научная статья по теме ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА В СТИХОТВОРНОМ СБОРНИКЕ ГЕОРГА ТРАКЛЯ "СЕБАСТЬЯН ВО СНЕ" Языкознание

Текст научной статьи на тему «ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА В СТИХОТВОРНОМ СБОРНИКЕ ГЕОРГА ТРАКЛЯ "СЕБАСТЬЯН ВО СНЕ"»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2009, том 68, № 5, с. 13-24

ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА В СТИХОТВОРНОМ СБОРНИКЕ ГЕОРГА ТРАКЛЯ "СЕБАСТЬЯН ВО СНЕ"

© 2009 г. Е. В. Безмен

В статье рассматривается цветовой компонент образности Г. Тракля на материале стихотворного сборника "Себастьян во сне" (1915 г.), а также взаимосвязь используемых поэтом обозначений цвета со всей его поэтикой в целом. Особое внимание уделено изменениям, происходящим с обозначениями цвета в процессе работы Г. Тракля над текстами сборника. Показано, что в основе запечатленных в черновиках "колебаний" цвета лежит поиск Г. Траклем нового поэтического языка, в частности, выразившийся в обращении поэта к архаическим формам образности.

The article is concerned with the colour component of Georg Trakl's imagery in his poetic collection "Dreaming Sebastian" (1915), as well as with the interaction of colour designations used by the poet and his entire poetics, in general. Transformations of these designations in the course of the poet's work on the texts in the collection are highlighted. It is shown that "fluctuations" of colour present in Trakl's rough copies are due to his search for a new poetic idiom which, for instance, manifested itself in the use of archaic forms of imagery by the poet.

Имя Георга Тракля, пожалуй, не много скажет русскоязычному читателю, хотя, по ироничному замечанию С.С. Аверинцева, совсем уж незнакомцем для отечественного ценителя поэзии его никак не назовешь [1, с. 196]. Между тем Г. Тракль относится к числу ярчайших явлений австрийской литературы XX века. Его имя стоит в одном ряду с Г. фон Гофмансталем, Р.М. Рильке и О. Кокош-кой; этот список, впрочем, можно продолжить. Жизненный путь поэта был недолог, всего 27 лет. Он родился в 1887 г. в Зальцбурге, а ушел из жизни при не до конца выясненных обстоятельствах в ноябре 1914 г. в гарнизонном госпитале Кракова, и скупо отпущенные ему судьбой годы не были богаты житейскими радостями и счастливыми моментами. Среди ранних произведений Г. Тракля встречается несколько прозаических фрагментов и драматических текстов, в том числе с разным успехом поставленные на сцене Зальцбургского городского театра одноактные пьесы "Totentag" ("День смерти") и "Fata Morgana" ("Фата Моргана") 1906 г., но современникам он запомнился в первую очередь именно как поэт. Впрочем, настоящая слава пришла к австрийскому гению лишь после смерти.

История изучения поэтического наследия Г. Тракля насчитывает около девяноста лет. За это время были собраны и опубликованы все документы, касающиеся обстоятельств его жизни и творчества, включая письма и деловые документы [2; 3], сосчитаны, сгруппированы и проанали-

зированы все слова поэта (см., напр. [4; 5]), а его биография описана с первого до последнего дня (см. [6; 7; 8]). Вышли в свет сотни статей и работ, посвященных выдающемуся австрийскому поэту. Однако феномен Г. Тракля еще не раскрыл все свои загадки и по-прежнему находится в центре внимания филологов, обнаруживая подчас новую, еще не изученную сторону. Более того, многое в его творчестве до сих пор остается не охваченным исследовательской мыслью, терпеливо дожидаясь своего часа. Вопрос о значении и роли цвета в творчестве Г. Тракля принадлежит к числу подобного рода лакун в литературе о поэте.

При знакомстве с поэзией Г. Тракля неизгладимое впечатление производит ее цветовое богатство. Художественный мир поэта удивительно красочен, хотя обилие цвета в его произведениях нельзя назвать навязчивым, скорее, оно завораживает читателя, вовлекая в причудливую, зыбкую игру сочетаний и оттенков. Стоит, однако, упомянуть об одной весьма примечательной особенности, которая почему-то никогда не привлекала внимание исследователей. Очевидное пристрастие Г. Тракля к использованию обозначений цвета поразительным образом не распространяется на названия произведений, правда, преимущественно предназначавшихся для публикации.

Чтобы заметить эту закономерность, достаточно беглого взгляда на все многообразие написанных Г. Траклем в середине 1913-первой половине 1914 г. произведений и набросков (как известно,

основная часть стихотворений, в итоге вошедших в сборник "Себастьян во сне" ("Sebastian im Traum") 1915 г., была создана поэтом именно в этот промежуток времени). В названии стихотворений, впоследствии отобранных Г. Траклем для публикации в составе "Себастьяна во сне", полностью отсутствуют обозначения цвета. И как показывает более пристальное знакомство с черновиками этих текстов, даже в заглавиях самых ранних записей и набросков стихов не встречаются слова с семантикой цвета. Исключение составляет только стихотворение "Stundenlied" ("Песня времени"), первоначально названное Г. Траклем "Goldenes Stundenlied" ("Золотая песня времени").

В то же время на страницах инсбрукского собрания сочинений поэта под редакцией Э. Зауер-манна и Г. Цвершины [3] параллельно со стихотворениями с "бесцветными" названиями из последнего поэтического сборника Г. Тракля в изобилии представлены невостребованные наброски и относительно законченные произведения, по тем или иным причинам не предусматривавшиеся автором для публикации, в заглавии которых упоминается некий цвет: "Mit rosigen Stufen..." ("Розовыми ступенями..."), "Die blaue Nacht" ("Синяя ночь"), "Rosiger Spiegel: ein häßliches Bild" ("Розовое зеркало - ужасный образ"), "Wind, weisse Stimme..." ("Ветер, белый голос..."), "O die entlaubten Buchen und der schwärzliche Schnee..." ("О, сбросившие листву буки и почерневший снег..."), "Nimm blauer Abend eines Schläfe, leise ein Schlummerndes..." ("Синий вечер, возьми его сны, тихо дремлющее..."), "Wenn wir durch unserer Sommer purpurnes Dunkel..." ("Когда сквозь пурпурный сумрак наших лет..."), "Rosige Glocke." ("Розовый колокол..."). Обстоятельство тем более примечательное, если вспомнить, что Г. Тракль несколько раз вносил существенные изменения в состав и структуру "Себастьяна во сне".

Аналогичным образом в более раннем сборнике Г. Тракля - "Стихотворения" ("Gedichte") 1913 г. обозначение цвета прорывается лишь в первой строке четвертого стихотворения - "Im roten Laubwerk voll Guitarren" ("Где красная листва, взметая..."). Можно также добавить, что входившее в так и не опубликованный при жизни поэта сборник юношеских произведений 1909 г. стихотворение "Farbiger Herbst" ("Пестрая осень") в редакции "Стихотворений" было переименовано в "Musik im Mirabell" ("Музыка в Мирабелле").

Впрочем, цветовая аскеза в названии стихотворений обоих сборников, парадоксальным образом не распространяющаяся на не предназначавшиеся

для печати произведения и наброски, искупается сполна широким использованием цвета непосредственно в самих стихах поэта. В этой связи можно лишь удивляться, что, несмотря на обширное число работ о поэте и различных аспектах его дарования, цвет как отдельная составляющая поэтики Г. Тракля практически никогда не становился предметом специального исследования.

Собственно, первые работы, так или иначе затрагивающие вопрос о значении и роли цвета в творчестве поэта, появились еще в конце 20-х-середине 30-х гг. (см. [9; 10; 11]), хотя в полной мере интерес к цветовому компоненту образности Г. Тракля обозначился лишь во второй половине 50-х-начале 60-х гг. (см., напр. [12; 13; 14]). Однако уже в начале 70-х гг. он начал заметно ослабевать, что, возможно, отчасти связано с публикацией в 1969 г. черновиков в составе собрания сочинений Г. Тракля под редакцией В. Килли и Г. Сцкленара [2]. В свою очередь, в отечественной германистике работы, связанные с именем австрийского поэта, начали появляться сравнительно недавно. Поэтому неудивительно, что проблема цвета у Г. Тракля остается неразработанной. Затрагивая вопрос о цветовом компоненте образности в поэтике зрелого Г. Тракля, русскоязычные исследователи предпочитают использовать опыт зарубежных коллег (см., напр. [1; 15; 16]).

На сегодняшний день не существует единой точки зрения относительно природы и принципов функционирования цветового компонента образности в лирике поэта. В частности, долгое время интерпретации цвета как одной из составляющих его поэтики были связаны преимущественно с попытками выявить устойчивое значение встречающихся в его поэзии цветов и их оттенков (см., напр. [17, с. 29-50; 18]). При этом исследователи не подвергали сомнению, что в основе языка цвета у Г. Тракля заложена определенная символика. Затем, в 1960-е гг., с выходом в свет работ В. Килли [19], К.Л. Шнайдера [20, с. 87-146] и К. Хезельхауса [21, с. 228-257] обозначилось сразу несколько точек зрения, причем сторонники каждой из них по-разному определяли свойства и функции его цветовой гаммы. В частности, цветовой компонент образности Г. Тракля последовательно рассматривался как шифр, абсолютная метафора или как символическое выражение внутренних переживаний поэта ("8йтти^88утЪо1" [20, с. 125]).

Публикация черновиков и писем Г. Тракля (в составе полного собрания сочинений под редакцией В. Килли и Г. Сцкленара) в 1969 г. подвела своего рода итог дискуссии о функции

цвета в его творчестве. Тем не менее продолжали (и продолжают) разрабатываться прежние концепции цвета, хотя никаких кардинально новых и оригинальных идей в этом направлении в последующие годы так и не появилось (см., напр. [22, с. 28-57; 23, с. 90-100, 109-119; 24, с. 79-95; 25; 26]). Более того, ни одно из выдвигавшихся решений не может быть признано в полной мере удовлетворительным, поскольку цвет неизменно рассматривается исследователями как константа. Вместе с тем сохранившиеся черновики недвусмысленно свидетельствуют, что поэтической манере Г. Тракля было свойственно изменять от редакции к редакции цветовую палитру текста. К сожалению, "подвижность" цвета в поэтике Г. Тракля упускается исследователями из поля зрения даже спустя 40 лет после издания сохранившихся черновиков и набросков. Далее, по-прежнему остается открытым вопрос о том, какие именно изменения претерпевали обозначения цвета в процессе работы поэта над текстом и какое они могут иметь значение при рассмотрении цветового компонента его образности, наконец, как связан цве

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком