научная статья по теме ТУБА - «ПРЕДДВЕРИЕ РАЯ»? История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТУБА - «ПРЕДДВЕРИЕ РАЯ»?»

ТУБА - «ПРЕДДВЕРИЕ РАЯ»?

Долгие годы Дакар был административным центром Французской Западной Африки, здесь открылось первое учебное заведение («Школа Вильяма Понти») для африканцев -кузница «новой элиты» для всей Западной Африки. Французский язык сохранил статус государственного и через много лет после достижения независимости, да и ныне, в отличие от многих других африканских стран, в Сенегале нет дискуссий о необходимости замены его на какой-либо местный.

ЯРКИЕ КРАСКИ СТОЛИЦЫ

Нас, участников конференции, Дакар встречает буйной зеленью. Ветер с океана колышет цветущие олеандры, бугенвили, на улицах зреют папайи и кокосы.

Город, который называли «Парижем Французской Африки», ярок. Ярки цветущие кусты, ярки одежды и женщин, и мужчин, со вкусом подобраны в тон им обувь и украшения. Ярки заборы, и даже ведра уборщиц и чайники с водой для омовения перед молитвой раскрашены в яркие (синие, красные, зеленые, желтые) цвета. Ярки и муниципальные микроавтобусы. Они раскрашены цветами, геометрическими орнаментами, расписаны посвящениями Богу или Аллаху. На многом среди этой пестроты выделяется надпись «Туба».

Если оглянуться, увидишь, что эта надпись встречается повсюду. На книжном развале рядом с брошюрами «Туба» продаются Коран и другая религиозная литература (только на арабском языке, хотя в некоторых странах Африки, например, в Эфиопии, уже давно есть переводы на местные языки). А вот «Исламская аптека - Туба» с халяльными (без применения спиртовых растворов) лекарствами. Та же надпись видна на фронтоне двухэтажной торговой галереи. Покупателей много, но они успевают и прихо-рошиться - так, я заметила, как одному из них в роскошной «бу-бу» (просторная рубаха из яркой

Э.С. ЛЬВОВА

Доктор исторических наук

В Дакаре, столице Сенегала, в университете имени выдающегося сенегальского философа и историка Шейха Анта Диопа (1923-1986) состоялся международный коллоквиум по проблемам социального неравенства и рабства в исламских обществах Северной и Западной Африки.

ткани длиной до колен и ниже -традиционная мужская одежда) делают маникюр и одновременно чистят обувь. Украшает реклама «Туба» и дорогой магазин антиквариата и роскошных предметов интерьера на одной из главных улиц столицы - авеню Шейха Ан-та Диопа. В каждом районе Дакара есть большие рынки. Бродя среди нескончаемых рядов овощей и фруктов, а за ними - с одеждой, тканями, обувью, посудой, я везде видела те же надписи - «Туба».

Что же это такое?

Туба - город в глубине страны, где находится центр одного из самых значимых в истории и современной жизни Сенегала тарика-тов (мусульманских орденов), значение которого неоспоримо. На открытках с картой Сенегала

изображение этого города занимает почти всю их поверхность -этого не удостаивается даже столица. Роль Тубы признают все мусульмане мира, но прежде всего - африканцы. Они почитают его наравне с Меккой. Сенегальцы называют Тубу «сердцем черного ислама», куда паломничество почти столь же чтимо, как хадж в Мекку. Не случайно некоторые мусульмане - участники состоявшегося международного коллоквиума из стран Африки и Старого Света специально отложили отъезд, чтобы побывать в Тубе.

ИСЛАМ В СЕНЕГАЛЕ

Сенегал - одна из самых «мусульманских» стран в Тропической Африке. По последним данным, эту религию исповедуют более 92% населения страны1. В жизни государства громадную роль играют «марабуты» - признанные знатоки Корана и шариата. Ни одно дело не начинается без консультаций со своим марабутом, а нередко на местах без их согласия невозможно назначение чиновников в государственные учреждения.

Первое знакомство местных народов с исламом связано с дея-

На почтовой открытке - карта Сенегала, в центре которой изображена мечеть в г. Туба.

тельностью Абдаллаха ибн Ясина - выходца из Северной Африки. Он со своими сторонниками, примерно с 1048 г., начал проповедовать ислам среди берберов (на территории современной Мавритании) и основал государство на берегах реки Сенегал, вошедшее в историю под названием Альморавидов. После ряда походов на соседнее государство Гана (на границах современных Мали и Мавритании) интересы правящей верхушки обратились на север. Альморавиды завоевали земли современных Мавритании, Марокко, а затем и южной Испании.

Новый всплеск исламизации связан с ХVII в. В это время На-сир ад-Дин из мавританского племени дайнам объявил себя имамом и начал активную проповедь ислама в государствах Кай-ор, Джолоф и других, существовавших тогда на территории современного Сенегала. В истории страны этот период известен как «марабутские войны»2. В результате после почти двадцатилетней смуты большинство племен нынешнего Сенегала было ислами-зировано.

Ислам стал не только верой, но и образом жизни, воспринимался как «своя» религия. Недаром сопротивление французским колонизаторам в ХШ столетии проходило под его знаменами и лозунгами. Именно из Сенегала ислам проникал в соседние страны.

В Дакаре часто встречаются маршрутки с надписью «Туба».

Как и повсюду на окраинах «исламского мира», в Сенегале эта система верований впитала и местные представления, и не столь ортодоксальная, как в «сердце» ее - на Аравийском полуострове.

В Сенегале вы не увидите темных одежд и закрытых женских лиц (а даже в «христианской» Эфиопии это сейчас не редкость). Мужчины носят не одноцветные галабеи (или канзу, как в Танзании), а яркие «бубу», поверх которой своеобразная длинная накидка через голову из однотонной ткани. На улицах (в отличие, например, от Каира) лишь редкие мусульмане, расстелив циновки, совершают намаз. Большинство сенегальцев считают, что одноразовой молитвы, совершенной дома, вполне достаточно, а мечеть посещают только по пятницам и большим мусульманским праздникам.

В некоторых этнических группах, несмотря на запрет изображения живых существ, резчики-мусульмане изготавливают «мусульманские» фетиши и маски (шатани).

Праздник жертвоприношения по завершении рамадана, называемый здесь «Табаски», слился с традиционным календарным праздником орехов «кола», своеобразным праздником урожая и первинок, отмечающим начало нового сельскохозяйственного года. Дни праздника были нерабочими, однако в Университете работала наша конференция. Да и знаменитая «Большая мечеть» в Тубе построена на месте старого

священного дерева, которому поклонялись предки современных волоф (составляют большинство населения Сенегала).

Еще во время «марабутских войн» среди проповедников были представители разных мусульманских орденов - тарикатов (Кадирийя, Тиджанийя и др.). От Кадирийи в конце ХШ столетия выделилось новое движение -Муридийя. Основателем его стал марабут (по этнической принадлежности - волоф) шейх Амаду Бамба Мбакке (1853-1927). Он пользовался большим уважением и популярностью не только как великолепный знаток Корана, но и как потомок Лата Диора - национального героя, боровшегося против французских колонизаторов, правителя Кайора, представителя одного из самых знатных аристократических родов3.

Амаду Бамба основой своего учения, помимо обращения к «исконному, чистому» исламу, сделал прославление земледельческого труда как особенно угодного Аллаху и ведущего к райскому блаженству. К 1912 г. он полностью порвал с Кадирийей. Члены его ордена - муриды (как правило, молодые люди 14-24 лет) освобождались от регулярного выполнения молитв и хаджа. Взамен этого они были обязаны содержать своим трудом шейха и его приближенных. Его завет -«Работайте за меня, а я буду молиться за вас» - действует и поныне. Учение предполагает полное подчинение старшим.

Молодые члены тариката объединялись в своеобразные деревенские кооперативы («дара»), а в городах - подобные же ассоциации («дахира»). Муриды изучали Коран, азы арабского языка, исламскую теологию. По несколько дней в неделю они трудились на полях шейхов и марабутов. В остальное время работали на себя, но выплачивали десятину. «Дара» и «дахира» составляли более крупные объединения, которые управлялись мукаддимами - личными представителями или даже родственниками шейха.

В основном общины муридов возделывали арахис. Вскоре его производство стало товарным, а со временем значительная часть внешней торговли страны базировалась именно на поставках арахиса. Таким образом, возрас-

46 АЗИЯ И АФРИКА сегодня № 5 • 2009

тала и роль Муридийи. Орден стал не только религиозным объединением, но и экономической структурой и частью политической сферы в жизни общества.

Центром ордена, резиденцией шейха и главной религиозной святыней стал город Туба, основанный в 1887 г. По преданию, место было выбрано самим Ама-ду Бамба. Здесь, когда он отдыхал в тени большого дерева, на него снизошел «космический свет». Название город получил по арабскому понятию «туба» - «райское блаженство», а дерево воспринималось как «Дерево рая». Согласно исламской легенде, сам Мухаммед говорил о таком дереве в Раю, сидя в тени которого праведник может путешествовать много лет, не уставая. В суфизме это символическое дерево - эманация духовного совершенства и близости к Аллаху.

В городе - самая большая в Африке мечеть с пятью минаретами. Самый высокий - 87 м - назван в память шейха Ибрагима Фалля. Напротив мечети расположена резиденция нынешнего главы ордена - шейха Бара Мба-ке, шестого халифа Муридийи. Есть здесь исламская библиотека, отдельно построенный Зал аудиенций, священный «Колодец прощения (милосердия)». Сам Ама-ду Бамба похоронен в мечети, его сыновья и все халифы - в мавзолее. Есть и кладбище, погребение на котором расценивается как великая честь для правоверных.

Туба - место паломничества. Небольшие «хаджи» довольно часты и не связаны с особыми датами. Но ежегодно совершается большое паломничество - «Гранд Магал», на которое собирается более 2 млн паломников со всего света (а как известно, диаспоры африканцев-мусульман существуют ныне во многих странах Европы и Нового Света). Он считается святым местом и для мусульман соседних стран - особенно Гвинеи и Кот-д'Ивуара.

Город, имеющий особый административный статус, быстро растет - если в 1964 г. там проживало всего 5 тыс. человек, то сейчас - более полумиллиона. Для сенегальцев это с

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком