научная статья по теме ТЮРКО-ТАТАРСКИЙ ВЕКТОР РОССИЙСКОЙ ЭТНОЛОГИИ (К 25-ЛЕТИЮ ОТДЕЛА ЭТНОЛОГИИ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТЮРКО-ТАТАРСКИЙ ВЕКТОР РОССИЙСКОЙ ЭТНОЛОГИИ (К 25-ЛЕТИЮ ОТДЕЛА ЭТНОЛОГИИ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)»

I.G. Semyonov. Iranian Elements in the Demonology of Mountain Jews

Keywords: Mountain Jews, demonology, Serovi (Ser'ovi), Dedey-ol (Dedey-'ol), Numnegir, Vechekhur (Vecexur)

The author argues that the demonology of Mountain Jews absorbed a variety of elements borrowed from neighbor peoples of the Caucasus, but still its most stable elements are rooted in the cultural world of Iranian peoples. All the corresponding demonology characters have Iranian names that are familiar to the Mountain Jews and are reliably traced through the Mountain Jews etymology. Those are Serovi (Ser'ovi), Numnegir, Vechekhur (Vecexur), among possible others.

ЭО, 2013 г., № 5

© Г.Ф. Габдрахманова, Р.Н. Мусина, С.В. Суслова

ТЮРКО-ТАТАРСКИЙ ВЕКТОР РОССИЙСКОЙ ЭТНОЛОГИИ (К 25-ЛЕТИЮ ОТДЕЛА ЭТНОЛОГИИ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)1

Ключевые слова: татары, этнография, этносоциология, отдел этнологии Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан

В статье обозначены этапы становления тюрко-татарского направления этнологии в Татарстане, проанализированы основные итоги научно-исследовательской и издательской деятельности отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Публикация приурочена к 25-летию отдела этнологии.

Этнологическое изучение татарского народа в Казанском Поволжье тесным образом связано с открытием в 1804 г. Казанского Императорского университета, в стенах которого впервые формируется особое научное направление - этнографическое тата-роведение. Ведущая роль в изучении культуры и быта татар на этом начальном этапе принадлежала именно университетским ученым - профессорам Н. Катанову, К. Фуксу, Ф. Эрдману. Среди их работ особое место занимает книга К. Фукса "Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях" (Фукс 1844), которую исследователи совершенно справедливо относят к золотому фонду историографии татарского народа (Усманов 1991: 10). В 1878 г. при Казанском университете создается Общество археологии, истории и этнографии (ОАИЭ), в "Известиях" и практической деятельности которого нашли отражение отдельные проблемы этнографии татар. В тесной связи с деятельностью ОАИЭ формировалось научное мировоззрение круп-

Гульнара Фаатовна Габдрахманова - д.социол.н., зав. отделом этнологии Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан; e-mail: medi54375@mail.ru Розалинда Нуриевна Мусина - к.и.н., ведущий научный сотрудник отдела этнологии, руководитель Центра этносоциологических исследований Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан; e-mail: rnmusina@mail.ru

Светлана Владимировна Суслова - к.и.н., старший научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан; e-mail: sv_suslova@mail.ru

ных татарских ученых-просветителей Ш. Марджани и К. Насыри. В известном ис-торико-этнографическом труде Ш. Марджани "Мустафад эл-ахбар фи ахвали Казан вэ Болгар" (Марджани 1989) имеются весьма ценные сведения о бытовой культуре казанских татар, в частности о традиционной одежде. У К. Насыри (Насыри 1974) сведения по этнографии казанских татар более конкретны и касаются правобережных (Тауягы) районов Волги. Широко известны этнографические работы татарских исследователей Х. Фаисханова, Г. Ахмарова, Г. Губайдуллина и др. Однако этот этап исследований можно охарактеризовать лишь как начальный этап этнографического изучения татарского народа и, главным образом, казанских татар.

Важнейшим этапом явились этнографические исследования Н.И. Воробьева. Заслуга профессора Воробьева - в том, что в отличие от предшествующих исследователей, эпизодически обращавшихся к этнографии татар, он заложил основы системного изучения их культуры и быта. В его главных трудах "Материальная культура казанских татар" (Воробьев 1930) и "Казанские татары" (Воробьев 1953) дается тщательное описание традиционной материальной культуры - поселений и жилища, одежды и украшений, пищи. Сопоставляя культуру разных групп - татар-мусульман и крещеных татар (кряшен), он связывал причину этнокультурных различий между ними, главным образом, с влиянием религий - ислама и православия (Воробьев 1929).

Н.И. Воробьев является автором первой развернутой и достаточно обоснованной этнокультурной дифференциации волго-уральских татар, базой которой являлись изученные на тот период времени языковые и культурно-бытовые различия. В полном виде она была опубликована в стержневой для татарской историографии того времени монографии "Татары Среднего Поволжья и Приуралья" (Татары Среднего... 1967). Многие годы именно эта классификация была отправным инструментом исследований отечественных этнографов. В своих трудах ученый вплотную подошел к пониманию необходимости изучения материальной культуры с применением методов типологической классификации. Типологический подход позволил ему проследить эволюцию ряда этноспецифических элементов культуры, наметить их истоки и аналоги у других народов и тем самым поставить вопрос о генезисе традиционной культуры. Позднее, в 1970-1990-е гг., типологический подход к изучению традиционной культуры был успешно реализован в трудах группы его учеников и последователей, сформировавшейся в секторе археологии и этнографии (заведующий сектором А.Х. Халиков) Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала АН СССР (ИЯЛИ КФАН СССР). Руководителем этого коллектива этнографов стала Р.Г. Муха-медова. В 1987 г. группа этнографии, к тому времени состоявшая из 10 человек, была преобразована в отдел этнографии ИЯЛИ КФАН СССР. При образовании в 1996 г. Академии наук Республики Татарстан и создании внутри нее структуры Института истории им. Ш. Марджани наряду с другими научными подразделениями (секторами), которые прежде входили в состав ИЯЛИ КФАН СССР, был создан отдел этнологии -ведущий научно-исследовательский центр Казанского Поволжья, специализирующийся на этнологическом изучении татарского народа.

Становление и развитие отдела этнологии ИИ АН РТ тесно связано с академическими традициями, с методологией, методикой и тематическими направлениями исследований советской и современной российской науки. Этому способствовали обучение у корифеев этнологии, хорошо отлаженные контакты с ведущими отечественными учеными, защита диссертационных исследований при жестких академических требованиях в Институте этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР (позднее - Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН), Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств. В этих ведущих учреждениях страны сотрудниками отдела этнологии было защищено 11 диссертационных работ (Мухамедова 1967; Уразманова 1968; Халиков 1980; Исхаков

Рис. 1. Сотрудники отдела этнографии. 1989 г. Сидят: Р.К. Уразманова, Р.Г. Мухамедова, Ф.Ш. Сафина, Ю.Г. Мухаметшин. Стоят: С.В. Суслова, Р.Н. Мусина, Д.М. Исхаков, Ф.Л. Шарифуллина, Н.А. Халиков, Л.В. Сагитова. Фото из архива отдела этнологии Института истории Академии наук Республики Татарстан

1981; Суслова 1981; Мусина 1984; Шарифуллина 1985; Сафина 1990; Сагитова 1999; Исхаков 2000; Донина 2010а).

Научная деятельность отдела этнологии ИИ АН РТ основывалась и на местных традициях изучения татар, выработанных предшествующим поколением ученых, и была направлена на выстраивание фундамента этнологической науки - тех направлений гуманитарного знания, которые условно можно рассматривать как часть этнологии. Прежде всего, это касается этнографии и этносоциологии.

Этнографическое направление. Типологический подход к изучению традиционной культуры татарского народа, разработанный Н.И. Воробьевым, был применен коллективом этнографов ИЯЛИ КФАН СССР при подготовке ряда авторских (Муха-медова 1972; Мухаметшин 1977; Суслова 1980; Халиков 1981; Шарифуллина 1991) и коллективных монографий, составленных по принципу типологического описания традиционной культуры локальных групп этноса (Новое в этнографических... 1978; Пермские татары 1983; Молькеевские кряшены 1993; Нагайбаки 1995).

Эти работы явились фактически базовыми в становлении следующего, наиболее важного этапа научно-исследовательской работы отдела, связанного с проведением фундаментального исследования традиционной культуры в рамках сбора информации и подготовки к изданию Историко-этнографического атласа татарского народа. Руководителем проекта была Р.Г. Мухамедова. Она разработала научную проблематику атласа, подготовила группу специалистов в разных областях этнографии. Отдел этнографии ИЯЛИ КФАН СССР провел более 30 экспедиций с охватом около 500 населенных пунктов во всех регионах компактного расселения татар. В ходе работы по этому крупномасштабному проекту были изучены фонды более 30 государственных, областных музеев и 20 архивов России, что позволило собрать богатейший, порою уникальный материал.

Рис. 2. Экспедиция к мишарям. Р.Г. Мухамедова. Конец 1960-х гг. Фото из архива отдела этнологии Института истории Академии наук Республики Татарстан

Составление национальных историко-этнографических атласов, как известно, представляет собой трудоемкое, но важное и весьма перспективное звено в комплексе современных историко-этнографических исследований. Главная цель заключается в создании обширного и репрезентативного с научной точки зрения корпуса этнорегио-нальных источников, в разработке на его базе принципов типологической классификации основных категорий традиционной культуры, в картографировании выделенных типов и выделении региональных этнокультурных комплексов. Первые теоретические обобщения материалов Историко-этнографического атласа татарского народа, построенные на этих принципиально новых методиках, были опубликованы в сборниках, посвященных ареальному анализу традиционной культуры как основных групп этноса (казанские татары, мишари, кряшены) (Этнокультурное районирование... 1991), так и относительно новых этнических образований (Приуральские татары 1990).

Этот этап завершился публикацией серии томов атласа:

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком