научная статья по теме УПРОЩЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ КАК СПОСОБ АДАПТАЦИИ К СЛОЖНОМУ СОЦИУМУ Социология

Текст научной статьи на тему «УПРОЩЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ КАК СПОСОБ АДАПТАЦИИ К СЛОЖНОМУ СОЦИУМУ»

Тощенко Ж.Т. Кентавр-проблема: опыт философского и социологического анализа. М.: Новый

хронограф, 2011. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005.

Alexander J.C. The Meanings of Social Life. A Cultural Sociology. N.Y.: Oxford University Press, 2003. Archer M.S. Structure, Agency and Internal Conversation. Cambridge: Cambridge University press, 2003.

Baudrillard J. Simulations. N.Y., 1983.

Bauman Z. Culture in a Liquid Modern World. Cambridge: Polity Press, 2011. Bauman Z. Liquid Fear. Cambridge: Polity Press, 2006.

Bauman Z. Liquid Love: On the Frailty of Human Bonds. Cambridge: Polity Press, 2003.

Bauman Z. Liquid Times. Living in an Age of Uncertainty. Cambridge: Polity Press, 2009.

Beck U. Cosmopolitan Version. Cambridge: Polity Press, 2007.

Beck U. World at Risk. Cambridge: Polity Press, 2010.

Becker G.S. Human Capital. N.Y.: Columbia University Press, 1964.

Castells M. The Rise of the Network Society. Second Edition. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010. Duglas M. Risk and Blame: Essays in Cultural Theory. L.: Routledge, 1992.

Foucault M. Governmentality // The Foucault Effect: Studies in Governmentality. Chicago: University of Chicago Press, 1991.

Perrow Ch. Normal Accidents: Living with High-Risk Technologies. Princeton: Princeton University Press, 1999.

Perrow Ch. The Next Catastrophe: Reducing our Vulnerabilities to Natural, Industrial and Terrorist Disasters. Princeton: Princeton University Press, 2011. Ritzer G. The Mcdonaldization of Society. Pine Forge Press, 2000.

Ritzer G. Enchanting a Disenchanted World: Continuity and Change in the Cathedrals of Consumption.

Los Angeles, London: Sage, 2010. Shultz T. Human Capital // The International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968. Vol. 6. Sztompka P. Society in Action: A Theory of Social Becoming. Cambridge, 1991. Urry J. Climate Change and Society. Cambridge: Polity Press, 2011. Urry J. Global Complexity. Cambridge: Polity Press, 2003.

© 2014 г.

Н.Н. ЗАРУБИНА

УПРОЩЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ КАК СПОСОБ АДАПТАЦИИ К СЛОЖНОМУ СОЦИУМУ

ЗАРУБИНА Наталья Николаевна - доктор философских наук, профессор кафедры социологии Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России

Аннотация. Современное общество становится всё более сложным, что требует выработки новых способов адаптации к его многообразию и быстрым трансформациям. Темпы социальных преобразований зачастую отстают от реальной готовности общества и его граждан к происходящим переменам. Поэтому ответной реакцией на вызовы сложности становится упрощение, выраженное в стандартизации (сводящейся к упрощению при рассмотрении социальных практик) и архивации как локальных тенденциях в рамках общего процесса структурного усложнения.

Ключевые слова: сложное общество • повседневная жизнь • упрощение • стандартизация • архаизация.

Современное общество приобретает новые качества, становясь все более сложным. К признакам сложности социума С.А. Кравченко относит возрастание значения самоорганизации и рефлексивности социальных акторов и структур; открытость с

её амбивалентными последствиями в виде возникновения качественно новых рисков: возрастание скорости и нелинейности социальных изменений; трансформации социального времени и пространства; виртуализация социальной реальности; плюрализация рациональности и другие. В качестве проявлений усложнения социума он называет возникновение "парадоксальных разрывов и синтезов", проявляющихся в отсутствии единой системы ценностных и нормативных стандартов и в сосуществовании в едином культурном пространстве ранее антагонистических ценностей; временной диссинхроноз как сосуществование различных по темпам развития структур, нередко относящихся к различным темпомирам; отсутствие единой логики и единой скорости развития различных сфер социальной деятельности и разных социальных группах. Усложнение социума порождает новые риски, которые, в свою очередь, приобретают иные параметры сложности и динамичности [Кравченко, 2012: 12-48, 93-94].

Сложное общество требует от социальных акторов способности к самотворению и самоорганизации, умения постоянно отслеживать ситуации и принимать оперативные решения с учетом непреднамеренных последствий функционирования социальных институтов, готовности отказаться от привычных практик в условиях ценностно-нормативного плюрализма.

Вследствие усложнения социума возникают новые вызовы как для системы управления, политической организации, хозяйственной деятельности, так и для повседневной жизни людей. На уровне повседневности усложнение социальной реальности предполагает выработку новых способов ориентации в непредсказуемо меняющемся мире и форм адаптации к его многообразию и быстрым трансформациям. Одним из таких способов адаптации становится упрощение массовых социальных практик, сопутствующее росту сложности общества как его диалектическая противоположность. Упрощенные практики становятся ответом на вызовы сложности, которые позволяют осуществлять организацию социальной жизни на массовом уровне, удовлетворяя потребность людей в предсказуемости и повторяемости, в однозначных рациональных интерпретациях происходящего. Они позволяют формировать и воспроизводить относительно устойчивые параметры порядка, создают ощущение стабильности и безопасности в условиях растущих рисков.

Упрощение социальных практик в сложном социуме проявляется в их стандартизации и архаизации. Амбивалентное значение упрощенных социальных практик состоит в том, что они сводят все многообразие проявлений сложности общества к простейшим шаблонным действиям, к линейной причинности, не позволяют индивидам проявлять гибкость и не развивают самоорганизацию. Таким образом, упрощенные социальные практики позволяют обеспечивать относительную стабильность, предсказуемость и эффективность. В то же время они становятся источником новых рисков, поскольку предполагают отказ от необходимой для сложного общества готовности действовать в постоянно меняющихся условиях.

Стандартизация социальных практик в условиях усложнения общества

Процесс модернизации общества требует адаптации больших масс людей, не всегда подготовленных к действиям в условиях усложнения социальных практик. Повышение среднего уровня образования, профессиональной квалификации, усложнение предметного окружения в повседневной жизни в масштабах общества порождает в качестве способа адаптации нарастающую стандартизацию. Согласно определению Международной организации по стандартизации, она представляет собой "установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон" [Бойцов, 1976]. В условиях массового общества стандартизация позволяет обеспечить должный уровень безопасности и качества продуктов и услуг, рациональности использования ресурсов, совместимости технических устройств и кодирования информации, сопоставимости

результатов различных видов деятельности и т.д. Однако при этом стандартизация неминуемо сопровождается упрощением сложных процессов путем сведения их к системе шаблонных рациональных действий, позволяющих эффективно достигать поставленные цели в сферах производства, потребления, повседневной жизни без учета конкретных условий и соответствующей им качественной специфики.

В целом макдональдизация обеспечивает стандартизированное структурирование ролевого поведения в различных областях социальной деятельности, что делает поведение людей более предсказуемым, контролируемым и управляемым. Однако последствием макдональдизации становится дегуманизация стандартизированных социальных практик, из которых выхолащивается их социальное, культурное, эмоциональное содержание. Происходит уменьшение "творчески-критического восприятия информации и, как следствие, уменьшается интеллектуальная созидательность и гуманистическая составляющая жизнедеятельности" [Кравченко, 2012: 127].

Не все социальные практики поддаются стандартизации в равной степени успешно. Во многих значимых сферах жизни общества стандартизация как сведение качественных характеристик к количественным, содержания к формальным принципам организации, личностных отношений к безличным приводит к их принципиальному упрощению. А упрощение, в свою очередь, искажает саму сущность этих специфических форм деятельности. Так, система ЕГЭ с заменой классических экзаменов и сочинений на тесты подвергается справедливой критике за невозможность с ее помощью выявить подлинно одаренных выпускников средних школ, раскрыть индивидуальные способности и профессиональную пригодность абитуриентов. Стандартизация требований к качеству научных исследований, состоящая в применении к ним количественных и формальных критериев (объем текста, количество публикаций и ссылок, индексы цитирования и т.д.), не всегда позволяет достоверно оценить реальный вклад того или иного ученого или коллектива в развитие научного знания, зато создает предпосылки для разнообразных злоупотреблений. Стандартизация оценок результатов художественного творчества с помощью формальных показателей (количество проданных книг, просмотров фильмов и спектаклей, посещений музеев и театров и т.д.), возможно, позволяет судить о популярности и востребованности, но вовсе не об эстетической ценности произведений. Это всем хорошо известно, однако потребность в единых основаниях для сопоставления результатов, в объективности и беспристрастности, в предсказуемости и управляемости снова и снова побуждает подменять сложную профессиональную экспертизу с использованием стандартов, внедрять упрощенные шаблоны в те сферы жизни, где они нередко оказываются деструктивными.

Стандартизации как упрощению социальных практик в сфере материального и духовного производства соответствуют и аналогичные процессы в сфере потребления. Упрощенные шаблонные действия, стандартизированные инструкцией по применению, становятся реакцией на усложнение потребляемых предметов и технологий. Предметный мир традиционного человека был тех

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком