научная статья по теме У ИСТОКОВ КОЛУМБИЙСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА: ХОСЕ ЭУСЕБИО КАРО Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «У ИСТОКОВ КОЛУМБИЙСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА: ХОСЕ ЭУСЕБИО КАРО»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

А.А.Щелчков

У истоков колумбийского

консерватизма:

Хосе Эусебио Каро

В статье исследуется творчество видного колумбийского мыслителя, поэта, писателя и общественного деятеля XIX в., основателя консервативной партии Хосе Эусебио Каро. Его оригинальные общественно-политические взгляды представляют особое направление в общественной мысли — социальный консерватизм, близкий по своей природе утопическому социализму и социал-христианству.

Ключевые слова: социальный консерватизм, социальная утопия, клерикализм, христианский социализм.

В латиноамериканской общественной мысли XIX в. особое место занимает социальный консерватизм, в котором переплетались как традиционализм и испанизм политического консерватизма, так и христианский социализм и идеи социальной справедливости. Консерватизм в Латинской Америке питался не только испанской неосхоластикой и клерикализмом, восходящими к колониальному прошлому, но и новыми идейными веяниями, европейским романтизмом, торжествовавшим в эпоху Реставрации и Священного союза в Европе. Консерватизм как в Европе, так и в Латинской Америке был идейной реакцией на индивидуализм и рационализм, ставшие господствующей системой взглядов в обществе после Великой французской революции. Он противопоставлял им христианскую мораль, религиозность и традиционные сословные устои, в своей совокупности формировавшие представление консерваторов о социальной гармонии.

Вполне естественным для XIX в., особенно в первой половине столетия, в латиноамериканских странах был частый переход либеральных политиков и мыслителей на позиции социализма или социал-либерализма, в то время как консерваторы единодушно выступали против новомодных европейских теорий радикального либерализма и социализма. Однако влияние социалистических и социал-республиканских идей после европейских ре-

Андрей Аркадьевич Щелчков — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН (sch2000@mail.ru).

волюций 1848 г. было столь всеобъемлющим, что даже консервативные мыслители не могли не реагировать на него, стремясь найти свой ответ на те вызовы, которые предъявляла новая эпоха.

Важнейшим источником идейного вдохновения как у молодых либералов, так и у консерваторов была деятельность и взгляды основателей французского социал-христианства и либерального католицизма Фелисите Робе-ра Ламенне и Жана-Батиста Лакордера. Бурные проповеди и тексты первого, речи и лекции второго первоначально всколыхнули Францию, а затем и весь католический латинской мир. Со временем их взгляды радикализировались, и мятежный аббат Ламенне оказался вне церкви, а его идеи преодолели континенты и стали знаменем целого поколения в Новом Свете. В различных странах Латинской Америки социал- хосе ЭуСебио Кар0 христианское наследие Ламенне было

положено в основу новых идейных построений политиков и мыслителей как либерального направления, так и консерваторов.

В середине XIX в. во многих странах региона либеральные и консервативные партии находились на начальном этапе формирования собственной идеологии, создания оригинальной политической программы. Они были не только идейно-политически близки друг к другу, но переживали одинаковые внешние воздействия со стороны новых идей и политических потрясений в Европе. В тот период, особенно в таких странах, как Колумбия (Новая Гранада), консерваторы порой называли себя настоящими либералами в отличие от «красных» радикалов, также считавших себя либералами. Идеологическое и политическое отделение консерваторов от либералов происходило очень медленно, сопровождалось постоянными сменами «вывесок» и переходами из одной партии в другую, пока в конце 40-х годов оно не стало окончательным и четким. Тем не менее обе политические группы имели общие идейные источники, питались одними и теми же идеями просвещения и рационализма. Существует исторический анекдот о том, как один из видных колумбийских политиков-консерваторов Мариа-но Оспина радостно бросился бить в колокола кафедрального собора в Боготе, получив известия о февральской революции во Франции 1848 г. и о свержении монархии1. Он же затем был готов возглавить «крестовый поход» против последователей французского 1848 г. в Новой Гранаде. После Войны за независимость республиканизм одинаково вдохновлял и консерваторов, и либералов. Однако именно революция 1848 г. ускорила их размежевание и обусловила непреклонность в отстаивании своих принципов.

Постепенно в лоно консервативных партий проникали идеи социальной справедливости и равенства, которые отнюдь не всегда вызывали отторжение и враждебность. Этому способствовало разочарование от противоречивых по-

следствий промышленной революции в Европе, с сопровождающими ее вопиющим по своей бесчеловечности разрушением человеческой личности, забвением христианских (евангельских) ценностей, отчаянным ростом пауперизма, пролетаризации, моральной деградации народных низов. Неприятие такого типа прогресса в Европе заставляло латиноамериканских консерваторов искать иные рецепты развития и сохранения традиционных устоев своих народов.

В Мексике, Колумбии, Венесуэле появлялись оригинальные мыслители, остававшиеся верными доктрине консерватизма, но при этом искавшие свой путь к социальной справедливости, равенству и братству. В данной работе будут проанализированы взгляды одного из основателей консервативной партии Колумбии, оригинального мыслителя Хосе Эусебио Каро, одного из немногих политиков и мыслителей, составивших особое направление в консервативной социальной мысли, ставшего предтечей не только современного латиноамериканского социального консерватизма, но и опередившего исторический поворот католической церкви в конце XIX в. к вопросам социальной справедливости, выраженным в папской энциклике «Rerum Novarum».

В Колумбии консервативная партия вела свою родословную от диктатуры Освободителя Симона Боливара. Временем оформления этого политического направления в партию был период середины XIX в. А именно, в конце 40-х годов Мариано Оспина Родригес и Хосе Эусебио Каро на страницах газеты «La Civilización» сформулировали основные принципы колумбийского консерватизма, суть которых сводилась к сохранению социального статус-кво при медленном развитии всех общественных институтов и приверженности исключительному положению церкви в государстве2.

В политике под консерватизмом понималось прежде всего стремление к сохранению традиционных структур, обычаев, образа жизни и религиозного сознания народа. Вместе с тем важнейшим мотивом действия консервативных политиков было не только сохранение «старины», но и в первую очередь желание не разрушать социальное равновесие в обществе, вернуть в него духовную и материальную целостность, подвергавшуюся угрозе из-за нетерпеливых и непродуманных радикальных реформ. Именно в последнем и состояла основная мотивация консервативной доктрины. Однако ввиду того что традиция восходила к колониальному прошлому, к сеньориальным привилегиям креольского меньшинства и церкви, консерватизм стал прочно ассоциироваться с испано-фильством, клерикализмом и ретроградной политикой в социальных вопросах.

Консервативная идея отличалась размытостью и часто противоречивостью доктрины, но при этом характеризовалась высокой степенью прагматизма, что порой приводило консерваторов в стан своих противников — либералов и даже радикалов3. Константой были лишь религиозная непримиримость и иногда даже фундаментализм.

Колумбийская консервативная партия была гораздо более сложным явлением, чем это представлено во множестве исследований да и в национальной исторической мифологии. Консерваторов описывали представителями реакции, клерикализма, защитниками интересов олигархии, латифундистов-землевладельцев, т.е. всех ретроградов. На самом деле консерватизм в Колумбии представлял собой амальгаму политических течений самого разного свойства — от клерикально-охранительной до социал-христианской и демократической. Безусловно, среди представителей консервативной партии были и крайне реакционные политики, открыто заяв-

лявшие о защите привилегий креольского меньшинства, «Богом данных» прав и иерархического устройства сословного общества. Однако же такая позиция не относилась к консервативной доктрине в целом.

Консерваторы, находившиеся у власти в Колумбии в 40-е годы XIX в., объединяли вокруг себя обширный круг политиков и мыслителей, порой радикально отличавшихся своими взглядами. Консерваторами считали себя сторонники различных идейных течений — от романтического традиционализма до клерикального ультрамонтанства. Идейными вождями колумбийского консерватизма были историки и государственные деятели Хосе Мануэль Рестрепо, Хосе Мануэль Гроот, публицисты Хосе Эусебио Каро, Мануэль Мариа Мадьедо4.

В отличие от реакционно-клерикального крыла консервативной партии во главе с Рестрепо и Гроотом в консервативной партии сформировалось социал-христианское и в некотором смысле утопическое течение, видными представителями которого были Хосе Эусебио Каро и Мануэль Мариа Мадьедо.

На их взгляды повлияла бурная идейная борьба середины века, ставшая в значительной мере результатом событий 1848 г. в Европе. Консерватизм реагировал на социальное брожение и влияния европейских идей эпохи революции 1848 г. не только через усиление ультрамонтанной и клерикальной реакции, но и выработкой некоторого подобия социальной доктрины, немало позаимствованной у социал-романтизма и даже утопического социализма. В центре внимания Каро, как и Мадьедо, был поиск идеальной модели общественного устройства; их волновала судьба бедноты, нищих, убогих, «отверженных», как у Виктора Гюго, но без революционного пафоса, а в утопическом и христианском духе. Они всегда противостояли атеизму и материализму либералов. Оба были предшественниками будущего социал-христианского движения в Колумбии.

Хосе Эусебио Каро (1817—1853) был выдающимся мыслителем и политиком, одним их лидеров консервативной партии первой половины XIX в. Он прожил короткую, но яркую жизнь, сумел оставить серьезный след в колумбийской общественной мысли. В студенческие годы о

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком