научная статья по теме ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ В МАКЕДОНИИ В 1941–1944 ГОДАХ И СОЗДАНИЕ МАКЕДОНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ В МАКЕДОНИИ В 1941–1944 ГОДАХ И СОЗДАНИЕ МАКЕДОНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

Славяноведение, № 5

© 2012 г. М.В. ШКАРОВСКИЙ

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ В МАКЕДОНИИ В 1941-1944 ГОДАХ И СОЗДАНИЕ МАКЕДОНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Статья посвящена истории церковной жизни в 1941-1944 гг. и основанию в первые послевоенные годы самостоятельной Македонской православной церкви при активном содействии коммунистического правительства Югославии, заинтересованного в ослаблении влияния Сербской православной церкви.

The article is devoted to the history of church life from 1941 to 1944 and the foundation, in the first postwar years, of the Macedonian Orthodox Church, which came into being with an active cooperation of Yugoslavia's Communist government interested in the weakening of the Serbian Orthodox Church.

Ключевые слова: Македонская православная церковь, Вторая мировая война, коммунистическое правительство Югославии, Сербская православная церковь.

Период Второй мировой войны и первые послевоенные годы стали временем фактического создания новой автокефальной Православной церкви - Македонской (официально провозглашенной в 1967 г.), хотя ее самостоятельность так и не была признана другими Поместными православными церквами, в том числе Московской патриархией, на которую сторонники автокефалии и коммунистические власти послевоенной Югославии возлагали большие надежды. Относительно самого процесса образования новой Церкви в югославской и болгарской историографии существуют две диаметрально противоположные точки зрения. Почти все прежние югославские и нынешние сербские историки-религиоведы (Д. Слийепчевич, Б. Зеченич, С. Димевский, Р. Радич и др.) считают, что инициировали этот процесс македонские коммунисты, поддержанные руководством югославской компартии, а местное сепаратистски настроенное духовенство было лишь «послушным орудием» в их руках. В этой связи важное значение придается состоявшемуся в октябре 1943 г. собранию нескольких связанных с партизанами священников освобожденной от оккупантов территории Западной Македонии, которое якобы положило начало македонской церковной организации под покровительством коммунистов. При этом сам факт создания Македонской православной церкви оценивается резко негативно (см., например, [1-3]).

С другой стороны, болгарские историки (С. Елдыров, В. Стоянова, П. Петров, Х. Темелский, Д. Калканджиева и др.) полагают, что главную роль в указанном процессе сыграло проболгарски настроенное македонское духовенство, а основой будущей Церкви стало созданное в годы войны в Македонии болгарское духовное

Шкаровский Михаил Витальевич - д-р ист. наук, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга.

управление (см., например, [4-6]1. В этом с ними частично согласен только сербский историк П. Пузович, полагающий, что инициатива отделения от Сербской церкви во многом исходила от оставшихся в республике болгарских священнослужителей. Однако он расходится в оценке процесса с болгарскими и современными македонскими историками, которые в основном позитивно рассматривают факт создания новой Церкви. Изученные автором достаточно полно сохранившиеся в архивах документы духовной администрации Болгарской православной церкви (БПЦ) в оккупированной Македонии свидетельствуют, что болгарские историки находятся ближе к истине в понимании начальной стадии указанного процесса, хотя влияние югославских коммунистических властей все-таки было сильнее, чем они считают [7].

До войны православные приходы Македонии входили в состав трех епархий Сербской православной церкви (СПЦ): Скопленской, Злетовско-Струмичской и Охридско-Битольской. Первую из них с 1932 г. возглавлял один из самых известных сербских иерархов XX в., митрополит Скопленский (Скопийский) Иосиф (Цвийович, 1878-1957). Вторым служившим накануне войны в Македонии архиереем был будущий патриарх Сербский (1950-1958), епископ Злетовско-Струмич-ский Викентий (Проданов), одновременно управлявший Охридско-Битольской епархией.

Нападение весной 1941 г. нацистской Германии и ее союзников - Италии, Венгрии и Болгарии на Югославию имело трагические последствия для СПЦ в Македонии. Немецкие войска очень быстро - уже 7 апреля 1941 г. захватили главный македонский город Скопье (Скопле), а затем и всю территорию края (болгары пришли только через несколько недель). Еще в начале апреля прекратились занятия в Битольской семинарии. Ее здание последовательно занимали немецкая часть, немецкий военный госпиталь и, наконец, болгарская полиция. В середине мая 1941 г. все преподаватели семинарии уехали из Битоли в Сербию [1. С. 62].

Вскоре после начала немецкой оккупации Македонии митрополит Иосиф был заключен под домашний арест. 4-5 мая его вместе с епископом Викентием и священнослужителями, которые родились в Сербии, были женаты на сербках или считались лояльно настроенными к сербам, выслали из Македонии [1. С. 51; 8. С. 260].

В конце апреля Македония была разделена оккупантами на две части: большая, восточная, с г. Скопле отошла к Болгарии, а меньшая, западная, - к созданной итальянцами под своим протекторатом так называемой Великой Албании. Демаркационная линия между итальянскими и болгарскими оккупационными зонами была определена Венским соглашением в конце апреля 1941 г. Эта граница не устраивала обе стороны, периодически там происходили вооруженные столкновения. В сентябре 1941 г. болгарский премьер-министр Б. Филов заявил: «Мы не довольны ни границей Западной Македонии, ни позицией Италии. Эта граница не обоснована и не оправдана ни исторически, ни стратегически, ни экономически» (цит. по [9. Б. 249]). Положение обострилось настолько, что болгарский военный министр Луков предсказывал в скором будущем конфликт между Италией и Болгарией, так как итальянская имперская политика, по его мнению, преследовала цель восстановления Римской империи и распространения ее господства на Балканы. С другой стороны, поддерживаемые Италией албанские жители Восточной Македонии выражали недовольство ее присоединением к Болгарии. Так, 28 ноября 1941 г. в Скопле состоялась антиболгарская демонстрация с требованием включить этот город в состав Албании. Только 29 марта 1943 г. в Тиране был

1 Болгарская православная церковь не признала Македонскую церковь по политическим причинам.

заключен договор о разграничении итальянской и болгарской оккупационных зон [9. Б. 249].

Болгарские войска завершили оккупацию восточной части края (так называемой Вардарской Македонии) 6 мая 1941 г. Вскоре здесь было организовано болгарское военное, гражданское и духовное управление (18 мая завершилась передача власти болгарам от возглавлявшего немецкую администрацию генерала Линдемана). Приехавшая из Болгарии группа македонских эмигрантов организовала с участием представителей местных элит Центральный болгарский комитет. Сразу же был взят курс на то, чтобы привить славянскому населению Македонии болгарское самосознание, в котором значительную роль отводили БПЦ. Следует отметить, что к тому времени македонская нация еще окончательно не сформировалась. Население восточной части Македонии фактически говорило на диалекте болгарского языка и руководством Болгарии официально считалось болгарами.

Священный Синод считал, что в отношении занятых территорий Болгарская церковь лишь восстанавливает историческую справедливость, возвращая себе то, что принадлежало ей до 1913 г.2 Решением Синода от 29 апреля в Македонии были созданы летом 1941 г. три епархии Болгарской церкви: Струмичско-Драмская, куда включили часть греческой Эгейской Фракии (под управлением митрополита Неврокопского Бориса), Скопле-Велешская (под управлением митрополита Тыр-новского Софрония) и Охридско-Битольская (под управлением митрополита Ло-вечского Филарета). Они делились на архиерейские наместничества, а те, в свою очередь, на приходы (парохии). Учрежденная летом 1941 г. временная духовная администрация в основном сохранялась вплоть до осени 1944 г. [10. Ф. 791к. Оп. 1. А.е. 67. Л. 30, 43; 11. R5101/23177. В1. 131; 5. С. 55-65].

Священный Синод сразу же решил принять меры для пополнения духовенства на новых территориях. 29 апреля он постановил возвратить в новые епархии болгарских священников, которые служили там до окончания Первой мировой войны, кроме того, епархиальным архиереям было поручено направить из своих епархий достойных священнослужителей - не менее 5 % от общей численности приходских священников. Первоначально Синод рассчитывал командировать на «новоосвобожденные земли» около 200 приходских священников и чиновников церковных канцелярий из Болгарии, а также использовать 500 местных славянских священников, продолжавших окормлять свои приходы. В окружные центры предполагалось командировать 30 архиерейских наместников, которые должны были выбрать из подведомственных им священников членов Епархиальных советов [10. Ф. 791к. Оп. 1. А.е. 67. Л. 32-37; 4. С. 245-246].

Первоначально из Болгарии в Македонию приехали протосингел Софийской митрополии архимандрит Стефан (Николов), ставший протосингелом Скопле-Велешской митрополии, три священника, секретарь и кассир. 6 мая, впервые за 23 послевоенных года, в Скопле состоялись совершенные болгарскими клириками богослужение и благодарственный молебен за освобождение Македонии. Через несколько дней в край прибыли архиереи БПЦ; в частности, митрополит Софроний, заявивший, что «считает своим долгом» исполнять возложенное на него управление новой епархией, приехал в Скопле 11 мая и поселился в здании Скопленской митрополии, почти не пострадавшем от бомбардировок города [10. Ф. 791к. Оп. 1. А.е. 66. Л. 191].

Следует отметить, что в целом в Восточной Македонии, где македонцы составляли подавляющее большинство населения, духовная администрация БПЦ была воспринята местными жителями в основном лояльно. 12-13 июня 1941 г. Синод

2 Хотя до Балканских войн 1912-1913 гг. Македония входила в состав Османской империи, большая часть ее православных приходов относилась к юрисдикции Болгарского экзархата. Лишь после поражения Болгарии во Второй балканской войне 1913 г. они перешли к СПЦ.

заслушал доклады управляющих новыми епархиями о ситуации в них. Митрополит Софроний в док

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком