научная статья по теме УКРАИНА В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ ГЛОБА ЛИЗАЦИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «УКРАИНА В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ ГЛОБА ЛИЗАЦИИ»

© 2008 г.

В.Н. СМИРНОВ (Республика Украина)

УКРАИНА В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В наше время актуальными стали проблемы, связанные с перспективами исторического развития России, Украины и некоторых других государств, образовавшихся после распада Советского Союза. По этой тематике имеется значительное количество исследований, в которых рассматриваются различные аспекты этих вопросов. Среди ученых, которые непосредственно занимались данной проблемой, можно назвать таких известных зарубежных политологов и философов, как 3. Бжезинский, Дж.Х. Бил-лингтон, В. Шубарт, Фр. Фукуяма, С. Хантингтон и др. Не всех из них можно отнести к доброжелателям России, что вносит определенный субъективизм и предубежденность в их научные исследования. Вместе с тем, особая позиция этих специалистов по данной теме может четче прояснить основные мотивы и цели тех политических сил, которые стоят за ними. Некоторые иностранные исследователи занимались детальной разработкой отдельных вопросов проблемы, имеющих актуальное значение для судеб всего мира с учетом мировой глобализации и кардинальных изменений в мире в связи с образованием новых независимых государств. К таким ученым можно отнести А.Дж. Тойнби, Г. Маркузе, Х. Ортега-и-Гассета, Э. Фромма, О. Шпенглера, М. Хай-деггера, К. Ясперса, Ю. Хабермаса и некоторых других. Многие российские и украинские ученые, общественные и политические деятели также уделяли большое внимание проблемам исторического выбора своих государств и народов в контексте всемирной глобализации и европейской интеграции, о чем речь пойдет ниже.

Одним из наиболее актуальных и значимых стало исследование известного историка и политолога С. Хантингтона, посвященное данным проблемам, под названием "Столкновение цивилизаций". Эта книга была представлена на научных форумах с широким представительством общественности, после чего сразу стала пользоваться огромной популярностью у интеллектуальной элиты, в том числе среди политиков, государственных и общественных деятелей. Как и другие подобные работы, она была посвящена актуальным проблемам глобализации и выживания человечества в ХХ1 в.. В этом солидном исследовании обосновывается мысль, что в современном мире, который возник после окончания "холодной войны", наиболее важными становятся не идеологические, политические и экономические различия, а культурные особенности и черты культурно-цивилизационного своеобразия.

В соответствии с таким подходом, по мнению Хантингтона, наиболее важными политическими группировками государств являются уже не три блока времен "холодной войны", а семь основных мировых цивилизаций. При этом ученый считает, что из всех объективных элементов, определяющих цивилизацию, наиболее важным является религия. Основные цивилизации в человеческой истории, полагает он, в огромной мере отождествлялись с великими религиями мира. По его мнению, на сегодняшний день наиболее важными являются шесть из них: китайская, японская, индуистская, ислам-

Смирнов Вадим Николаевич - докторант Харьковского национального педагогического университета им Г.С. Сковороды.

екая, западная и православная. В будущем допускается возникновение еще одной ци-вилизационной общности - африканской1.

Как считают многие специалисты, книга "Столкновение цивилизаций" Хантингтона стала своеобразным вызовом известным геостратегическим исследованиям Фр. Фукуямы "Конец истории" и "Великая шахматная доска" 3. Бжезинского - известного политолога, в прошлом главного советника президента США Дж. Картера. В отличие от этих своих коллег, занимавшихся подобными проблемами, Хантингтон довольно скептически оценивает будущую судьбу западной цивилизации. Говоря о возможной угрозе широкомасштабных вооруженных конфликтов между современными цивилизациями, Хантингтон считает их не только неизбежными, но и объективно закономерным результатом наступления глобальных "темных веков". При этом военный, финансовый и социально-экономический потенциал, как и другие традиционные рычаги воздействия США на сохранение своего влияния в мире этим ученым оценивается весьма скептически, допуская уже в ближайшей перспективе крайне жесткое, широкомасштабное (до глобального столкновения цивилизаций Запада и Востока), и изнуряющее длительное вооруженное столкновение с фанатично настроенными силами мусульманского фундаментализма, крайне непримиримыми к современным ценностям западной демократии. Как считает Хантингтон, возникла "новая линия разлома, преимущественно культурная граница между Европой, характеризуемой западным христианством (римским католицизмом и протестантизмом), с одной стороны, и Европой, характеризуемой восточно-христианскими и исламскими традициями - с другой", т.е. на смену "железному занавесу", по его словам, пришел принцип разделения Европы на основе "давнего культурного разлома между Западом и Востоком"2.

Несмотря на масштабность своего исследования, охватывающего практически весь мир, эта книга вызвала особый интерес в России и Украине3. И это не случайно, так как, по мнению Хантингтона, Украина является вторым после России среди бывших советских республик по важности и значению государством. Он также обращает внимание на то, что Украина занимает особое геостратегическое положение, поскольку «находится на цивилизационной "линии разлома", которая делит Украину на православную восточную и унитарную западную части»4. Это является объективной, исторически обусловленной ее особенностью, что дает возможность Украине, в случае правильного, наиболее целесообразного для нее выбора политического курса, при сбалансированности национальных приоритетов, по мере достижения социальной стабильности и консенсуса в обществе, в полной мере проявить себя, как важной части европейского и мирового сообщества в системе геополитической стратегии.

Хантингтон отмечает особые, традиционно братские отношения между Россией и Украиной на протяжении многих столетий. Особенно важное значение для гармонизации их интересов и дружеского сожительства имела единая для обоих народов христианская православная вера, а также общий исторический источник и основополагающий фундамент государственности, религии и культуры - славное наследие Киевской Руси. Анализируя отношения между Украиной и Россией, Хантингтон считает, что "конфликт между русскими и украинцами маловероятен". Но он не исключает возможного раскола страны между православными и греко-католиками. "Более веро-

1 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003, с. 17, 26, 54, 59.

2 Там же, с. 244-246, 532. О причинах негативного отношения некоторых стран "третьего мира" к западной цивилизации и "цене" за так называемый западный прогресс, об особенностях колонизации американского континента протестантской и католической цивилизациями идет речь в некоторых исследованиях мусульманских авторов, изданных в последнее время. См., например: Тарик А. Столкновение цивилизаций. Крестовые походы, джихад и современность. М., 2006.

3 Отклики на книгу С. Хантингтона см.: Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М., 1998; Бузина О. Украина в тисках цивилизаций. - Газета "2000", 16.Х11.2005.

4 Хантингтон С. Указ. соч., с. 41, 255.

ятный вариант развития ситуации, - пишет он, - это раскол Украины по линии разлома на две части, восточная из которых войдет в состав России" и образование так называемого "обрезка" униатской и "прозападной Украины", который, по его мнению, "может стать жизнеспособным только при активной и серьезной поддержке Запада". Но такая поддержка, по его мнению, может быть оказана в случае значительного ухудшения отношений между Россией и Западом, вплоть до уровня противостояния времен "холодной войны". Наиболее вероятный сценарий, по Хантингтону, выглядит так: "Украина останется единой, расколотой, независимой и в целом будет тесно сотрудничать с Россией"5. При этом Хантингтон подчеркивает, что "российско-украинские отношения значат для Восточной Европы то же самое, что франко-немецкие для Западной. Точно так же, как последние две страны образуют ядро Европейского Союза, первые две являются стержнем, необходимым для единства православного мира"6.

Во многих украинских печатных органах в последнее время отмечается, что в мире быстро происходит кардинальное вытеснение понятий морали и духовности, с подменой высокой духовности, далекой от возвышенных культурных творений, "массовой культурой". Это связано с постепенной деморализацией и даже "демонизацией" нравственной составляющей, а также с насаждением вульгарного, корыстолюбивого потребительского отношения к жизни и культа грубой силы. В украинской печати обращается внимание на то, что "заземленность сознания не могла не проявиться как в богословии, так и в соответствующих нравственных нормах жизни.... В настоящее время... богатый Запад получил в нашей стране неизмеримо большие возможности пропаганды, нежели церковь, поэтому и идеи Запада беспрепятственно проникают в

н7

наш народ и в нашу церковь .

На Всемирном конгрессе соотечественников в 2006 г. депутат Харьковского областного Совета и депутат Верховной Рады Украины от Партии регионов В.Г. Алексеев отмечал: «Понятно, что конкретная ситуация в различных странах СНГ может быть разная, но все же она является следствием процессов, укладывающихся в общие концептуальные рамки: в последнее десятилетие под видом борьбы с идеологией шла борьба с цивилизацией, к которой мы принадлежали и принадлежим. Ибо "вина" этой цивилизации в том, что на одной шестой части суши находятся несметные природные ресурсы, так необходимые для развития "мирового сообщества" и безбедного существования так называемого золотого "миллиарда". И вот в стремлении обеспечить доступ к этим ресурсам, что было бы невозможно без демонтажа страны и последующего противопоставления и ослабления составлявших ее республик... и следует искать истоки и причины одновременно (и, как правило, внезапно) вспыхнувшей в бывших братских республиках русофобии»8.

Бывший президент России В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию справедливо говорил: "Есть те, кто л

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком