973 г. Кастро прибыл в Алжир для участия в конференции глав государств неприсоединившихся стран. Председательствовавший президент Алжира зачитал приветственную телеграмму Л.Брежнева, в которой осуждались «империализм США и сионизм». В таком же духе произнес эмоциональную речь и Кастро. Однако его ораторский пыл не удовлетворил представителей арабских стран. Ливийский лидер М.Каддафи обвинил Кастро в том, что тот следует в фарватере СССР, и поэтому Кубу нельзя относить к неприсоединившимся странам. Поддавшись давлению арабских руководителей, Кастро объявил о разрыве отношений с Израилем. В обмен он обеспечил себе новую роль в «третьем мире».

После этого антиизраильская позиция Кубы открыто проявлялась в самых различных формах. В ноябре 1974 г. Кастро устроил торжественную встречу Ясиру Арафату и вручил ему медаль «Плайя-Хирон». Затем Куба приветствовала принятие Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 1975 г. резолюции, приравнявшей сионизм к расизму5.

Кастро не ограничивался демаршами, но, как и СССР, оказывал прямую военную помощь арабским странам. На Кубе проходили обучение палестинские боевики, совершавшие затем террористические акты на территории Израиля6. В 1975 г. в Гаване была закрыта еврейская школа, но в начале 1980 г. была открыта воскресная еврейская школа «Тиккун олам».

В начале 90-х годов кубинские власти разрешили большой группе евреев репатриироваться в Израиль. Операция проходила без широкой огласки. С неко

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком