научная статья по теме УГОРСКАЯ ГЛАВА В ИСТОРИИ ЧУВАШЕЙ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «УГОРСКАЯ ГЛАВА В ИСТОРИИ ЧУВАШЕЙ»



ЭО, 2014 г., № 2

г/

© А.К. Салмин

УГОРСКАЯ ГЛАВА В ИСТОРИИ ЧУВАШЕЙ

Ключевые слова: савиры, сувары, чуваши, ханты, манси, мадьяры, междисциплинарный подход

В статье на материалах лингвистики, этнографии и искусства предпринята попытка выяснения исторических связей между предками чувашей и угорскими племенами. Изучаемый период охватывает в основном I тыс. н.э. Формат журнальной статьи не позволяет изложить тему в полном объеме, поэтому за пределами публикации остались этнонимы, исторические, географические, антропологические, археологические, религиоведческие, фольклорные и другие аспекты, а также гипотезы об угорских корнях гуннов, динлинов, эсегель, вису и башкир.

Исследователи сетуют на то, что фактов, указывающих на чувашско-угорские симбиозы и субстраты, очень мало. Однако забывают, что и в области чувашско-татарского родства таких доказательств немного. Если от времени ухода сувар от булгар на правобережье Волги в начале X в. нас отделяет одиннадцать веков, то от периода чувашско-угорских контактов - намного больше. Поэтому ретроспективное изучение общих древних корней становится все более сложной задачей. Тем не менее ученых не покидает надежда и даже уверенность в возможности реконструкции достоверной истории чувашей.

Вначале же, на всякий случай, укажем: есть утвердившееся мнение, что предки чувашей известны как савиры/сувары (Таймасов 2001; Мухамадиев 2011; Salmin 2013). Хотя тезис и остается открытым, он содержит достаточную почву для историко-филологических разысканий.

Лингвистика. В конце III тыс. до н.э. начинается обособление угорских племен от финно-угорских групп. С этого времени в угорском праязыке происходят изменения, которые не имели места в других родственных языках, - модификация фонетической системы, развитие грамматических категорий, появление собственно угорских слов (Хайду П. 1985: 195). В конце II - второй половине I тыс. до н.э. происходит распад угорского праязыка, а на рубеже новой эры сформировались основы современных групп уральских языков и началось их обособленное развитие (Напольских 1999: 431, 449). В те времена в восточноевропейских и западносибирских степях жили носители индоевропейских языков. В угорских языках выявлены десятки заимствований из арийского. В некоторых случаях лексика поддается относительной хронологической стратификации: на рубеже II—I тыс. до н.э. в угорские языки проникали слова из индоиранского, а в I тыс. до н.э. - из древнеиранского языков (Стеблин-Каменский 2009: 14). Благодаря соседям среди угров распространились навыки земледелия и скотоводства, а позднее - умение обрабатывать металлы, ибо в угорских языках названия домашних животных и металлов в большинстве своем имеют древнеиранское происхождение, например tehen "корова", szeker "воз, телега, колесница", 1о "лошадь" (Фодор 2000: 24-25). Несомненно, имеющие общие архаические генетические корни народы должны, несмотря на разрыв длиною более чем сорок веков, сохранить хотя бы малую

Антон Кириллович Салмин - д.и.н., ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН; e-mail: antsalmin@mail.ru

часть сходных лингвистических черт. При внимательном исследовании такие общие места действительно находятся.

Остяков прежде звали ar-jax "племя ар" или xanda-jax "племя (народ) хант" (Patkanov 1900: 414, 426). Оба слова прозрачно прочитываются с помощью чувашского языка: ар "мужчина, человек, люди" + йах "племя, народ". Окончание венгерского этнонима также -ar: magyar "говорящий человек". В числе другой родственной лексики: чуваш. шур(лах) "болото" - хант. сюр "ручей"; чуваш. юх(ан шыв) "река" - хант. лона юган "Irtysch" (Steinitz 1975: 784); чуваш. хунь(ама) "свекровь", хунь(ада) "свекор" - манс. хон "царь" и т.д.

В хантыйском, венгерском и чувашском языках есть одинаково произносимое и графически изображаемое слово талай. У хантов оно значит степь для вольного содержания табуна лошадей (Patkanov 1901: 319). В венгерском языке talaj - "земля". В самом авторитетном 17-томном Словаре чувашского языка Н.И. Ашмарина написано, что слово талай - неизвестного происхождения, однако приводится пример, зафиксированный в с. Сунчелеево Чистопольского у. Казанской губ.: Вёд, вёд, аккаш, вёд, аккаш, талай хирне ук, аккаш (Ашмарин 1937: 165). В чувашско-русском словаре дается перевод приведенного предложения: "Лети, лети, лебедь, и долети до полей неведомого края" (Скворцов 1985: 440). Однако хир можно переводить и как "поле", и как "степь". Так, низовых чувашей называют хирти, что лучше переводить как "степные", а не "полевые" чуваши. Хотя чувашский язык для понятия "степь" имеет и более конкретизированное словосочетание деден хир, однако хир может быть использовано и без уточняющего слова. Поэтому приведенное предложение вернее переводить так: "Лети, лети, лебедь, лети, лебедь, долети до степного края". Таким образом, можно констатировать, что талай как у хантов, так и у чувашей означает степь, где можно выгуливать табуны лошадей. Как известно, у тюрков и монголов это слово утвердилось со значением "море". Например, у телеутов, шорцев и качинцев талаi - это море или большое озеро (Радлов 1905: 878). Видимо, сказался семантический аспект понятия "широко, много".

В языке обских угров, как и в чувашском, происходит замена исконного звука х тюркским к. Например, река Xunda или Xanda (Patkanov 1900: 438) - левый приток Иртыша - теперь более известна как Konda, а мифологический персонажХуль-Отыр -как Куль-Отыр. Для иллюстрации в качестве чувашского примера обычно приводят слово "девушка" - кыз в тюркских языках и хёр в чувашском языке. И в угорских, и в чувашском языках имеют место краткая и полная формы числительных. Например, "2": хант. кат - каты, манс. кит - китыг, венг. ket - ketto, чуваш. ик - иккё. Наконец, чувашское название реки Волга - Атал - также финно-угорского происхождения и означает "река". У Константина Багрянородного оно встречается в венгерской форме Ателькюзу (Etelkoz). Ак Идель - еще один вариант того же названия.

Не случайно совпадение племенного названия остяков иштяк и деревни и леса Иштек в Аликовском р-не Чувашской республики. То, что в Иштекском лесу чуваши проводили моление одному из самых значительных божеств Киреметю (Ашмарин 1929: 163), свидетельствует о сакральности и древности термина Иштек у чувашей.

Ханты и манси, как и чуваши, не выговаривают звонкие согласные (лешат трукие сапоки).

На основе аналитического изучения конкретных форм проявления ротацизма и ламбдаизма в огурской группе языков и в чувашском языке Андраш Рона-Таш констатирует, что чувашеговорящие люди/группы (Chuvash speaking people/groups) пришли из Южной Сибири. Например, в рунической надписи на памятнике Kejilig xobu присутствует название племени Kumul bodun, вождем которого был Kumul uge. Этот предводитель стал uge в 30-летнем возрасте (otuz yasimga) и умер на 70-м году жизни (yetmis yasimga). Текст, без сомнения, написан на общем старотюркском языке, но в

слове kümül "серебро" имеет место ламбдаизм (ср. чуваш. кёмёл и общетюрк. kümüs). Примечательно, что эти "серебряные люди" говорили на языке чувашского типа, а к VIII-IX вв. от них сохранилось данное название. "Серебряные люди" (kümül bodun) упоминаются также в надписи Kizil Cira и в китайских источниках. Такие письменные лингвистические свидетельства и данные показывают, что чувашеговорящие группы в Южной Сибири разделились, их основная часть ушла в Европу, но часть осталась в Азии и позже была ассимилирована живущими там тюрками (Róna-Tas 2007). В енисейской надписи Кюмюль Оге - мужское (воинское) имя; его обладатель называет кю-мюлей "мой народ". Видимо, они состояли из множества родов, ибо Кюмюль Оге называет свой народ еще "сто кюмюлей" (Айдын 2011: 7-8). Питер Голден подчеркивает, что на раннем этапе соседние финно-угорские языки оказывали на предков чувашей сильное влияние (Golden 2008: 235).

На этих примерах я остановился потому, что и сегодня, изучая этническую историю, кое-кто пытается оттолкнуться от ошибочного тезиса Армина Вамбери, утверждавшего: "Венгры, генетические родственники чувашей, - исконный тюр-коязычный народ". Да, еще в начале X в. персидский автор Ибн Русте заявил, что мадьяры - это тюркское племя (Ибн-Даста 1869: 25). Ввиду того, что утверждение не основывалось на собственных наблюдениях автора, его можно считать не более чем произвольной констатацией (хотя к этому времени мадьяры уже испытали влияние тюрков). Опираясь на опыт предшественников, а также на свои исследования, Золтан Гомбоц утверждал, что венгерский язык правильно определен как член финно-угорской лингвистической семьи, а его тюркские элементы являются заимствованными (Gombocz 1912: 1-34). Тут весьма уместно привести мнение А. Рона-Таша, который сделал вывод о том, что язык венгров был финно-угорским, но их этнос являлся тюркизированным финно-угорским, так как венгры долгое время жили внутри тюркских племенных союзов. В языковом отношении и с точки зрения самосознания они финно-угры, но их вожди и господствующая верхушка общества были тюрками (Róna-Tas 1988a).

А. Рона-Таш доказывает несостоятельность утвердившейся гипотезы о ранних тюрко-венгерских контактах (до периода Великого переселения народов). Он пришел к выводу, что доказательств древних угорско-тюркских языковых контактов не существует. Им выделяются три этапа западного древнетюркского влияния на венгерский язык. На первом и втором этапах (V-VIII вв.) тюркское влияние было интенсивным, на третьем этапе (IX в.) интенсивность уменьшилась. В это время венгры постепенно стали независимы от Хазарской империи (Рона-Таш 2012: 4, 9-10). Как и З. Гомбоц, А. Рона-Таш считает, что тюрко-венгерские языковые контакты происходили исключительно с 500 по 1000 г. Ни раньше, ни позже признаков влияния тюрков венгерский лингвистический материал не содержит (Róna-Tas 1997; Дмитриева, Адягаши 2001: 156). Если точнее - заимствование и копирование тюркских слов в венгерском языке началось в VI в. и продолжалось до 800 г. Подготовленный А. Рона-Ташем список включает около 450 слов (Рона

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком