научная статья по теме УЧЕНИЕ И. М. СЕЧЕНОВА О РЕФЛЕКСАХ ГОЛОВНОГО МОЗГА: МАНИФЕСТ РУССКОЙ ОБЪЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ Психология

Текст научной статьи на тему «УЧЕНИЕ И. М. СЕЧЕНОВА О РЕФЛЕКСАХ ГОЛОВНОГО МОЗГА: МАНИФЕСТ РУССКОЙ ОБЪЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2015, том 36, № 2, с. 70-77

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

УЧЕНИЕ И.М. СЕЧЕНОВА О РЕФЛЕКСАХ ГОЛОВНОГО МОЗГА: МАНИФЕСТ РУССКОЙ ОБЪЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

© 2015 г. В. А. Кольцова*, А. Н. Ждан **

* Доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии РАН, Москва ** Доктор психологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва

Раскрывается вклад И.М. Сеченова в создание отечественной научной психологии. Рассматриваются основные положения разработанной И.М. Сеченовым рефлекторной теории психики, обосновывающей необходимость включения психологии в русло естественно-научного познания, изучения психических явлений на основе объективного метода. Анализируется понимание Сеченовым основополагающих проблем психологии, в том числе: предмет психологии - наука о происхождении психических явлений; роль психического в качестве центрального звена в поведенческом акте, регулятора действий и поступков человека; метод изучения психического -объективное генетическое исследование. Особое внимание уделяется раскрытию взглядов Сеченова на междисциплинарную связь и взаимодействие психологии и физиологии в познании психического. Выявляется принципиальное отличие сеченовской трактовки поведения от предложенной Д. Уотсоном бихевиоральной модели. Обосновывается значение идей Сеченова для современной психологии.

Ключевые слова: рефлекторная теория психики, происхождение психических явлений, объективный метод исследования психического, генетический метод, интеориоризация, наука о поведении.

В 2013 году научное сообщество нашей страны отметило знаменательную дату - 150-летие выхода книги И.М. Сеченова "Рефлексы головного мозга" [13]. Представляется, что и психологи должны отдать дань признания ученому, заложившему основы психологической науки в России.

Обращение к научному наследию Ивана Михайловича Сеченова (1828-1905) определяется не только сугубо историческим интересом, но и актуальными запросами времени. Психологическая наука сегодня активно осваивает новые идеи и подходы. Все более явно обозначается тенденция гуманитаризации психологического знания, трактовки психического как социокультурного феномена. Наряду с объяснительной методологией в исследовании психических явлений развивается нарративный, описательный подход. Активно обсуждаются проблемы духовного бытия человека, высказывается предложение о возвращении к понятию души как интегральному, охватывающему

"...голос физиолога может быть небесполезным в разработке вопросов, касающихся психической жизни человека".

И.М. Сеченов

психические явления во всей их целостности. Все это является неизбежным следствием утверждения принципов плюрализма, развития постмодернистских идей, отказа от долго существовавшего в отечественной психологии монометодологизма. Несомненно, столь массированный широкий поиск новых подходов и объяснительных моделей психического должен привести к "прорывам" в развитии психологии, выдвижению пионерских идей, углублению познания сущности психического.

Однако оборотной стороной указанных процессов является утрата интереса к классическим идеям и подходам, на которых базировалась отечественная школа психологии, к эксперименту как главному методу получения нового знания. Привлекательность новых подходов не должна приводить к забвению и умалению значения проверенных временем идей, обеспечивших огромные достижения отечественной психологической науки ХХ столетия. А их фундаментом, без со-

мнения, является учение Ивана Михайловича Сеченова. В нем четко обосновываются принципы и критерии научности психологического знания. Их учет сегодня, в условиях научного плюрализма, особенно значим для сохранения психологии как подлинно научной дисциплины и предохранения ее от сползания в русло ненаучных, схоластических рассуждений.

И.П. Павлов назвал И.М. Сеченова "отцом русской физиологии". Действительно, Сеченов внес огромный вклад в развитие отечественной и мировой физиологической науки. Но не менее значимым является влияние ученого и на русскую психологию: он по праву считается родоначальником ее как опытной, объективной науки. Своими трудами он опроверг мнение великого философа XVIII века И. Канта, утверждавшего, что психология никогда не будет наукой, ибо она не может освоить эксперимент и математику. Сеченов стоял в этом вопросе на принципиально иных позициях: он не только верил в перспективы и возможности психологии, но и указал путь ее построения как научной отрасли знания.

И.М. Сеченов считал, что существование психологии как науки требует признания того, что "психическая жизнь вся целиком или, по крайней мере, некоторые отделы ее должны быть подчинены столько же непреложным законам, как явления материального мира, потому что только при таком условии возможна действительно научная разработка психических фактов" [11, с. 119].

Психологию своего времени Сеченов называл "неустановившейся наукой", отмечал ее "ужасающую отсталость. в научной разработке своего материала, несмотря на то что разработка эта началась с древнейших времен, раньше, чем, например, стала развиваться физика и особенно химия" [там же].

Сегодня мы можем более точно сказать о состоянии психологического научного знания в 1860-е годы. Эти и следующие за ними десятилетия были временем выделения психологических знаний из философии и становления психологии как самостоятельной науки. Процесс этот происходил под влиянием естествознания, прежде всего физиологии нервной системы и органов чувств, а также биологии и эволюционных концепций Ч. Дарвина и Г. Спенсера. Имена классиков физиологической мысли: И. Мюллера, Э. Ве-бера, Э. Дюбуа-Реймона, К. Людвига, К. Бернара, психофизика Г.Т. Фехнера и др. - нерасторжимо связаны с психологической наукой периода ее становления. Непосредственные научные (и не только научные, но и отношения дружбы, как это

было с Карлом Людвигом) связи с ними были и фактом научной биографии Сеченова.

Забегая вперед, отметим, что связи между физиологией и психологией - двусторонние. Психология также оказывала влияние на развитие физиологии, способствовала гуманизации этой науки. Так, создатель нового направления в физиологии - физиологии активности - Н.А. Берн-штейн, называвший "Рефлексы" Сеченова "замечательными", ввел в физиологию понятия, до этого считавшиеся исключительно психологическими: "образ потребного будущего", "двигательная задача", которые определяют действия и состояния субъекта, новый тип детерминации по цели. Позже психолог А.Р. Лурия, автор капитальных трудов по проблеме "мозг и психика", основатель нейропсихологии как новой области психологической науки, опираясь на исследования Бернштейна, а также на концепцию теории функциональных систем П.К. Анохина, учение о доминанте А.А. Ухтомского, писал о психологически ориентированной физиологии, являющейся, по его мнению, адекватной задачам объяснения материального субстрата душевных процессов.

Контуры своего подхода к проблемам психологии Сеченов наметил уже в "Рефлексах головного мозга" (1863), а его развитие продолжалось им на протяжении 40 лет (1863-1903) в работах "Кому и как разрабатывать психологию" (1873), "Элементы мысли" (1886), а также в ряде статей.

ПОНЯТИЕ РЕФЛЕКСА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ И.М. СЕЧЕНОВА

Центральное место в психологических трудах Сеченова принадлежит понятию рефлекса. Согласно Сеченову, рефлекс охватывает не только физиологические акты, но и психические явления: ".все акты сознательной и бессознательной жизни, по способу происхождения, суть рефлексы", - писал Сеченов [13, с. 114].

Как известно, описание феномена рефлекса восходит к Декарту (XVII век). Но Декарт ограничил его областью машинообразных действий у животных, которые трактовал по типу законов механики. Объяснение действий животного он включил в сферу естествознания как объективной науки. Психика же, по Декарту, это область субъективной реальности по предмету (им является сознание) и методу (метод интроспекции). Впоследствии, вплоть до конца XIX века, психологическая мысль развивалась в русле декартовской

модели, исключавшей психику из области естественно-научного знания. Психический мир трактовался как самостоятельное явление, которое Декарт связывал с особой духовной субстанцией, кардинально отличной от мира тел (онтологический дуализм Декарта). Таким образом, психическое оказалось отделенным от материального непроходимой пропастью.

Сеченов назвал следовавших этой модели психологов "обособителями психического" [12, с. 136]. Согласно их точке зрения, психика ограничивается сознанием: психический акт начинается лишь с момента его появления в сознании и завершается переходом в бессознательное состояние.

Сеченов использовал понятие рефлекса, коренным образом преобразовав его декартовскую трактовку и создав его новую неклассическую модель. В отличие от Декарта, связывавшего рефлекс лишь с низшими отделами нервной системы, Сеченов доказывал, что рефлекторная деятельность является единым принципом работы всей центральной нервной системы. Он утверждал, что первопричина любого психического явления и человеческого действия лежит "вне его ", определяется теми воздействиями, которые органы чувств получают извне, а также раздражениями чувствующей нервной системы, возникающими внутри организма. В случае отсутствия раздражений органов чувств или потери всех чувствований психическая жизнь невозможна. Эта мысль ученого иллюстрируется убедительными примерами. Так, он пишет, что, "когда человек сильно утомившись физически, засыпает мертвым сном, то психическая деятельность такого человека падает, с одной стороны, до нуля - в таком состоянии человек не видит снов; с другой - он отличается чрезвычайно резкой бесчувственностью к внешним раздражениям: его не будит ни свет, ни сильный звук, ни даже самая боль. Совпадение бесчувствия к внешним раздражениям с уничтожением психической деятельности встречается... в опьянении вином, хлороформом и в обмороках" [13, с. 235]. Начинаясь с воздействия извне, психическое обнаруживается в движении, поступке или

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком