научная статья по теме ЦЕРКОВНЫЕ ИЕРАРХИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИСЛАНДИИ СЕРЕДИНЫ XI - НАЧАЛА XIII ВЕКА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЦЕРКОВНЫЕ ИЕРАРХИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИСЛАНДИИ СЕРЕДИНЫ XI - НАЧАЛА XIII ВЕКА»

УДК 94(491)"105/112"

И.А. Кравченко

ЦЕРКОВНЫЕ ИЕРАРХИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИСЛАНДИИ СЕРЕДИНЫ XI - НАЧАЛА XIII века

В статье рассматривается политическая деятельность епископов Исландии середины XI - начала XIII в. В центре внимания исследования стоят роль и методы воздействия высшего клира в процедурах урегулирования конфликтов между представителями исландской родовой аристократии. В работе делается вывод о том, что способы влияния на протагонистов, как и успех вмешательства иерархов во многом зависел от их принадлежности к социальным типам «епископ-хёвдинг» и «епископ-без-годорда». Однако, если в первом случае механизм разрешения столкновения не многим отличался от традиционного, то во втором церковнослужители активно прибегают к помощи письменного права и авторитета церкви.

Ключевые слова: средневековая Исландия, церковь, епископ, хёвдинг, распря.

В настоящей статье рассматривается миротворческая деятельность епископов Исландии, прежде всего глав скальхольтского (Южная, Западная и Восточная четверти) и холарского (Северная четверть) диоцезов со времен их основания (1056 и 1106 гг. соответственно) и до служения Паля Йонссона (1195-1211) и Бранда Сэ-мундрасона (1163-1201). Наиболее ярко участие церковных иерархов в политической жизни страны отразилось в разрешении (через третейский суд или соглашение между враждующими сторонами) конфликтов представителей исландской родовой аристократии -хёвдингов (Ъб£бтдаг)1. Однако в отличие от хёвдингов, чей образ действий и приоритеты в конфликтах более или менее изучены, степень участия и механизмы влияния епископов лишь кратко отмечены в работах У.И. Миллера, Дж. Байока и Й.В. Сигурдссона2.

Суды четвертей (^огби^зёотаг) и альтинга (афт§1) не играли решающей роли в разрешении взаимных претензий оппонентов.

1 Решение спорных вопросов могло происходить разными путями, но так или иначе завершалось мировым соглашением. См.: Sigurdsson J.V. Chieftains and Power in the Icelandic Commonwealth. Odense, 1999. Р. 159-160; Hansen E.M. En undersokelse av drap, hevndrap og feide i Heimskringla og seks islendingesagaer. Hovedfag i historie. Oslo, 1999. S. 24.

2 Miller W.I. Bloodtaking and Peacemaking: Feud, Law, and Society in Saga Iceland. Chicago; L., 1990; Byock J.L. Medieval Iceland. Society, Sagas, and Power. Berkeley, 1988; Idem. Feud in the Icelandic Saga. Berkeley, 1982; Sigurdsson J.V. Chieftains... P. 163.

На рассмотрение судов выносилось менее 10% всех конфликтов в Исландии периода независимости (930-1262/64); более 90% решались через третейский суд или прямые переговоры3. Участие в процедурах примирения или присоединение к одной из враждующих сторон были главными формами включения епископов в распри, хотя в ряде случаев (особенно в ранний период) ввиду фрагментарности информации сложно определить как тип неурядиц, так и характер деятельности высших клириков. Вне распрей деятельность епископов ограничивалась советами той или иной стороне.

Вопрос о целях вмешательства церковных иерархов в конфликты и способах воздействия на их ход тем более важен, что он затрагивает проблему формирования клира как социальной группы и дает возможность изучить место и роль церкви в общественно-политической жизни Исландии. Меня в этой статье прежде всего будет интересовать: а) каково было влияние социального статуса епископов на результат их посредничества и, напротив, влияли ли посреднические функции на повышение социальной значимости церковных иерархов; б) как, в целом, трансформировалась роль епископов в обществе и в церковной организации; в) способствовала ли политическая деятельность глав диоцезов укреплению института церкви в Исландии?

Социальный статус церковных иерархов определялся их происхождением, владением «годордом»4, родственными и дружескими связями, что обусловливало существование в Исландии середины XI - начала XIII в. двух типов епископов: а) владельцев годорда либо по общественному положению равных хёвдингам и б) епископов-без-годорда5. Поскольку главными участниками конфликтов в Исландии были хёвдинги, возникает вопрос, что было общего, а что отличного в способах примирения, к которым прибегали хёвдинги и указанные выше типы священнослужителей?

3 Sigurdsson J.V. Chieftains... Р. 182-183.

4 Годорд (go6or6) - административный и социальный институт управления. Подробнее см.: Jdhannesson J. A History of the Old Icelandic Commonwealth: islendinga saga. Winnipeg, 1974. P. 53-63; Durrenberger E.P. Stratification without a State: the Collapse of the Icelandic Commonwealth // Ethos. 1988. Vol. 3/4. P. 239-265.

5 Подробнее см.: Кравченко 1.О. Сощальний склад юландського епископату (друга половина XI - початок XIII ст.) // Вюник Ктвського Нащонального Утвер-ситету iM. Т.Г. Шевченко. Сер.: Iсторiя. Кт'в, 2007. Вип. 91-93. С. 151-156.

Деятельность епископов наиболее подробно освещена в так называемых «сагах о современности», к которым относят «саги о епископах»6 и «Сагу о Стурлунгах»7. В отличие от «саг об исландцах», запись этих произведений близка по времени к описываемым в них событиям8, и их сообщения считаются достоверными. Значительное влияние на стиль и структуру «саг о епископах» оказала агиографическая литература, которая, несмотря на свою тенденциозность и клишированность, дает возможность исследовать систему ценностей авторов произведений и их аудитории. Так, в «Хунгрваке» (букв. «Пробуждающая голод»), жизнеописании исландских епископов, написанном между 1206 и 1211 гг. на основе местной устной и письменной традиций и латинских «деяний епископов» формируются образы первых пяти иерархов скальхольтского диоцеза. Заключение книги свидетельствует, что текст создавался в качестве пролога к «Старшей саге о Торлаке», оконченной ок. 1200 г. Последняя пропагандирует культ Торлака, однако умалчивает о его столкновениях с хёвдингами. Эти события освещены в «Младшей саге о Торлаке», возникшей в середине или второй половине XIII в. «Сага о Пале», написанная вскоре после его смерти в 1211 г., сообщает о своем герое многочисленные биографические детали.

Авторство компиляции «Саги о Стурлунгах» (около 1300 г.) приписывается лагману (наместнику норвежского короля) Торду Нарвасону (ум. 1308). Описывая распрю 1117-1121 гг. в «Саге о Торгильсе и Хавлиди» автор подробно останавливается на посредничестве епископов Торлака Рунольвссона (1118-1133) и Кетиля Торстейнссона (1122-1145). Как историографические,

6 «Саги о епископах», кроме саг о святом Йоне, цит. по: Biskupa sogur / S. Ste-ingrimsson, О. Halldorsson, P. Foote gafu ut. Reykjavik, 2003. B. I; 2002. В. II. A. Egilsdottir gaf ut. Тексты «Старшей саги о святом Йоне» и «Саги о святом Йоне монаха Гуннлауга»: Biskupа sogur / Gefnar ut af G. Vigfusson, J. Sigur6sson. Copenhagen: Hinu Islenzka Bokmentafelagi, 1858. B. I.

7 Sturlunga saga / Transl. J.H. McGrew, R.G. Thomas. N.Y., 1970. Vol. I-II. За исключением «Саги о Торгильсе и Хавлиди», которая цитируется по изд.: Sturlunga saga / Udg. av G. Vigfusson. Oxford, 1878; и «Саги об исландцах», которая приводится по публ.: Стурла Тордарссон. Сага об исландцах / Пер. с древнеисл. яз., общая ред. и коммент. А.В. Циммерлинга. СПб., 2007.

8 Исключение составляют «Сага о Торгильсе и Хавлиди» из компиляции «Сага о Стурлунгах», создававшаяся во второй половине XIII в., но описывающая события 20-х годов XII в., и первые главы «Хунгрваки», где речь идет о епископах второй половины XI - первой половины XII в.

так и агиографические черты присутствуют в «Саге о священстве Гудмунда Доброго» и «Саге об исландцах». Первая, рассказывая о будущем главе холарского диоцеза Гудмунде Арасоне (1161-1237), уделяет внимание и его предшественнику Бранду Сэмундарсону (1163-1201). Вторая, основной источник по политической истории Исландии конца XII - 60-х годов XIII в., была составлена в конце XIII в. исландским историком, политиком и поэтом Стурлой Тордарсоном (1214-1284) и отражает позицию Стурлунгов в затяжной борьбе исландских кланов за власть. Более нейтральны в описании политических событий «Сага о Гудмунде Драгоценном» и «Сага о Стурле». В первой, посвященной борьбе между хёвдингами Кольбейном Тумассоном и Гудмундом Торвальдссоном, говорится об участии епископов Бранда Сэ-мундарсона и Паля Йонссона (1195-1211) в разрешении этого конфликта. Последняя подробно рассказывает о роли епископов Бранда Сэмундарсона и Клэнга Торстейнссона (1152-1176) в улаживании распри хёвдингов Эйнара Торгильссона и Стурлы Тордарсона.

Дополнительные данные по ранней истории христианства и церкви в Исландии содержат «Книга об исландцах», написанная священником и историком Ари Торгильсоном (1067-1148) между 1122 и 1133 гг., а также «Книга о занятии земли», сохранившаяся в нескольких редакциях, старшие из которых - в «Книге Стурлы» и «Книге Хаука» - датируются XIII и началом XIV в. соответственно9.

Помимо нарративных в работе используются документальные и правовые источники. К первым относятся письма архиепископа Эйстейна Эрлендссона (1157-1188) к епископам и хёвдингам Исландии, а также некоторые другие документы10. Ко вторым - свод исландских законов «Серый Гусь»11, первая редакция которого создавалась в 1117-1118 гг. «Серый Гусь» представлял из себя скорее не официальный кодекс, а сборник правовых актов, при-

9 «Книга об исландцах» цит. по: Ísleningabók, er skrifaó hefir Ari torgilsson og Landnámabók / Utg. av V. Ásmundarson. Reykjavik, 1891. «Книга о занятии земли» цит. по: Ísleningabók, Landnámabók / J. Benediktsson gaf út. Reykjavik, 1968.

10 Latinske dokument til norsk historie fram til ár 1204 / Utg. ved E. Vandvik. Oslo, 1959. (Далее: Lat. dok.); Diplomatarium Islandicum / Utg. ved J. Sigurósson et al. K0benhavn; Reykjavik, 1857-1876. (Далее: DI); Regesta Norvegica (822-1263) / Utg. ved E. Gunnes. Oslo, 1989. Vol. I. (Далее: Reg. N.).

11 Grágás. Laws of Early Iceland / Transl. A. Dennis, P. Foote, R. Perkins. Winnipeg, 1980. Vol. I-II. (Далее: Grg.).

нятых на Альтинге и записанных отдельными людьми, либо же книгу «прав» - правовых постановлений, которые не обязательно были законодательно приняты12. Поскольку в Исл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком