научная статья по теме ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПОПЫТКА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО АНАЛИЗА) Социология

Текст научной статьи на тему «ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПОПЫТКА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО АНАЛИЗА)»

ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА, № 10, 2014

© 2014 г.

Николай Новичков

доктор экономических наук, профессор советник министра культуры Российской Федерации (e-mail: novichkov@gmail.com) Андрей Никитин

кандидат экономических наук, доцент

генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (e-mail: gm@asi.ru)

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПОПЫТКА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО АНАЛИЗА)

В статье освещается содержание понятия «творчество» и его сущность, приводится характеристика его критериев. В частности, отмечено, что творчество определяется авторским характером результата, появлением новой сущности, а также не поддающимся технологизации процессом вдохновения или озарения. Отмечено, что предпринимательство также является одним из основных направлений творческой деятельности.

Рассматривается зависимость творческой активности от ряда условий, связанных с культурными особенностями социума, в частности, со значимостью ценности свободы. Государственная политика в области поддержки предпринимательства должна осуществляться, по мнению авторов, через содействие реализации всех видов творческой деятельности.

Ключевые слова: творчество, предпринимательство, социальная система, стратегическая инициатива, культура, самореализация.

Творчество является неотъемлемой частью человеческой деятельности и, по большому счету, выступает одной из функций человека как социальной системы. Этот вывод проистекает как из истории, так и из целого ряда философских и религиозных учений. Не случайно одним из постулатов христианского учения является то, что человек создан по образу и подобию бога. И бог, и, соответственно, человек являются творцами. Николай Бердяев 100 лет назад в работе «Смысл творчества» сказал: «В тайне творчества открывается бесконечная природа самого человека и осуществляется его высшее назначение»1.

Творческое начало человека имеет самые разные проявления. Представляется чрезвычайно важным другое - что на рубеже XXI в. творчество из ряда возможных человеческих деятельностей становится базовой сущ-

1 Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М.: АСТ, 2007.

ностью, т. е. тем самым основанием, без которого невозможно ни функционирование, ни развитие социальных систем.

Данный вывод, безусловно, дискуссионен, и привести стройную математическую систему доказательств в рамках существующего научного и экспертного дискурса пока не представляется возможным. Однако к данному утверждению в настоящее время приходят не только философы, культурологи и искусствоведы, но и представители экономической и организационно-управленческой науки.

Ряд специалистов пытаются перевести творчество из сферы случайного и непредсказуемого в сферу закономерного и технологического, что позволит в будущем, наверное, формировать творческие конвейеры. С этой установкой можно спорить и говорить, что творчество всегда связано с искусством, талантом или «искрой божьей». Тем не менее, нельзя не признать, что творческие начала стали проявляться в самых разных сферах человеческой деятельности. Более того, сложно сказать, в каких областях в настоящее время творчество не требуется, или с чем оно не совместимо.

Значительную роль в повышении значимости творчества, безусловно, сыграл научно-технический прогресс, связанная с ним индустриальная революция и последовавшее за ней индустриальное развитие. Союз ученого, изобретателя, инженера и предпринимателя (что отражает сущность индустриального мира) сформировал социальные и экономические отношения, позволяющие постоянно искать новые технологические и иные решения, которые уже привычно ожидаемы рынком. Творчество заложено в бизнес: если ты не можешь предложить что-то новое рынку, то это сделают твои конкуренты.

Здесь важно добавить, что к научному творчеству, характерному для индустриального развития, в настоящее время добавляется художественное творчество, которое, с одной стороны, существовало всегда, но, с другой, именно в начале XXI в. стало приобретать значительную, часто определяющую и базовую экономическую роль, о чем говорят многие современные ученые-экономисты1.

Соответственно, в союз ученого, изобретателя, инженера и предпринимателя добавляется пятый элемент - художник, что формирует новую сущность с новой синергией, а базовым элементом данного союза, в любом случае, является творчество.

Понятие творчества. Творчество, по большому счету, является синонимом понятий «созидание» или «создание» и, в частности, в английском языке определяется одним глаголом «to create».

Применительно к субъекту творчества («творцу») можно говорить о его осознанной деятельности, связанной с его самореализацией, подраз-

1 См., например: Тросби Д. Экономика и культура. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. С. 136-137; Хокинс Д. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. - М., 2011.

умевая, что результат творчества всегда носит авторский характер, имеющий непосредственное отношение к творящему. В этом смысле результат творчества характеризуется уникальностью, связанной с личностью автора, который вложил в продукт творчества ту или иную «частичку себя».

Авторство может проявляться в самых разных формах: в авторском почерке, в стиле, манере подачи, авторских образах, авторских формах и пр.

Важной особенностью творчества является наличие соответствующих способностей автора: художественных, научных, изобретательских и пр. Безусловно, в настоящее время существует много технологий и методов как выявления, так и стимулирования и развития способностей - как склонностей к той или иной творческой деятельности, и здесь возможны очень интересные и, наверное, очень значимые прорывы в будущем.

Целый ряд исследователей пытаются формализовать или технологи-зировать творческий процесс, разложить его на составляющие, выявить необходимые условия и пр.

В частности, можно привести формулу результата одной законченной процедуры творческой деятельности (творческого акта):

Творческий результат = Способности & Затраченное время & Усердие

6 Внимание & Накопленные знания, навыки, умения & Условия среды & Общественные ожидания & Вдохновение (гений, озарение).

Очевидно, что первые 7 условий являются необходимыми для творчества, но лишь вдохновение является достаточным. Более того, если первые

7 условий так или иначе поддаются управлению (стимулированию, содействию, созданию необходимой инфраструктуры и пр.), то вдохновение зависит только от самого автора, а также, безусловно, от случая.

Вдохновением принято считать состояние человека, при котором он способен создавать то, что ранее не создавал, или совершать действия, ранее не совершаемые. Природа вдохновения до конца не известна.

С понятием вдохновения связана категория «гения» как источника творческого вдохновения. Так, можно привести определения гения, данное Уильямом Даффом в 1767 г. в его эссе о природе оригинального гения. У данного явления есть три составляющих:

• воображение (умение работать с имеющимися образами, находить их новое соотношение, ассоциации, антонимы, а также новые образы);

• суждение (умение сортировать новые идеи и образы, находить привлекательные, а также контролировать воображение);

• вкус (внутреннее чувство творца, подсказывающее ему ценность созданного)1.

1 Тросби Д. Экономика и культура. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. С. 136-137.

Принято считать, что гений - это проявление, говоря научным языком, чего-то случайного, а говоря религиозным языком - высшего разума. Так или иначе, данный аспект на сегодняшний момент практически не поддается технологизации. Тем не менее, возвращаясь к приведенной выше формуле, существует 7 аспектов, позволяющих стимулировать творческую деятельность, и это само по себе создает громадное поле для менеджмента. Именно в рамках этих 7 аспектов существует значительное число методов принятия решений или методов решения проблем, позволяющих техноло-гизировать или моделировать творческую деятельность.

Научное обоснование творческой деятельности имеет громадную историю, а отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика, которая берет свое начало еще в работах Сократа. В настоящее время эвристика переживает важный этап обобщений и применения методов из других наук и междисциплинарных областей. Так, существенное влияние на эвристику оказала общая теория систем и смежные с ней науки. В результате в настоящее время можно говорить о эвристических алгоритмах, эвристическом программировании и даже об эвристическом управлении1.

В связи с этим под творчеством будем понимать деятельность, направленную на создание новых сущностей: объектов, явлений, идей и пр., в результате созидательного акта, характеризующегося проявлением авторства, способностей и вдохновения.

Соответственно творчество характеризуется следующими признаками:

• деятельность, создающая новое качество, которое представляет ценность не только для автора, но и для других людей;

• авторство;

• неожиданность или случайность, связанная с вдохновением (озарением) автора.

Виды творческой деятельности. Творчество в зависимости от сферы применения талантов, способностей и деятельности авторов может иметь самые различные проявления. Существуют различные критерии отнесения той или иной человеческой деятельности к творческой и, соответственно, те или иные перечни видов творческой деятельности той или иной степени исчерпываемости.

Применительно к самореализации творца и исходя из содержания творческой деятельности как совокупности созидательных авторских актов, основанных на способностях и вдохновении, можно выделить 7 основных направлений творчества (см. табл. 1):

• художественное, связанное с творческой деятельностью, в первую очередь в литературе и искусстве, а также в иных проявлениях куль-

1 Гин Дж. Ван. Прикладная общая теория систем: Пер. с англ. - М.: Мир, 1981.

туры (шоу-бизнес, дизайн, архитектура, медиа, публицистика и пр.), т. е. везде, где наблюдается связь с созданием новых художественных образов;

• научное, связанное с созданием новых научных знаний и инноваций (под инновациями мы здесь понимаем новшества, имеющие ценность с

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком