научная статья по теме УДЛИНЕНИЕ ЗВУКА В РУССКОМ СЛОВЕ: РИТОРИЧЕСКИЙ И ОРФОЭПИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «УДЛИНЕНИЕ ЗВУКА В РУССКОМ СЛОВЕ: РИТОРИЧЕСКИЙ И ОРФОЭПИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ»

В.П. МОСКВИН

Волгоград

Удлинение звука в русском слове: риторический и орфоэпический аспекты

В статье охарактеризованы типы удлинения звука в риторическом и культурно-речевом аспектах данного феномена, выявлены основные функции удлинения звука, систематизированы его источники, уточнены правила произношения двойного корневого согласного.

Ключевые слова: риторика; орфоэпия; удлинение звука; двойной согласный.

Традиционно принято выделять два типа удлинения звуков: геминацию и эктасис.

Геминация (лат. geminatio 'удвоение') представляет собой удлинение согласного:

После такого [н:]аглого вмешательства... (Из выступления В. Жириновского на митинге, 23.02.14).

Удлинение смыганык согласных, которые «тянуться» не могут, происходит за счет внутрисловной паузы, т.е. «"паузы" во время смычки», разделяющей имплозию и эксплозию [Зиндер 1979: 125; ср.: Аванесов 1972: 128]:

Только зима, да метель эта [6б']елая / Напоминают сегодня о них. (Матусов-с к и й. Романс «Белой акации гроздья душистые.», в исполнении Л. Сенчиной).

Имплозия («долгий затвор») и внутрисловная пауза создают эффект удлинения звука, но не само удлинение, поэтому применять к имплозивным звукам типа по[Тт]вердить термин «долгий соглас-

Москвин Василий Павлович, доктор фи-лол. наук, профессор Волгоградского гос. соц,-педагогического ун-та, E-mail: vasmoskvin@yandex.ru

ный» [Касаткин, Чой 1999: 126] можно лишь условно.

Эктасис (греч. ектаагд 'удлинение') состоит в удлинении гласного звука «вопреки ожиданию» [Flavii 1857: 278]. Гласные, особенно ударные1, тянутся в пении, в крике либо его имитации [Щер-ба 1974: 177]:

Ник[о:]лка, Ник[о:]лка - железный колпак! (Пушкин. Борис Годунов, в исполнении В. Яхонтова).

Рассмотрим функции, в которых используется фигура удлинения звука.

Удлинение звука (греч. бшатоХ'л, лат. prolongatio) и пространность речи традиционно связывают с высоким стилем, сокращение и пропуск - с низким. Правило, сформулированное Деметрием Фалер-ским (354-283 вв. до н.э.), гласит: «Речь о предметах величественных требует удлинения колонов», и наоборот: «краткие колоны к предметам мелким применимы»; сочетание кратких колонов ученый именует «серым, скучным» [Л^р^трюи 1743: 7 и 4].

1 Считается, что «длительность является наиболее надежным признаком, по которому мы различаем ударные и безударные гласные» [Бондарко и др. 1973: 143].

S4

Удлинение звука как прием замедления речи характерно для «речитативного», «высокого стиля», в частности для «ораторского» и «церковного» стилей произношения; ускорение же уместно для «общепринятого бытового (stylus communis)», а также «комического» или «театрального стиля» [The treatises... 1973: 77 и 35]. Яркий пример декламации в высоком, «речитативном» произносительном стиле - поэма А. Блока «Скифы» в исполнении В.И. Качалова:

Останов[и:]сь, прем[у:]дрый, как Эд[и:]п,/ Пред Сф[и:]нксом с др[е:]внею заг[а:]дкой!

Произношение в замедленном темпе усиливает коммуникативную позицию говорящего, «скороговорка» же производит прямо противоположный эффект.

Считается, что удлинение гласных характерно для стихотворной речи [Златоу-стова 1981: 72]. Это наблюдение относится в большей степени к высокому, торжественному стилю и к лирике, в меньшей - к сниженно-бытовой стихотворной речи, зачастую лишенной значимых удлинений; ср.:

Раз, два, три, четыре, пять, / Вышел зайчик погулять.

Если этот детский стишок исполнить в торжественном, замедленно-речитативном стиле, получим яркий бурлескный эффект2. Вспомним песню «Опера про зайчика» (слова Ю. Энтина, музыка М. Дунаевского) из мультфильма «Вышел зайчик погулять»:

Охотник. Уми[р:а:]ет з[а:]йч[и:]к [м:о:]й!

Заяц. Пр[и:]н[е:]с[у:]т ме[н'а:] дом[о:]й,/ окаж[у:]ся [ja:] жив[о:]й...

Замедление речи посредством удлинения звуков создает впечатление ее пространности, усиливает внушительность перечислений:

Дорогие товарищи маленькие дети! Разрешите мне от имени заводоуправл[е:]ния, отдела гл[а:]вного технолог[а:], технического отдел[а:], лаборат[о:]рии, вычислительно-

2 Бурлеск, как известно, основан на нарочитом несоответствии формы и содержания речи.

го центр[а:], завк[о:]ма, местк[о:]м[а:], комитета комсом[о:]ла передать вам маленький привет! (Жванецкий. Монолог «Первое сентября»).

Удлинение звука, обычно в комбинации с паузой, широко используется как прием синтагматического членения речи:

Я вчера видел рако[ф:]|| по пять рублей. (Жванецкий. Монолог «Я видел раков», в исполнении Р. Карцева); Это пар[о:]дии. || Куплетист п[е:]рвый, || который появляется в начале спект[а:]кля, || в сц[е:]не, || которая называется «Приморский бульв[а:]р», || на летней экстр[а:]де, || тогда это называлось «р[а:]ковина»... (А. Миронов. Куплетист); Т[а:]к, || пятая пал[а:]та, || быстренько просып[а:]емся || на обх[о:тт]. || Дёвицы-крас[а:]вицы, || быстренько открываем гл[а:]зоньки, || вставляем ч[е:]люсти, || обх[о:тт]. (Петросян. Обход в больнице).

Удлинение звука перед паузой, членящей стих (лат. productio оЪ саеяигат), издавна известно как прием ритмовки [Bedae 1975: 90]. Ср. в исполнении Вл. Высоцкого стихотворения С. Гудзенко «Мое поколение»:

Это наша судьб[а:], || это с ней мы ругались и пели, / Подымались в атак[у:] || и рвали над Бугом мосты.

Квинтилиан рекомендует использовать такое разделение длинного стиха при декламации, «дабы речь была расчлененной» [ОшпйКаш 1854: 214].

В публичной речи в момент подбора нужного слова ораторами используются: 1) паузы; 2) эквиваленты пауз, среди них:

а) междометия, основанные на удлинении некоторых звуков: э-э-э, м-м-м, э-м-м, м-м-э, а-а-а. Первое регулярно употребляется постпозитивно с предлогами. Ср. примеры из телепередач:

Мы имеем дело сэ-э-э. геополитическим вызовом. Какие бы у нас ни были претензии кэ-э-э поведению. руководства.;

б) удлинение конечного звука в слове, предшествующем еще не произнесенному и в данный момент подбираемому или вспоминаемому слову:

Мы считаем, чт[о:], несомненно, нужны ограничения и запреты для государственных служащих; Что касаетс[а:] || полномочий.

SS

Ср. также пример удлинения щелевого согласного с этой же целью:

Собрали'с':] писатели-военные, которые были в это время в Москве.

Удлинение звука может выражать различные оттенки экспрессии:

Кулак-мордовор-р-рот! (Н. Некрасов); Red Bull окрыляяяяееет. (Реклама напитка).

Этот же прием наблюдаем и «в подчеркнуто агрессивных репликах» [Кодза-сов 2009: 144]:

Раззорю!; Ммерррзавцы! (Салтыков-Щедрин);

Ср. также экспрессивное удлинение либо имплозию в бранных словах: по-[дд]онок, ско[тт']ина, ко[з':]ел, [с:]обака (в переносном значении).

Удлинение звука известно как прием эмфатического подчеркивания. Первоначально под эмфазой (греч. üpqaoiq 'подразумевание') было принято понимать намек, т.е. случай, когда «более оставляют догадке, чем в речь вкладывают. Достичь сего можно чрез двусмысленность и недоговоренность» (Риторика к Гереннию, 1в. до н.э.) [Ciceronis 1828: 396-397]. Отсюда более узкое понимание эмфазы как «приема недоговодренности» либо нечто «чрез намек показующего» (Евстафий, XII в.):

Весь воистину меч от крови нагрелся [Index 1828: 438 и 152].

Речь непрямая воспринимается как эмоционально усиленная. Отсюда еще более узкое осмысление эмфазы:

1) сначала - как «бурность и неистовство», «когда повествуют о вещах ужасных», используя «указующие слова» и «риторические вопросы» (Элий Аристид, II в. н.э.) [Aristides 1829: 751-752]. Видом эмфазы в таком понимании является экзусцитация (лат. exustio 'сжигание') - воздействие на аудиторию неистовым проявлением эмоций; в частности эмфатическое чтение:

[Н:]ас не нужно жале[тс':]3, ведь и мы никого б не жал[е:]ли./ Мы пред наши[м:] ко[м:]-

3 О западнорусском, белорусском и московском «цеканье-дзеканье» см.: [Добродо-мов 1971: 242-243].

бато[м:], как пред [у:]осподо[м:] Бого[м:], чи-ст[ы:]. (Гудзенко. Мое поколение, в исполнении В. Высоцкого).

2) позже - как прием акцентирования, в частности посредством удлинения звука, подчеркивающего семантически ключевой сегмент речи:

а) синтаксическую единицу:

Но только раздался звонок, / Удр[а:]л из ваг[о:]на щен[о:]к. (Маршак. Дама сдавала багаж, в исполнении Е. Минаевой);

б) отдельное слово:

Все это было немножко до[с:]адно / И довольно нелепо. (Блок. Она пришла с мороза, в исполнении М. Царева).

Вспомним концовку песни «Хотят ли русские войны» (слова Е. Евтушенко, муз. Э. Колмановского) в исполнении А. Эйзена:

Поймет народ любой страны - / Хотят ли [р:]усские, / Хотят ли [р:]у[с:]кие, / Хотят ли русские войны!

Прием удлинения звука обладает изобразительной силой, например при выражении семантики длительного времени:

Пока их св[а:]ришь, за пять рублей. (Ж ванецкий. Монолог «Я видел раков», в исполнении Р. Карцева);

интенсификации:

Торговый центр «Пегас». В с[а:]мом центре города. (Телереклама);

протяженности:

Об этой лучезарной жизни кричали пароходы на внешнем рейде, - увооооозим за граниииииицу! (А.Н. Толстой);

расстояния:

Далеко-о-о полетел! [Кодзасов 2009: 112 и 141].

Удлинение звуков применяется при задержке - психологическом приеме, состоящем в замедлении или приостановке повествования, чтобы предварить неожиданную информацию, заинтриговать адресата:

И тут появляааетсяаа... Каак вы думаете, ктооо?

Задержка посредством удлинения звука является приметой парапросдо-

S6

кии (греч. яарй яроадокгау 'вопреки ожиданию') - эффекта «несоответствия ожидаемому» [А'лц'лтрю'о 1743: 107].

Удлинение звука можно наблюдать в армейских и спортивных командах, где фаза замедления дает адресату возможность подготовиться к выполнению распоряжения:

Напраа.во! Шаговом. Марш! На старт. Внимааание. Марш!

Геминация может применяться для фонетического искажения, затемняющего смысл и деривационную историю слова. Так, представители дворянства, стараясь облагородить свои фамилии, применяли переносы ударений и звуковые замены, что «придавало рядовой фамилии необычность формы и звучания» [Унбегаун 1995: 250]:

Волович > Воллович, Лопата > Лопатто, Коз ёл > Козелл, Рыло > Рылло, Лапа > Лап-по-Данилевский, Салогуб > Соллогуб.

Замечено, что в некоторых случаях удлин

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком