научная статья по теме Цивилизационная идентичность: основание пространственно-временной целостности России Философия

Текст научной статьи на тему «Цивилизационная идентичность: основание пространственно-временной целостности России»

В.И. Нем чина Кандидат социологических наук, доцент Института социологии и регионоведения Южного федерального университета*

В.Н. Кандыба

магистрант Института социологии и регионоведения Южного федерального университета**

Цивилизационная идентичность: основание пространственно-временной целостности России

Интерес к изучению природы цивилизационной идентичности является следствием целого комплекса социальных процессов, к которым можно отнести стремление сохранить целостность в социально-культурном разнообразии глобализирующегося мира и одновременно сохранить индивидуальность. Цивилизационная идентичность как пространственно-временной формат идентичности выражается в осознании интересов, индивидуальных когнитивных механизмов, мотивации индивида, которые лежат в основе формирования межличностных связей; групповых и межгрупповых феноменов в смыслах, преимущественного порожденных культурно-историческим сознанием крупного территориального сообщества. «...цивилизация - это понятие, отражающее нормативный порядок, систему ценностей, фундаментальные принципы, ментальность конкретного общества, тип культуры. Это нормативная концепция цивилизации со всеми вытекающими отсюда следствиями о правильной и неправильной цивилизации, о цивилизации и децивилизации, иерархии цивилизационного устройства. Данная концепция позволяет выделять, например, западную, восточную, советскую (Кара-Мурза) и российскую цивилизации в качестве

л

особых типов»1.

В самом общем смысле под цивилизационной идентичностью понимают восприятие индивидом себя как представителя определенного сообщества, базирующегося на единстве территории проживания, социально-культурного опыта, ценностных ориентаций и образа жизни. Это объективное состояние, основывающееся на рефлексивном чувстве личной самотождественности и целостности, непрерывности во времени и пространстве. Ключевой смысл содержательного понимания генезиса цивилизационной идентичности выполняет сфера легитимаций социальных норм и институциональных структур коллективного субъекта - территориальной общности. Территориальные общности обретают свою субъектность и воспроизводятся, если её члены ощущают идентичность.

В условиях современной России цивилизационная идентичность приобретает особое значение в иерархии идентичностей современного

* Немчина Вера Ивановна, e-mail: nemchina@sfedu.ru

** Кандыба Владимир Николаевич, e-mail: vernem@mail.ru

1 Козловский В.В. Критерии многомерной модели цивилизационного развития российского общества. Российское общество в современных цивилизационных процессах. СПб., 2010. С. 42.

человека, поскольку она позволяет обозначить уровень социальной сплоченности и жизнеспособности территориального сообщества и культурных ресурсов его воспроизводства. «Анализ проблем российской идентичности дает основание выделять именно ее национально-цивилизационную составляющую как понятийное единство. Это связано с характером российской модернизации и разнонаправленными векторами трансформации социокультурной идентичности российского общества в условиях глобализации»2.

Устойчивость России как целостного актора мирового процесса зависит от восприятия и привязанности всех российских цивилизационных субъектов, включая личность, социальные группы, политические партии, государство, российский народ как общность, смогут идентифицировать себя соответственно с реальным положением России в глобальном сообществе, с собственными возможностями самореализации, с осознанием перспектив и идеалов собственного развития. «Цивилизационные субъекты - это личности, этносы, нации и народы, общественные и государственные организации, учреждения и другие социальные структуры, чье индивидуальное (содержательное) и диссипативное (функциональное) время иерархично вплетается в социальное время данной цивилизации. Главным цивилизационным субъектом является народ данной цивилизации, объединенный цивилизационными формами и духовностью в цивилизационную общность как иерархически структурированную целостность. Все эти социальные индикаторы полностью относятся и к российской цивилизации в качестве показателей ее целостности»3.

Сама цивилизация - это пространственно-временное образование, формирующееся в процессе исторического развития человечества, имеющее цивилизационные границы как продукт культурного развития коллективного субъекта. Цивилизационные границы являются пространственно-временными геопространственными и социокультурными характеристиками.

В современных условиях глобализации физическое пространство, местонахождение, тем более формальная граница в процессе конструирования идентичностей утратили характер социально значимых факторов. Утрата единой идентичности в ценностной системе координат развития российского общества как целостного феномена способствует расколу социального пространства на разнородные сегменты. Поэтому поиск и реальное воссоздание цивилизационной идентичности как основания пространственно-временной целостности становятся первоочередным ресурсом национальной безопасности. Глобальные сюжеты все более деидентифицируют актора, перемещают его из определенного пространства непосредственных коммуникаций в сферу взаимодействий скорее смыслов, присутствующих в массовой коммуникации. Результатом становится прогрессирующая униформизация и гомогенизация социально-экономических, политических и культурных процессов, что ведет к вытеснению форм

2 Пантин В.И., Семененко И.С. Проблемы идентичности и российская модернизация // Будущее России. URL: http://spkurdyumov.ru/future/problemy-identichnosti/ (дата обращения: 01.03.2014).

3 Баева О.Н. Российская цивилизация: проблема цивилизационной и культурно-личностной идентичности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2002.

социального взаимодействия, присущих той или иной цивилизационной общности, неким стандартом, характерным для глобального взаимодействия.

Одновременно оживляются цивилизационный формат самоопределения членов территориального сообщества и усиление тенденций со стороны и власти и населения к утверждению значимых и признаваемых цивилизационных смыслов как гарантов жизнеспособности и устойчивости общества. В групповом сознании этот процесс отражается двояко. С одной стороны, люди все чаще начинают мыслить в категориях общей судьбы, общих угроз и надежд - появляется территориальная идентичность в формате «мы - европейцы». С другой стороны, глобализация мобилизует оборонительное сознание, направленное на защиту утраченной или утрачиваемой культурной самобытности, собственных обычаев, традиций, верований, образа жизни, что усиливает цивилизационную идентичность в формате «мы - россияне».

Цивилизации развиваются в пределах социального времени, сущность которого есть взаимодействие триады: актуальное настоящее (организующее целостность субъекта идентичности), прошлое (определяющее границы преемственности коллективного опыта) и будущее (как детерминированная целесообразность существования субъекта).

Поскольку идентичность - это отражение преемственности прошлого и настоящего, латентно конструирующее будущее, поэтому инженерией, используемой политикой идентичности в границах избранного цивилизационного субъекта, оказывается мифология. Историческая память цивилизационного субъекта удерживает образы событий и лиц с отчетливой позитивной или негативной окраской. Они превращаются в лишенные полутонов символы идентичности группы, обладающие повышенной устойчивостью к исторической критике. Полярные образы триумфа и страдания, жертвенных и победоносных героев, коварных и жестоких врагов структурируют память, помогают давать определения текущим ситуациям и выбирать модели реагирования на вызовы времени. Образы исторической памяти закрепляют таким образом социально значимые ценности, составляя «мифосимволический комплекс» данного общества.

Цивилизационную идентичность можно рассматривать как цельное сложное явление социального самосознания относящих себя к данной цивилизации субъектов деятельности, выражающееся в сопоставлении специфических цивилизационных форм поведения и деятельности, а также в установлении латентной самотождественности субъектов и их готовности действовать, руководствуясь осознанными ими общими интересами этой целостности. Мифы, являющиеся наряду с символами важнейшими культурными маркерами, становятся границей и способом закрепления цивилизационной идентичности посредством описания и придания ценности определенным (адекватным сообществу) формам коллективной и персональной деятельности. Для культуры России характерно стремление сакрализовать историю и власть. Г. Флоровский отмечает: «В русском переживании истории всегда преувеличивается значение безличных, даже бессознательных, каких-то стихийных сил, "органических процессов", "власть земли", точно история совершается скорее в страдательном залоге, более

случается, чем творится»4. Власть представлялась как божественный промысел, от чего выпадает категория ответственности реальных акторов. Исторический путь России связывался либо с действием могущественных законов диалектики, либо с иррациональной верой в какую-то глубинную уникальность России.

Можно сделать вывод, что самосознание опирается на миф о культурно-цивилизационном единстве, а ядром цивилизационной идентичности является дихотомическая идея цивилизационного сходства и цивилизационного различия. Роль внешнего топоса, позволявшего поддерживать относительно непротиворечивые и целостные идентичности в российской истории, играли мифы об иных обществах и культурах. Эти общества воспринимались как источники идеальных образцов или, наоборот, угроз и опасностей, по отношению к которым воспроизводился определенный уровень открытости или закрытости самого российского общества. Так, обращение к мифологическому образу России как «осажденной крепости», воплощенное в многочисленных образах врага, воспроизводимых в отечественных телесериалах, теленовостях и публичных выступлениях политических деятелей, призвано олицетворять идею «единства» перед лицом множащихся угроз с целью достижения мобилизационного единства власти и об

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком