научная статья по теме УКРАИНСКИЙ ФАШИЗМ И НИЦШЕАНСТВО Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «УКРАИНСКИЙ ФАШИЗМ И НИЦШЕАНСТВО»

Бугера В. Е., Гиндуллин Н. Ф. УКРАИНСКИЙ ФАШИЗМ И НИЦШЕАНСТВО

в статье поднимается проблема современного фашизма на украине. Проводится анализ работ главного идеолога украинского фашизма дмитро донцова и трудов немецкого философа-иррационалиста фридриха ницше.

Ключевые слова: идеология, фашизм, националисты, «раса господ» и «раса рабов», каста, классовый подход

Bugera V. E., Gindullin N. F.

UKRAINIAN FASCISM AND NIETZSCHEANISM

The article raises the problem of modern fascism in Ukraine. The analysis of the works of the main ideologue of fascism Ukrainian Dmytro Dontsov and works of German philosopher- irrationalist Friedrich Nietzsche.

Key words: ideology, fascism, nationalists, "master race" and "slave race", caste, class approach

Бугера В. Е.

и

w

Одним из основателей идеологии украинского фашизма, более того - его главным идеологом в первой половине ХХ века стал публицист и философ Дмитро (Дмитрий) Донцов. Несмотря на то, что украинский фашизм изначально был расколот на множество фракций и группировок, ожесточенно грызшихся друг с другом, большинство из них вдохновлялись книгами и статьями Донцова, клали его идеи в основу своих программных документов, своей пропаганды и агитации.

Труды Донцова стали широко переиздаваться на Украине, начиная с 1991 года. Их не только изучают современные украинские фашисты - произведения Донцова изучают в вузах и даже в школах, на них воспитывается украинская молодежь вот уже четверть века подряд. Идеями Донцова, близкими идеологии немецкого фашизма, вскормлены штурмовики Майдана и каратели, терзающие сегодня Донбасс под прикрытием лозунга «борьбы с терроризмом и сепаратизмом». И так же, как на идеологов нацизма, на Донцова огромное влияние оказала философия Фридриха Ницше1

В одной из своих главных работ - книге «Дух нашей старины»2 - Донцов счел нужным прямо сослаться на Ницше, признав, таким образом, преемственность между ним и собою.

«Пророком, предсказавшим этот «век масс», век «европейского нигилизма», как он его называл, - был среди прочих Фридрих Ницше. Он уже в 80-х годах прошлого столетия возвышал свой вдохновенный голос против новых демократических «господ», героев заурядности, узкоглядства и выгоды. Противопоставлял им тип и стиль старых европейских элит, стиль викингов, арабской, японской и гомеровской аристократии. Он еще тогда писал о «Фергеслихунг Европас», которую принесли с собой демократические «швитценде плебеер», он еще тогда поднимал на высокий постамент древнее, уже неизвестное демократизированному 19 веку «Форнемгайт» (благородство, ноблес), как основную характеристику касты владык. Он один из первых осуждал современную ему культуру демократической Европы, культуру «Herdentier», а толпе с ее «руге-льос барабаришен Трайбен унд Вирбельн», с ее «неугомонной варварской суетой и гомоном» противопоставлял культ великих людей, недочеловеку демократии - своего сверхчеловека. Он осуждал бескультурье демократических городов, упадок

1 См.: Бугера В. Е. Социальная сущность и роль философии Ницше. - М., 2005.

2 Донцов Д. Дух нашо! давнини. - Дрогобич, 1991.

государственной дисциплины. Он нападал на такие демократические институты, как всеобщее избирательное право, называя демократию

- «исторической формой упадка государства»3.

Донцов сразу схватывает у Ницше самое основное

- его концепцию извечно присущего жизни человечества деления людей на господ и рабов и его критику «смазывания» этого деления как якобы упадка и деградации общества. Гиндуллин Н. ф.

Вот что он пишет об идеях своей книги:

«Идеи этой книги в основе своей отличны от идей демократии, классократии или нациократии. ...Им противопоставляю идею иерархизированного общества.

Оригинальной является и идея этой книги про руководящий слой. Базой создания этого слоя является для меня не мифический «демос», не масса (демократия), не тот или иной класс («классократия»), не партийно-политическая программа (нациократическая монопартия), но лишь каста «лучших людей»... Ни демо-кратия, ни классо-кратия, ни нацио-кратия, только аристо-кратия, каста лучших людей.

Под кастой понимаю здесь не что-то подобное замкнутым кастам Индии, но нечто иное. Под правящей кастой, под «аристократией» подразумеваю нечто подобное Ордену, обособленный по положению в обществе и духу слой «лучших людей»... слой, который бы пополнялся выходцами из всех слоев общества на основе сурового отбора лучших, а с другой стороны тщательным процеживанием, «чисткой» охранял бы свое духовное и моральное превосходство и чистоту, свою форму и силу.

Таким подходом к основной проблеме нашего времени выходит этот труд за пределы нашей национальной проблемы, касаясь важнейшей проблемы общеевропейского характера, которую испанец Ортега-и-Гассет охарактеризовал как

3 Донцов Д.. Указ. соч.

Евразийский юридический журнал

№ 7 (86) 2015

кризис руководящих слоев, как кризис «века масс», я бы сказал - века черни»4.

Поучительное во многих отношениях зрелище - последовательный националист Донцов, полагающий в качестве основной проблемы нашего времени проблему «кризиса руководящих слоев» (читай: кризиса господства эксплуататорских классов), классовую проблему. Не стоит придавать особо серьезного значения его нападкам на "идеи классократии": Донцов просто не хочет замечать, что его «каста лучших людей» - не что иное, как принявший в его сознании иллюзорную, недостижимо-идеальную форму господствующий класс. Донцов исповедует тот же самый классовый подход, по-идеалистически перевернутый вверх тормашками, что и Ницше. Притом этот классовый подход, как и у Ницше, осознан; просто он осознан в неадекватных терминах вроде «касты лучших людей», осознан помимо таких адекватных его сути терминов, как, например, «классы общества».

Не следует также придавать особого значения тому, что Донцов отмежевывается от «нациократии». Это не значит, что он в той или иной мере порывает со своим воинствующим национализмом. Понятие «нациократии» он сводит к правлению одной партии с националистической программой и противопоставляет ему правление «представляющей нацию» касты, «подобной Ордену» (чем же является эта орденоподоб-ная организация «господствующей касты», как не идеализированной партийной организацией?). Очевидно, под влиянием политического банкротства фашистской партии ОУН - Организации украинских националистов, сотрудничавшей с нацистами (цитируемая книга Донцова была впервые издана в 1944 году), Донцов пытался дистанцироваться от заложенных в основу ее программы «нациократических» идей; однако он не сумел сделать этого иначе, как противопоставив им те же самые идеи, но в немного иной упаковке.

Донцов оказался наследником Ницше также и в своем ра-сизме5:

«Щербаковский утверждает, что на Украину в неолитическую эпоху в третьем тысячелетии до Рождества Христова пришли люди двух культурных кругов, земледельческого и кочевнического. Каждый из тех культурных кругов был создан отдельной расой, отдельной физически и психически. Наши апостолы толпы были представителями подвластного слоя, а не того, что создал культуру, руководящего слоя княжеского Киева и казачества»6.

Миф о двух культурных кругах - двух расах внутри народа Украины воплощается сегодня в практику геноцида на Донбассе: ополченцы и мирные жители Донецкой и Луганской народных республик воспринимаются украинскими великодержавными шовинистами как низшая раса, подлежащая порабощению и уничтожению. В этой практике нет ничего нового: то же самое, только еще в больших масштабах, творили украинские фашисты во время Второй мировой войны и в течение нескольких лет после нее. Выходит, что та война еще не закончилась - недобитые фашисты вырастили своих духовных наследников, те чрезвычайно расплодились после распада СССР и теперь стараются взять реванш за поражение своих предшественников7.

4 См.: Донцов Д. Дух нашо! давнини. -Дрогобич, 1991.

5 Донцов Д. Указ. соч.

6 Там же.

7 См.: Лукиянов М.Ю., Бондаренко А.В., Даллакян Г.Р., Горемыкина Л.И.

Современное российское общество о Великой Отечественной войне:

социологические данные и социально-философское восприятие //

Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 6. - С.328-330.

По адресу демократии и демократов Донцов сыплет длинными очередями ругательств8. Главная претензия Донцова к демократам - в том, что они не смогли противостоять той силе, которую Ницше знал под именем «социализм», Гитлер в «Майн кампф» называл марксизмом, а сам Донцов называет большевизмом. И так же, как Ницше, Донцов мечтает о новой касте господ, которая укротит «толпу» и уничтожит ее воинствующее движение - в данном случае большевизм9.

Во всех своих произведениях Донцов выступает в качестве последовательного ницшеанца. Но не только он: Ницше вообще был крайне популярен среди украинских фашистов накануне второй мировой войны. Один из них, О. Бабий, в 1930 году писал: «Кажется, имя ни одного философа не является таким популярным среди украинцев, как имя Ницше»10 (под «украинцами» имеются в виду украинские националисты).

Ницше и сегодня столь же популярен среди украинских (добавим: и среди русских тоже) фашистов.

Пристатейный библиографический список

1. Бугера В. Социальная сущность и роль философии Ницше. М., 2005.

2. Донцов Д. Дух нашо1 давнини. Дрогобич, 1991.

3. Лукиянов М. Ю., Бондаренко А. В., Даллакян Г. Р., Горемыкина Л. И. Современное российское общество о Великой Отечественной войне: социологические данные и социально-философское восприятие // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 6. - С. 328-330.

4. Масловський В. Дорога в безодню. Львiв, 1978.

Российский университет дружбы народов Кафедра международного права XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС БЛИЩЕНКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Peoples' Friendship University of Russia Department of International Lbw International Congress commemorating Professor I. Blischenko

8 См.: Донцов Д. Дух нашо! давнини. -Дрогобич, 1991.

9 См.: Донцов Д. Указ. соч.

10 Масловський В. Дорога в безодню. - Львiв, 1978.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком