научная статья по теме ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ФЕНОМЕН НАРЦИССИЗМА: ВЕКТОРЫ ОБЪЕКТИВАЦИИ В ПАРАДИГМЕ ПСИХОАНАЛИЗА Философия

Текст научной статьи на тему «ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ФЕНОМЕН НАРЦИССИЗМА: ВЕКТОРЫ ОБЪЕКТИВАЦИИ В ПАРАДИГМЕ ПСИХОАНАЛИЗА»

ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО

Цивилизационный феномен нарциссизма: векторы объективации в парадигме психоанализа

О.Н. ПАВЛОВА

Каждая культурно-историческая эпоха порождает определенный набор жизненных детерминант, которые воспринимаются как норма, стиль и образ жизни, формируя господствующее в социуме мировоззрение и индивидуальный душевный мир человека. Современная эпоха может быть определена как кризисная - Эра нарциссизма. Происходящие события во внутренней вселенной Homo sapiens нашего времени вынуждают констатировать факторы радикального перерождения - возникновение "человека нового типа" с сильной детерминантой нарциссичности. Феномен нарциссизма, впервые в истории получивший теоретическое осмысление в психоанализе, может быть в очередной раз заявлен как объект современного научного рассмотрения, но уже как цивилизационный феномен. З. Фрейд, а также его ученики и соратники, создавая дерево психоаналитической теории, могли ли предугадать, насколько результаты их поисков будут востребованы для адекватного опознавания и описания подвижной картины "Человека совершенствующего" - нар-циссического на данном этапе.

Every cultural-historical age gives rise to a specified set of life determinants taken as norm, style of living and the way of life. They develop predominant ideology in the society that has an influence upon the individual inner world of the human being. In this respect modern epoch can be defined as crisis - Era of narcissism. The events that take place in the inner "Universe" of present day Homo Sapiens force us to state the fact of radical / sweeping changes (regeneration) -the appearance a new kind of human being with strong narcissistic determinant. For the first time in the history narcissism was opened as the theoretical concept in the psychoanalysis. Just now it can be once again announced as an object of contemporary scientific investigation like the civilizational phenomenon. S. Freud and also his follows who created the "tree of narcissistic theory" hardly guessed how their scientific results would be useful for recognizing and describing the changing "picture" of "Homo perfectus" now.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психоанализ, нарциссизм, себялюбие, сексуальность, перверсия, аутоэротизм, либидо, типологии нарциссизма, нарциссическая личность, мифологемы нарциссизма.

© Павлова О.Н., 2010 г.

KEYWORDS: psychoanalysis, narcissism, self-love, sexuality, perversion, autoeroticism, libido, typologies of narcissism, narcissistic personality, mythologems of narcissism.

Восхищайтесь в Нарциссе вечным возвращением к зеркалу воды, которая предполагает, что образ - его любви, а его красоте - все его знание.

Поль Валери

Каждая культурно-историческая эпоха порождает определенный набор жизненных доминант, которые воспринимаются как норма, стиль и образ жизни, формируя господствующее в социуме мировоззрение и индивидуальный душевный мир человека. В этом отношении современный этап в истории может быть определен как кризисный. Эпоха запрета на сексуальное в середине прошлого столетия на фоне все большего раскрепощения бессознательных подавленных драйвов незаметно перетекла в фазу нетабуированной, безграничной свободы проявлений личности, и прежде всего сексуальности. По мнению многих современных исследователей разных областей знания и не только психоаналитической парадигмы, новый исторический период в эволюции психики можно по праву считать Эрой нарциссизма, нарциссическую суть которой в полной мере отражает известное выражение "Per aspera ad astra" ("Через тернии к звездам" - лат.)1.

Происходящие события во внутренней вселенной современного Homo sapiens вынуждают констатировать факторы радикального перерождения, которое происходит у нас на глазах и которое каждый из нас в разной степени осознанности чувствует - возникновение "человека нового типа" - ^mo perfectus1 - с сильной детерминантой нарциссичности.

Феномен нарциссизма, впервые в истории получивший теоретическое осмысление в психоанализе, может быть заявлен как объект современного научного рассмотрения, но уже как цивилизационный феномен3. Однако для данного объекта исследования характерна высокая ризоматичность компонентов его феноменологического поля, вероятно, имплицитно связанная с природой нарциссизма. Все составляющие феномена и его теорий и концепций обладают тенденцией множественности, разнородности, спутанности содержаний, противоречивости, генетической непоследовательности, нелинеарности в отношениях между собой, напоминая корневую систему травы4.

И все же в поисках "плато", на котором только и представляется возможным переосмыслить накопленное в теории и практике психоанализа знание о сущности нарциссизма, придется вновь поставить известный сократовский вопрос: Ti esti5 нарциссизм?

Исторические корни нарциссизма в философии. Нарциссизм зародился в недрах античной философии и продолжал безымянное/многоименное существование вплоть до начала XIX в., когда он впервые проявляется уже как термин сексологии. Чаще всего в допсихоаналитических попытках исследования темы звучит устаревшее с оттенком религиозного догматизма слово "себялюбие" или негативно коннотированный "эгоизм". В исторической ретроспективе мы можем обнаружить много трудов мыслителей, в которых вкраплены предиспозиционные факторы, несомненно, составляющие корневую систему современного концепта. Проложим исторический пунктир, наметив вектор движения научной мысли о нарциссизме.

Античность. Эпикур, считавший себя терапевтом ("epikouros" в переводе с греческого означает "тот, кто несет помощь"), проповедовал доктрины, созвучные идеям Фрейда. Он выдвинул тезу о важности сексуального удовольствия в жизни человека: "человек, не испытывающий оргазма, дает поглотить себя болезни" [Киньяр 1000, 76]. В экономике человеческого существования Эпикур придавал большое значение тоске как чувству, которое лежит в основе человеческих страданий. По мнению Лукреция, Эпикур первым понял, что любой человек, оставаясь наедине с собой, чувствует себя "охваченным тоской, которая непрестанно терзает его взбудораженный ум" [Там же, 77]. Фактически он описывает динамику трансформации позитивного нарциссизма в негативный, определяя происхождение тоски в нереализованном "сексуальном либидо, которое, не находя выхода, оборачивается против себя самого и заражает ядом все вокруг" [Там же, 76]. Эпикур про-

видчески предлагает свои "лекарства жизни" - базовые постулаты, направляющие человека в сторону здорового нарциссизма существования: божественного не опасайся; смерть неизбежна; счастье достижимо; все, что пугает, можно пережить.

Феофраст обрисовывает основной контур профиля нарциссической личности: «(1) Высокомерие - это какое-то презрение ко всем остальным людям, кроме себя, а высокомерный вот какой человек. (2) Посетителю, который спешит, он говорит, что тот может с ним встретиться после обеда за прогулкой. (3) Оказав людям услугу, он велит хорошо запомнить это. (4) Приговор сторонам, которые выбрали его посредником, он выносит, прогуливаясь по улице. (5) Избранный на государственную должность, отказывается, клятвенно заверяя, что ему недосуг. (6) Первым посетить он никого не желает. (7) Своим поставщикам или нанятым на работу он велит приходить на рассвете. (8) Со встречными на улицах не разговаривает, но идет, глядя себе под ноги или, наоборот, высоко подняв голову. (9) Принимая дома приятелей, сам не обедает с ними вместе, но оставляет их на попечение одного из своих людей. (10) Отправляясь куда-нибудь, заранее посылает человека сообщить о своем прибытии. (11) Когда натирается маслом в бане, и даже за едой, не допускает к себе посетителей. (12) При расчетах с кем-нибудь поручает рабу подсчитать на камешках и, подведя итог, записать в счет. (13) В письмах не пишет: "Ты сделаешь мне одолжение", но "Мне желательно", "Я послал человека, чтобы получить от тебя" и "Чтобы так оно и было", "Без промедления!"» [Феофраст 2007, 32-33].

Средневековье. Святой Августин Аврелий. Его "Исповедь" - первый трактат в истории человечества, где особое внимание уделено исследованию человеческих чувств, в том числе и их генетических факторов. Среди многих других особенностей человеческих душевных качеств, которые он исследовал в основном методом интроспекции, его интересовал вопрос свободы воли человека, имеющий, с его точки зрения, отношение, пользуясь современной терминологией, к выбору человеком смысловых и ценностных ориентаций в жизни, отягощенных внутренней борьбой с преобладающим над всем другим содержанием собственным нарциссическим началом. В "Исповеди" Августин рассказывает, как он был вынужден постепенно расстаться с мечтой о святости и совершенстве. Нарцисси-ческая волна природы человека должна разбиться об утес осознания предопределенного природой собственного несовершенства. Признание дефектности - один из ключевых моментов в истории любого человека. По мнению св. Августина, нам всем, и не только грешникам, присущ некий таинственный изъян, заставляющий нас повторять и помнить свои слабости (см.: [Августин 2008]). Однако он занят не только описанием нарциссической природы человеческого существа. Заглядывая в глубины своей памяти, подвергая свои детские переживания тщательному анализу, он ищет и находит истоки патологических нарциссических тенденций - рисуя живописную картину детского властолюбия, жадности и зависти, чтобы показать, что люди несовершенны с самого начала. Августин отдает себе отчет, что никогда в жизни не будет совершенным и что не стремление к совершенству является путем к спасению для человеческой особи. Смысл и содержание жизни не в восхождении на гору, а в странствии: пилигрим св. Августина всегда в пути, в поиске себя.

Продолжая его размышления о предназначенности человека, представим галерею "типичных портретов" Homo Sapiens, дополнив ее современными философскими определениями "человеческого": Homo perfectus - Человек совершенный / совершенствующийся; Homo viator - Человек странствующий; Homo ludens - Человек играющий6; Homo volens - Человек желающий7.

Всплеск пристального внимания к вопро

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком